А вы знали, где на территории Тамбова находилось поселение древнего человека? Почему сюсюкинский дом «потерял» своего хозяина? И как выглядит «памятник» водопроводу? «НГТ» совместно с «Тамбовским земством» продолжает рассказывать об истории улиц. И сегодня мы погуляем по Ржавской. Айда с нами?
РЖАВСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Улица Ржавская? А где это? Если вопрос актуален – расскажем. На юге Тамбова между Карла Маркса и Пролетарской расположилась одна из числа самых коротких в городе улиц – Ржавская. Ее длина всего 340 метров. Чуть больше трех десятков домов и более чем двухвековая история. Хотя…
«Обратимся к документам. На плане города Тамбова 1780 года территория будущей улицы Ржавской значится незастроенной, – поясняет краевед, руководитель исторического общества «Тамбовское земство» Денис Силин. – А сама местность представляла собой своеобразную возвышенность. Далее шла илистая долина реки Ржавца. Собственно, отсюда и название. Итак, согласно плану, строений на этой земле не было. Однако в окрестностях неоднократно находили медные монеты, датируемые 1730-1740 годами, значит, определенная хозяйственная деятельность здесь велась. В исторических документах также можно найти упоминания, что в здешних краях еще в эпоху неолита существовало так называемое Ржавское городище, то есть поселение древнего человека. Запись об этом содержится в трудах археолога Т.Б.Поповой и встречается в научной литературе. Исследователями еще в 70-х годах прошлого века была предпринята попытка определить конкретные границы поселения, но за счет плотной городской застройки установить его точное местонахождение не удалось».
Фрагмент Плана губернского города Тамбова 1856 года
Вернемся к концу XVIII столетия. Краеведы предполагают, улица Ржавская стала формироваться между 1780-1790 годами. Что интересно, это одна из немногих улиц старого Тамбова, которая за два века своего существования ни разу не меняла названия. Хотя попытки были. Например, в журналах дореволюционной Тамбовской городской Думы есть упоминание о том, что улицу планировали переименовать в Сюсюкинскую – по фамилии жившего здесь помещика. В народе какое-то время ее действительно так и называли. Но название не прижилось. Кстати, о самом помещике расскажем чуть позже.
«Достаточно большую историческую загадку представляет собой длина улицы: почему, собственно, Ржавская такая короткая? – отмечает Денис Силин. – Но если посмотрим на план города, то заметим, что улица Ржавская упирается в соседний квартал и как бы вновь продолжается между Советской и Набережной. То есть улица 60 лет Октября как бы продолжает Ржавскую, хотя единой улицей они никогда не были. Сама планировка намекает, что в конце XVIII – начале XIX века, возможно, Ржавская планировалась длиннее, но в конечном итоге все сложилось так, как мы сегодня можем наблюдать».
МЕЖДУ «КОМСОМОЛЬСКИМИ» ДОМАМИ
Когда-то Ржавская вела к реке Ржавцу. Примечательно, что даже спустя два столетия здешние жители иногда находят во время садовоогородных работ ракушки… Да и сама местность до сих пор сохранила очертания прибрежной территории. Средняя высота улицы – 120- 122 метра над уровнем моря. Тогда как на пересечении улиц Фридриха Энгельса и Пролетарской средняя высота – 126 метров над уровнем моря.
А вот еще одна «находка». Знали ли вы, что улица Ржавская начинается и заканчивается с «комсомольских» домов? Название хоть и неофициальное, но народные обозначения порой живут куда дольше исторических документов.
Итак, угол Ржавской/Карла Маркса, дом под номером 1/14.
«Расположенный углом большой одноэтажный дом, – рассказывает Денис Силин, – имеет высокий кирпичный фундамент, сложен из теса и обшит фасадной доской, частично оштукатурен. По фасаду с углов расположены два больших треугольных фронтона. Некоторые краеведы сравнивают его с сельской школой из-за схожести строения. Однако школы в нем никогда не было. По состоянию на 1908 год, дом принадлежал К.Ф.Шатилову. Человеком он был предприимчивым. Понимая, что владеет достаточно большой площадью, К.Ф.Шатилов разделил свой дом примерно на десяток квартир и сдавал их внаем. Известно, например, что здесь снимала жилье семья секретаря уездного полицейского управления Ф.Н.Талицкого. В 1918 году дом был реквизирован. Впоследствии сюда заселяли сотрудников завода «Комсомолец». Отсюда произошло его название – «Комсомольский дом».
Уходит улица в два двухэтажных дома – они расположены по Пролетарской и также народом прозваны «комсомольскими». Ибо строили их для сотрудников одноименного завода.
УСАДЬБА СОЛОВЬЕВОЙ
Четная сторона. Дом на углу Карла Маркса и Ржавской. До революции принадлежал Екатерине Константиновне Соловьевой, тамбовской мещанке.
