Страница 188: в Тамбове открыли экспозицию, посвященную истории лагеря для военнопленных

Экспозиция будет функционировать на постоянной основе, ее смогут увидеть не только сотрудники уголовно-исполнительной системы, но и школьники и студенты в составе организованных экскурсионных групп.

В Тамбовском управлении ФСИН России открыли экспозицию, посвященную истории лагеря для военнопленных №188. Она будет функционировать на постоянной основе, ее смогут увидеть не только сотрудники уголовно-исполнительной системы, но и школьники и студенты в составе организованных экскурсионных групп.

Открытие экспозиции. Фото пресс-службы УФСИН России по Тамбовской области
Открытие экспозиции. Фото пресс-службы УФСИН России по Тамбовской области

Открытие экспозиции приурочили к памятной дате – разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Об историческом значении сражения и особенностях деятельности лагеря военнопленных №188 поговорили на круглом столе. Кроме того, участникам презентовали научную работу «Не пропавшие без вести: реализация проекта по советским военнопленным», рассказали о деятельности «Поискового движения России в Тамбовской области», а также показали фильм на основе видеоматериалов «Спецлагерь НКВД СССР №188 – глазами очевидцев», хранящихся в Государственном архиве Тамбовской области.

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА

«Изначально спецлагерь НКВД СССР №188 создавался для бывших военнослужащих Красной армии, которые попали в плен или окружение противника в начале Великой Отечественной войны, с целью фильтрации, выявления шпионов и дезертиров. Переломным моментом послужила Сталинградская битва, после которой было взято в плен большое количество вражеских солдат, — рассказывает старший инспектор по особым поручениям отделения воспитательной и социальной работы с личным составом УФСИН России по Тамбовской области Екатерина Тушенцова«.

Марии Николаевне Ермаковой было десять лет, когда началась война. Тамбов хоть и оставался прифронтовой зоной, но бомбить город немцы начали с осени 1941 года. Авианалеты продолжались вплоть до 43-го. Спецлагерь НКВД СССР №188 находился в 15 километрах от Тамбова.

«Видела, как несли одного молоденького, еще безусого военнопленного, видимо, хоронить. Он заразный был. Тиф. Неподалеку был базар, где торговали молоком. Он увидел это и крикнул: «Пить». Женщина бросилась к нему, но медсестра выбила кружку из ее рук. А когда все начали роптать, мол, почему нельзя дать умирающему пить, медсестра скинула с себя шинель и гимнастерку, и оказалось, что у нее на руке совсем нет кожи и мышц – она прошла через немецкий плен».

Личные вещи военнопленных
Личные вещи военнопленных

В этих воспоминаниях – ад войны. Спустя много лет их запишут для тамбовского госархива. Как свидетельство истории и как урок человечности. Сегодня их транслируют первыми на круглом столе. Так нагляднее.

СОЛДАТЫ ВСЕХ АРМИЙ

В спецлагере №188 встретились солдаты всех воюющих армий: немцы, французы, люксембуржцы, бельгийцы, голландцы, словенцы, сербы, чехи, хорваты, румыны, венгры, австрийцы, японцы и даже американцы и англичане… Со всеми военнопленными проводилась воспитательная и оперативная работа. В каждом лагере военнопленных создавался оперативный отдел, который занимался контролем за положением дел в лагере, следил за политическими настроениями, выявлял лиц, сочувствующих фашистам, военнопленных, склонных к побегу, и т.д. Организовывались концерты, просмотры кинофильмов, театральных постановок.

«Проводилась активная политическая работа – подготовка антифашистских активистов, — поясняет Екатерина Тушенцова. – Наиболее активных членов антифашистских групп отправляли в Красногорский лагерь № 27 для обучения в антифашистской школе. Примечательно, что венгерские военнопленные были одиозными фашистами и до последнего сохраняли верность Германии и фюреру. Румыны же, поступившие в лагерь, достаточно быстро поменяли свое мнение относительно фашистской идеологии и просились на фронт в составе дивизии «Тодор Владимереску». Интересно, как американцы и англичане попали в тамбовский лагерь № 188. Американцы и англичане попали в плен на Западном фронте и были освобождены советскими войсками».

