Нештатные ситуации отрабатывают на учениях

Конвой: вся служба в пути

За двадцать пять лет службы отдел по конвоированию тамбовского УФСИН не допустил ни одной нештатной ситуации.

Здесь каждое дежурство – боевое. Доставить осужденных из точки А в точку Б – задача непростая даже в теории. О том, как готовят сотрудников спецподразделений по конвоированию тамбовского УФСИН России, о роли наставников и верности профессии – наш материал.

И ДНЕМ, И НОЧЬЮ

Они на посту 24 часа 7 дней в неделю. Такова служба. Наготове нужно быть каждую минуту. При этапировании возможны десятки нештатных ситуаций. Потенциально трудные варианты отрабатывают ежедневно. Результат красноречив: за 25 лет существования спецподразделения по конвоированию в Тамбовской области не было допущено ни одного случая побега или грубого нарушения.

25 лет – дата условная. Конвойные войска в Российской империи образовались в 1886 году. Подразделения созданы по повелению Александра III с целью освободить войска от обязанности сопровождать арестантов. За год было сформировано 567 конвойных команд.

Новая история для подразделения началась с середины девяностых годов. Функции по конвоированию передали из внутренних войск сначала в ведение МВД, а затем в 1999 году эти задачи были возложены на спецподразделения уголовно-исполнительной системы Минюста. Создавать «новое» подразделение приходилось фактически с нуля. Многое было непонятно: какую форму носить, какими документами пользоваться и т.д.

Если говорить о материально-технической базе, то ее поначалу и вовсе не было. Это сегодня в арсенале отдела новая техника. Да и с местом дислокации было не все ясно: за несколько лет подразделение сменило четыре базы.

Заместитель начальника отдела конвоирования управления ФСИН России по Тамбовской области Алексей Гущин – один из старейших сотрудников, начинал служить еще во внутренних войсках.

Слева направо: Алексей Гущин, Роман Иванов, Сергей Кудрявцев
Слева направо: Алексей Гущин, Роман Иванов, Сергей Кудрявцев

«В отличие от многих своих коллег, я знал, куда шел, — говорит Алексей Гущин. — На момент образования подразделения в стране было относительно стабильно. В 1996 году ситуация стала ухудшаться. Зарплаты не выплачивались месяцами. Почему не уходили? Вся страна была в таком положении. Тем более что мы уже стали частью системы, понимали, насколько важна была служба. Мы работали за идею».

Со временем ситуация стала меняться: сегодня подразделение укомплектовано современной техникой, кадрами. Впрочем, и раньше в отдел было непросто попасть, сегодня требования только ужесточились.

Среди основных критериев – стопроцентное здоровье и честность во всем. И еще – большое желание служить своему делу.

Сергей Кудрявцев – начальник караула. О том, как менялась служба, знает не с чужих слов. В системе более четверти века. Прошел путь от рядового до капитана, ветеран боевых действий.

«В отдел конвоирования я пришел случайно. После армии нужно было выбирать, где работать. Скажу честно: изначально никакого представления о том, что это за служба, не было. Я знал, что предстоит работать с осужденными, но все знания были поверхностными. В целом служба интересная. За годы существования мы переживали разные времена. Когда-то было сложнее, когда-то легче».

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ

Ежегодно сотрудники отдела по конвоированию перевозят в среднем восемь тысяч человек. Выполнять задачи приходится не только на территории Тамбовской области, но и за ее пределами.

«Дело в том, что караул выполняет задачи в отрыве от места дислокации. Плюс наша служба связана с владением оружием. Нужно быть подготовленным и физически, и морально, и психологически. Потому что контингент особый. Каждая ошибка может стоить жизни, возможно, не одной. Вся команда работает как слаженный механизм. Каждый выполняет свою задачу, — поясняет инспектор отдела по конвоированию капитан Роман Иванов».

Подготовка сотрудников спецподразделения — максимальная. Тренировка зрительной памяти, проверка на знания должностных обязанностей, отработка боевых приемов… Перед выходом в караул – обязательный визит к психологу и в медико-санитарную часть. Трезвая оценка нужна в любой ситуации.

БЕЗ ШАНСА НА ПОБЕГ

Нештатные ситуации отрабатывают на учениях. К ним нужно быть готовым всегда. Отсюда и тщательная работа с молодыми кадрами. Кто приходит осознанно, видно сразу. Случайные люди уходят сами. Служба все же особенная. Молодые сотрудники работают в связке с более опытными. В спецподразделении до сих пор сохранилась практика наставничества. Причем не формальная. Здесь к этому вопросу подходят строго.

«Тренировки имеют место, но многое решает отношение людей к своей службе. Если сотрудник не желает выполнять свои обязанности добросовестно, ни одни учения не помогут. Все строится на личном отношении», — считает Алексей Гущин.

Что еще важно? Безусловно, знание нормативно-правовой базы, умение оперативно принимать решение и быстрота реакций. От этого порой зависит жизнь.

«В практике был случай, когда осужденный во время этапирования пытался причинить себе серьезный вред. Внешне он не проявлял никаких действий, не угрожал. Догадаться о его намерениях было трудно. Однако благодаря бдительности часового, который увидел через систему видеонаблюдения капли крови, осужденный был доставлен в ближайшее исправительное учреждение, где его уже ожидали сотрудники скорой помощи. Осужденный остался жив. И это исключительно заслуга часового», — говорит Алексей Гущин.

Первым делом, конечно же, служба. Однако живут не только ей. Сотрудники отдела конвоирования – участники донорских и благотворительных акций. Несколько лет назад актив спецподразделения взял шефство над ветераном Великой Отечественной войны Марией Ивановной Воеводиной. Помощь оказывают по первому звонку.

20 января подразделение будет отмечать профессиональный праздник. И хотя намечаются торжества, большая часть личного состава встретит его на боевом посту. Служба обязывает.