«Деревянный дом на высоком каменном фундаменте. Некоторые исследователи называют его классическим образцом городской мещанской застройки последней четверти XIX века. Хозяйка дома Екатерина Соловьева владела достаточно обширной городской усадьбой в южной части города. По окладной книге ее дом оценивался в сто рублей. В 1906 году, как упоминается в архивных документах, к ней переехала сестра Надежда Константиновна Селезнева. И Екатерина Константиновна приступила к возведению на своей усадьбе еще одного дома. Известно, что строительством соседнего дома номер 10 по улице Карла Маркса занимался выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров (Строительного училища) гражданский инженер Поцелуев. Вскоре обе сестры поселились по соседству. Оба дома сохранились до наших дней», – говорит Денис Силин.
Рядом с бывшей усадьбой Соловьевой сохранился еще один любопытный объект – водопроводная колонка. Примечательно, что действует она не один десяток лет.
«Возле нее – оригинальная крышка водопроводного люка, изготовленная в 1898 году на заводе Петтера в Тамбове. Это своеобразный памятник, повествующий, как инициатива Тамбовской городской Думы при содействии инженера А.В.Бари привела к появлению в нашем городе водопровода».
ТАИНСТВЕННЫЙ ПОМЕЩИК
Дом помещика Сюсюкина до нынешних времен не сохранился. Однако место, где жил таинственный землевладелец, известно.
«Если мы пройдем в глубину квартала, то увидим на четной стороне улицы вековые могучие ели. Эти «великаны» появились не просто так, они отмечают место, где находилась усадьба помещика Сюсюкина. К сожалению, пока архивные данные об этой исторической личности обнаружить не удалось. Тем не менее Сюсюкин заслуживает внимания, учитывая, что в его честь пытались переименовать целую улицу. И пару слов о самом доме. Старожилы вплоть до 60-х годов с документальной точностью описывали «барскую» усадьбу. По их воспоминаниям, дом был огромным, двухэтажным. В его основании – кирпичный фундамент. Сам терем был сложен из бревен, покрыт высокой двускатной крышей и украшен большим количеством разных накладных элементов», – уточняет краевед.
СТАРИННЫЕ ДОМИКИ
Всего три десятка домов на улице. Многие из них уже давно отметили вековой юбилей.
«Маленькие низенькие домики, характерные для типичной городской постройки конца XIX века, – поясняет исследователь. – Интересно, что архитектурный облик и конструктивные особенности входной группы не изменились с девятнадцатого столетия. Как пример: навесные распашные ворота висят на огромных столбах. Они крыты, как правило, двускатной крышей. Рядом находился либо амбар, либо каретник. Ворота до сих пор запираются на щеколду и замок. Возле ворот находилась достаточно низенькая калитка, которая закрывалась изнутри. А возле нее в заборах многих домовладений было маленькое окошко для сторожевой собаки».
На многих домах по сей день сохранились ставни с действующим механизмом защелки. Особенность их в том, что сами ставни запирались с помощью накладной дуги. Прут вставлялся в специальное отверстие в стене. Открыть этот механизм можно было только из дома, повернув ручку.
«Улица Ржавская была на окраине города, поэтому безопасность в домах была превыше всего. Надо сказать, что во многих домах до сих пор сохранилась традиция закрывать ставни ровно в восемь часов вечера. Это означает, что день закончился и хозяев беспокоить не стоит. Так что уклад жизни в ряде домов за последний век не поменялся», – заключает краевед.
Встречаются и дома с мезонином. Когда-то на улице подобных было три. До нынешних времен сохранился только один.
«Стоит упомянуть и дом под номером 12, – говорит Денис Силин. – Здание снесли. Но примечательно оно тем, что 1930-е годы в этом доме проживал художник Владимир Николаевич Проскуряков. Например, при подготовке каталога выставки Тамбовского областного Союза художников за 1939 год именно этот дом он указал как место регистрации».
В конце улицы, но уже фасадом по Пролетарской, стоял важный объект жизнеобеспечения – керосиновая станция. Сюда жители окрестных кварталов приходили в 60-70-х годах. В 90-х здание снесли. Сейчас на его месте девятиэтажный жилой дом.
P.S.
Из архивной информации:
В 1908 году по нечетной стороне дома принадлежали: А.И.Чуханостовой, П.П.Порошину, Н.В.Гаритовой, Е.А.Ивановой, Н.Ф.Антоновой, А.Ф.Соколову, В.С.Ильину, В.И.Николаевой, П.С.Скворцову, И.В.Железникову, З.Н.Криволуцкой, В.С.Горюнову, О.А.Осипову, С.В.Ануфриеву, А.И.Федосееву. По четной стороне домами владели: А.Г.Шестакова, А.Н.Русанов, Ф.И.Соколов, З.Т.Григорьев, А.И.Проскуряков, В.И.Самойлова, М.И.Никитин, Е.А.Архипов, Е.И.Михайлов, И.В.Воронов, И.С.Сахаров, А.Т.Богданов, М.А.Михайлов, А.И.Коняшин, С.Н.Дьякова, А.В.Фомин и П.И.Погостовская.