Экспозиция, посвященная лагерю военнопленных №188
Экспозиция, посвященная лагерю военнопленных №188

Немало среди военнопленных было и французов. В сороковых годах территории Эльзаса и Лотарингии были присоединены к гитлеровской Германии. Молодые французы – около ста тридцати тысяч человек – были насильно призваны в ряды вермахта и отправлены на Восточный фронт. Летом 1943 года Комитет национального освобождения Франции, который возглавлял генерал Шарль де Голль, призвал своих соотечественников переходить линию фронта и сдаваться в плен Красной армии. На призыв генерала откликнулись более ста тысяч «солдат поневоле». Многие из них оказались в лагере для военнопленных на станции Рада под Тамбовом. На фильтрацию в лагерь № 188 направляли, в том числе, и французов из числа партизан Белоруссии.

«Интересна история француза Жоржа Ошель, который был награжден медалью «Партизан Великой Отечественной войны 1-й степени». В лагере он заразился сыпным тифом и умер 2 марта 1945. Захоронен на лагерном кладбище 5 марта!, – рассказывает Екатерина Тушенцова.

Но были и французы, активно поддерживающие фашистскую идеологию. Всем известна дивизия войск СС «Шарлемань». За свою историю дивизия переименовывалась несколько раз. Первый французский добровольческий легион участвовал в сражениях под Москвой…

«Исследуя документы, мы наткнулись на одну удивительную историю, — продолжает Екатерина Тушенцова. – Она связана с приездом в лагерь для военнопленных студенток Московского военного института иностранных языков для совершенствования французского языка. В 1997 году одна из тех студенток Зоя Масленникова опубликовала в журнале «Континент» повесть «Маленький французский оазис», посвященную «светлой памяти Эжена Сент-Эва, живого или мертвого». В лагере между Эженом и Зоей завязался короткий роман. Дело в том, что журнал «Континент» издавался во Франции и был антикоммунистическим. После развала Советского Союза редакция переехала в Россию. В Пушкинской библиотеке хранится единственный экземпляр этого номера. Эжен и Зоя вновь встретились в Москве в 1997 году, будучи уже совсем пожилыми людьми».

Знаковым событием для лагеря № 188, в том числе и в рамках международных отношений, стало прибытие генерала И.А. Петрова и главы французской военной миссии в СССР генерала Э. Пети с целью организации отправки 1500 французов в Северную Африку через Тегеран в армию генерала де Голля. 21 сентября 1945 г. вышло Циркулярное письмо Главного управления военного снабжения НКВД СССР наркомам внутренних дел союзных республик, начальникам УНКВД краев и областей о размещении и организации содержания военнопленных японцев в спецлагерях НКВД. В лагерь № 188 стали прибывать эшелоны с японскими военнопленными.

Портрет Шарля де Голля, нарисованные одним из военнопленных
Портрет Шарля де Голля, нарисованные одним из военнопленных

«Известно, что прибывшие работали на промышленных предприятиях Тамбова, и покинули лагерь последними. В летний период 1946 года японцы трудились на строительстве дороги Тамбов-Рассказово. Прокладывали телефонный кабель по улице Коммунальной, рыли траншею, а также работали на заводе им. Кагановича и на спиртзаводе в пгт. Новая Ляда», — рассказывает Екатерина Тушенцова.

ПОСТСКРИПТУМ

Несмотря на все трудности, связанные с организацией содержания, медицинского обслуживания военнопленных, а также их охраной, все же удалось наладить рабочий процесс.

«В самом лагере № 188 существовало подсобное хозяйство, организовывались сельхозработы, — говорит Екатерина Тушенцова. — Спецконтингент лагеря работал на Тамбовской государственной мельнице, Тамбовском трактороремонтном заводе, моторостроительном заводе, вагоноремонтном заводе, а также был задействован на подсобных работах завода «Комсомолец». Объектом строительных работ служил всем известный стадион «Динамо». Военнопленные осуществляли ремонт театра им. А.В. Луначарского. Особое значение имело строительство шлюзов на реке Цне – военнопленные были заняты на строительстве Тамбовского участка Цнинстроя. Интересный факт: за первые 3 квартала 1944 года в доход государства лагерь перечислил более полумиллиона рублей.

Первые посетители экспозиции
Первые посетители экспозиции

Просуществовал лагерь №188 до 1946 года. Сегодня в экспозиции музея тамбовского УФСИН представлены личные вещи военнопленных, документы, архивные фотографии и альбомы.

«Перед репатриацией каждая нация делала своеобразный «дембельский альбом». Оригиналы сегодня находятся в тамбовском музее МВД, у нас представлены копии», — заверила офицер.