А вы знали, где в Тамбове в начале прошлого века предлагали грязевые ванны? В каком доме гостил Рахманинов, и где жил казначей Бобковский, проигравший свою жену в карты? Обо всем расскажем поподробнее.
«НГТ» совместно с «Тамбовским земством» запускает новый проект «Пойдем погуляем?». Мы расскажем об истории улиц Тамбова и непременно посоветуем посетить самые необычные места города на Цне. А начнем нашу прогулку с одной из старинных улиц города – Комсомольской.
Первый план города
«В большинстве своем дома по улице Комсомольской — деревянные, и только около сорока процентов – каменные строения, — начинает рассказ краевед, руководитель исторического общества «Тамбовское земство» Денис Силин. — Построены они на рубеже XIX-XX веков. Преимущественно это мещанская застройка, но кое-где встречаются купеческие дома. Располагались они, как правило, компактно: главный дом, флигель, службы и надворные постройки. Многие сохранились до наших дней».
Преимущественно дома на улице Комсомольской построены на рубеже XIX-XX веков
Впрочем, Комсомольской улица стала только в 1933 году. До этого она носила название Дубовой, а еще раньше — Стрелецкой. Доподлинно известно лишь то, что на плане губернского города Тамбова, составленном между 1797 и 1800 годами, улица именуется как Стрелецкая, а на плане 1888 года она уже названа Дубовой. А вот о том, в какой момент улица фактически поменяла название, судить крайне сложно.
«В тамбовской краеведческой литературе есть целый блок работ, посвященный истории города в разрезе конкретных улиц, — поясняет Денис Силин. – Однако касательно Тамбова не все так просто».
Одна из первых работ – справочник «Улицы и площади Тамбова» известного краеведа Николая Васильевича Муравьева, изданный в 1994 году. По сути, с этой книги начинается исследование истории городских улиц. Позже будут выпущены труды Ю.А. Щукина и А.А. Горелова, в том числе дополненные переиздания.
Усадьба на улице Комсомольской
«Этим, пожалуй, вся литература об истории улиц и исчерпывается, — уточняет Денис Силин. — В связи с чем «Тамбовское земство» поставило перед собой задачу в ближайшие несколько лет переработать справочник Муравьева, чтобы предоставить наиболее полную информацию об истории улиц Тамбова, но уже с опорой на новые сведения, которые были открыты за последние тридцать лет. Ведь что такое история? Это наука, которая фиксирует объем знаний на конкретный период. За последние годы доступность многих архивов существенно повысилась. И сегодня мы можем с уверенностью говорить о новых фактах. Например, «Тамбовское земство» обладает наиболее полной коллекцией планов и карт города, которые охватывают почти 250-летний период его истории. Самая ранняя карта датирована 1775 годом. И вот что любопытно. Многие исследователи – к примеру, тот же самый Муравьев – опираются на первый план города. Но вопрос в том, какой именно план считать первым. Долгое время таковым считался регулярный план Тамбова, утвержденный, или, выражаясь языком того времени, «конфирмованный», императрицей Екатериной Великой в 1781 году. Однако в этом документе вообще не прописаны названия улиц. А вот Стрелецкая впервые упоминается на плане города, который условно датирован периодом между 1797 и 1800 годами».
СОГЛАСНО ЛЕГЕНДЕ
«Улица Стрелецкая, или современная Комсомольская, проходила за пределами крепостного рва, чуть южнее Казанского монастыря, — рассказывает Денис Силин. — Находилась она в пределах дворов Стрелецкой слободы. Отсюда, собственно говоря, и произошло ее первое название. К слову, у стрельцов даже была собственная церковь – она располагалась на современной улице Советской напротив Казанского монастыря. Храм обозначен на многих планах города. Правда, кроме этого, о церкви сохранилось не много исторических фактов. А неподалеку уже находились земли Покровской слободы».
Современная Комсомольская пестрит садами, кое-где выглядывают одинокие многоэтажки. Тишь. А вот полтора века тому назад здесь было куда оживленнее.
В доме 27 по улице Комсомольской и сейчас располагаются торговые места. В начале прошлого столетия здание принадлежало тамбовскому промышленнику Волокитину. На первом этаже располагался магазин колониальных товаров тамбовского купца Есина. А второй этаж сдавался под съемные квартиры. Проживали здесь уездный судья Дмитриевский, церковный художник Акимов.
