Заслуженный учитель РФ Валерий Саликов: звание, общение с детьми и многое другое

Учитель истории, обществознания, права и экономики лицея №29 удостоен звания «Заслуженный учитель РФ» за заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу.

Гости из прошлого

Учитель истории, обществознания, права и экономики лицея №29 Валерий Саликов удостоен звания «Заслуженный учитель РФ» за заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу. В школе учитель продолжает трудиться уже тридцать лет подряд.

Договорились встретиться с Валерием Юрьевичем во время занятий: очень хотелось побывать на уроке, чтобы полностью погрузиться в тему.
Немного опаздываю. Захожу в кабинет с вопросом «Можно?» – не столь давнее окончание школы дает о себе знать.

– Можно, – с улыбкой отвечает учитель.

Захожу в кабинет, параллельно рассматривая класс. Ребята взрослые, спокойные. Аккуратно присаживаюсь на стул, чтобы не отвлекать от работы.

Профессиональный стиль Валерия Юрьевича замечаю сразу: дети не записывают ежеминутно поступающую им информацию, а увлеченной слушают учителя. Ответы на вопросы педагога по теме поступают от ребят моментально.

«Валерий Юрьевич – мэтр предметов, которые преподает. Он никогда не останавливается в развитии и изучает новое вместе с учениками. Его подход к занятиям уникален. Урок проходит в формате «вопрос-ответ». У нас на занятиях никогда не было примитивных заданий. Важную информацию записывали дома, а на уроке в процессе диалога обсуждали тему. Скучно не было никогда», – рассказывает бывший ученик Валерия Саликова, курсант военного университета имени князя Александра Невского Александр Титов.

С чего начинается учитель

Но вот урок заканчивается, начинаем общаться. В первую очередь хочется узнать про эмоции от полученного звания и историю пути к заслуженной награде.

– К этому званию шел долго. Эйфории не испытываю – тщеславия, характерного для молодых людей, давно уже нет. Работаю не за награды и не за деньги. Наша профессия не сильно доходная. Конечно, приятно, что твой труд признают, но в любом случае это все вторично, – отмечает Валерий Саликов.

Как рассказывает учитель, к профессии он пришел совершенно случайно. При поступлении на исторический факультет не было четкого понимания дальнейшего карьерного роста.

– Времена были сложные – тотальная безработица, проблемы в экономике. Так получилось, что предложили пойти работать в образовательное учреждение. Изначально воспринимал это как что-то временное для того, чтобы сориентироваться в жизни, а затем трудоустроиться в другом месте, – рассказывает учитель. – В итоге оказался здесь. Школа – особый мир. С одной стороны, она неразрывно связана с обществом, с другой, дистанцируется от него. И знаете, это хорошо. Когда попадаешь сюда, вырваться уже сложно, потому что работа – напряженная, требует большой самоотдачи. И пока занят этим делом, нет времени искать что-то другое.

Наше будущее

Валерий Юрьевич в основном работает с детьми старшего школьного возраста.

– Ученики десятых-одиннадцатых классов – уже сформировавшиеся личности. Считаю, что относиться к ним нужно как к взрослым людям. Излишнее сюсюканье или покровительственный тон не подходят. Самое важное – вызвать у них доверие. Если оно есть, можно находить подходы, если нет, ничего хорошего не выйдет, – отмечает Валерий Юрьевич. – Детей надо заинтересовать своей личной позицией. Иначе учитель ничем не будет отличаться от «говорящей головы» в интернете. Но всех заинтересовать невозможно, так как сейчас они еще не понимают, что им в жизни может пригодиться.

– Какой вы видите школу в будущем?

– Конечно, школа поменяется. Она сочетает в себе традиции и инновации. Поэтому, с одной стороны, должна идти впереди общества в силу того, что формирует поколение будущего. С другой стороны, она должна сохранять традиции. Все меняется, и когда мы сталкиваемся с какими-то жизненными вызовами, естественно, школа на это реагирует. Это касается, в том числе, развития всевозможных моделей онлайн-образования и дистанционного обучения. Мы с этим уже столкнулись в 2020 году в ковидные времена. Не имея совершенно никакого опыта, наладили обучение, и оно заработало. Этот опыт будет развиваться. Инновации будут внедряться, и требования к учителю станут совершенно иными, – считает Валерий Юрьевич.

Воспитание будущего поколения – неотъемлемая часть развития общества. Приятно наблюдать за тем, как полностью отдают себя работе с детьми педагоги, взамен получающие от них доверие и уважение. Впереди – много изменений, но важно сохранить в школах по-настоящему искренних и преданных своему делу учителей, которые полностью погружены в него.