В общем-то и сам хозяин дома Волокитин был в дореволюционном Тамбове личностью известной – член Тамбовского Красного креста, предводитель местного общества пчеловодов. По одной из легенд, именно на этом месте некогда стоял дом тамбовского казначея Бобковского, проигравшего свою жену заезжему красавцу-улану. Эту историю потом перескажут Лермонтову, а сюжет ляжет в основу одноименной поэмы. Сам дом, где якобы происходили события, стоял на другой улице и до наших дней не сохранился.
Поговаривают, что по соседству – сейчас в этом доме располагается местное общество охотников — возможно, квартировал знаменитый архитектор Фрейман, построивший дом Замятиных.
«Дом Замятиных, — рассказывает краевед, — образец стиля модерна. На фасаде сохранилась облицовка со знаменитой зеленой плиткой, называемой «кабанчик». В двадцатые годы прошлого века его национализировали и передали в городской жилищный фонд. О самом доме известно многое, но интересна история его владельцев. Братья Замятины – продолжатели дела своего отца, крупного тамбовского предпринимателя. Один из братьев, Алексей Иванович, прожил долгую и интересную жизнь. Был архитектором, работал в Крыму и Тамбове, автор проектов «ревтрудовских» домов на улице Интернациональной. Известно, что он был одним из пострадавших во время немецкого налета на Тамбов в 1941 году, когда авиабомба, пробив крышу, разорвалась в здании драмтеатра».
ДОМ С ИСТОРИЕЙ
Комсомольская, 32. Дом с историей… Когда-то усадьба принадлежала дворянке Андреевой. Как и многие горожане того времени, она сдавала часть комнат внаем.
«Считается, что именно в этом доме снимал комнаты офицер Николай Сергеев, отец будущего писателя Сергея Сергеева-Ценского. Позже, с 1879 года, помещение использовалось для сдачи в аренду обществу любителей драматического и музыкального искусства, а затем дирекции Тамбовского отделения Русского музыкального общества. В 1903 году усадьбу приобрел купец Егоров, владелец паровой мельницы на Студенце. По решению нового хозяина дом был перестроен. Кроме внутренних помещений, сильно изменился фасад: дом был обложен кирпичом, появилась оригинальная башенка, карниз над резной дверью, лепнина, боковые флигели. Калитку и ворота украсил именной вензель Егоровых в виде монограммы «АЕ», заключенной в овал. Этот дом тоже использовался в качестве доходного. До 1909 года здесь квартировал родственник Сергея Васильевича Рахманинова по жене — Сатин. Считается, что во время ревизии музыкального училища композитор посещал эту усадьбу, — рассказывает Денис Силин».
ДОМ ТЕННИС
Усадьба Теннис – объект культурного наследия и, пожалуй, одно из удивительных зданий Тамбова. Элитный особняк принадлежал супругам Теннис Надежде Владимировне и Сергею Ивановичу.
«Их судьба была трагической, — уточняет краевед. – В 1920 году дом конфисковали, а супругов переселили в полуподвальное помещение. В 1932 году отставной офицер и бывший помощник главы города Сергей Иванович Теннис покончил жизнь самоубийством, чем знатно удивил соседей. Старожилы вспоминали, что бывший царский чиновник был очень благожелательным и добродушным. Многие хотели проститься с ним. Однако советская милиция, оцепив дом, оперативно вывезла тело дворянина и похоронила. Надежду Владимировну впоследствии отправили в дом престарелых, где она и скончалась. Ухаживать за ней было некому. Еще в начале революционных событий их дети покинули губернский центр».
P.S.
Небольшой синий домик на улице Комсомольской многое помнит. Сегодня за его спиной расцвела многоэтажка. Чуть больше века назад – находился дом врача Скворцова.
«Когда-то на территории его усадьбы действовала целая водолечебница. По некоторым сведениям, во дворе была выкопана своя артезианская скважина. Желающим предлагалось принять целебные ванны, причем не только с особой водой, но еще и грязевые процедуры. По меркам того времени, да и для Тамбова в целом это было уникальное лечебное заведение».
Это не единственная «достопримечательность» дореволюционной Дубовой. Старожилы вспоминают, что в конце улицы – район современного дома №95 – находился игровой дом, где тамбовчане проигрывали состояния и выигрывали имения. Документальность этого факта пока подтвердить не удалось, как и опровергнуть.
И еще. Прогуливаясь по улице, стоит обратить внимание и на площадку возле дома 47. В тридцатые-сороковые годы двадцатого века здесь находилась водозаборная будка. Ударом фашистской авиабомбы в 1941 году она была разрушена. Погибла женщина. Еще один человек был ранен.