Татьяна вспоминает, что все началось банально: сын захотел, чтобы мама испекла домашний хлеб. Через какое-то время она это сделала. Вкус и запах приятно удивили. И это было первое большое знакомство Татьяны с выпечкой, после которого стала меняться вся ее жизнь.
ХЛЕБОТЕРАПИЯ
Сегодня Татьяна Климова – владелица небольшой пекарни, в которой она с удовольствием готовит хлеб, булочки, пироги и другие виды выпечки. Пять лет назад о такой жизни и не думалось – в тот момент у женщины была высокооплачиваемая стабильная работа, свои увлечения и домашние занятия, которые вполне ее устраивали. Жизнь начала меняться с фразы «Мам, испеки хлеб».
«У меня трое детей – две девочки и мальчик. Сын Ваня начал просить, чтобы я испекла домашний хлеб. А я не понимала, как это сделать. Мне казалось, что проще приготовить торт. Но так уж получилось, что я познакомилась с девушкой, которая делает домашний хлеб. В следующую нашу встречу она принесла закваску и прислала рецепт», – рассказывает Татьяна Климова.
Фото из личного архива Татьяны Климовой
Дело было летом, поэтому пробный хлеб Татьяна выпекала в чугунном казане. Это воспоминание стало одним из самых чудесных – лето на даче, вся семья вместе, сын ликует, в руках – свежий ароматный хлеб. Оглядываясь назад, Татьяна понимает, что это изделие не было идеальным, но начало было положено. С тех пор в доме Климовых время от времени готовился домашний хлеб.
«Внезапно у нас в семье случилось горе – у мужа нашли онкологию третьей степени. Младшая дочка в тот момент была еще совсем маленькой – ей не было и года. Это был тяжелый период. И я, и дети понимали, что наш любимый человек уходит из жизни. Я заставляла себя работать, но в душе постоянно хотелось плакать, – вспоминает Татьяна. – Возвратившись с очередной химиотерапии, муж рассказал, что ему запретили есть обычный магазинный хлеб. Нужно искать бездрожжевой на цельнозерновой муке. Тогда я решила, что отныне буду печь дома хлеб постоянно. К тому же готовка меня отвлекала от тревожных мыслей, и это стало моим спасением».
Примерно в это же время Татьяна начала раздавать друзьям и знакомым хлеб, понимая, что несколько буханок в их семье не съедят, а дать засохнуть такому изделию неправильно. Кому-то стало неудобно брать хороший хлеб бесплатно: так выпечка начала приносить доход.
СВОЕ ДЕЛО
Возвращаться в бешеный ритм работы после декрета было непросто. Еще тяжелее было хоронить супруга, который ушел из жизни после года борьбы с болезнью. Но, как говорит сама Татьяна, хлеб начал ее спасать – выводить из подавленного состояния.
«Спустя какое-то время после смерти мужа люди в чате начали писать: «Таня, мы голодные. Пора печь хлеб». И понемногу я начала возвращаться к жизни, – рассказывает пекарь. – Скоро закончился декретный отпуск, и я вышла на работу. Но проработала лишь месяц. За годы моего отсутствия поменялись условия труда, повысились требования. И, несмотря на высокую зарплату и возможность работать из дома, я понимала, что душа моя принадлежит хлебу».
Татьяна вспоминает, что в этот момент ей помогла старшая дочь, напомнив маме ее же собственные слова. «Жизнь коротка, если не нравится – уходи и ищи место лучше», – так Татьяна отвечала дочери, когда она устроилась на работу, которая не приносила удовольствия. Но теперь настала пора Татьяне менять свою жизнь.
«Меня уже ждали голодные клиенты. Тут я решилась на покупку профессиональной печки и тестомеса. И как-то собственной кухни стало мало для всех моих заготовок. Начала задумываться об отдельном помещении. Решиться на это было непросто. Ведь если я буду арендовать помещение, то придется увеличить оборот и отдавать часть вырученных денег. Но мне же хочется расти!»
Несмотря на то что Татьяна часто фантазировала, представляя себе будущее помещение пекарни, воплотить задумку в жизнь удалось лишь спустя два года. Когда она находилась в паломнической поездке, ей позвонили администраторы одного из тамбовских кафе и предложили сотрудничество.
«Мы и сейчас работаем с этим кафе. Я постоянно пеку и привожу им чиабатты. Но важно то, что этот звонок и ситуация поставили меня перед выбором – продолжаю ли я развиваться как пекарь или пеку только ограниченное количество и больше заказов не беру. И я решила, что хочу развиваться. А раз так, то мне точно нужно помещение».
Символично, что во Всемирный день хлеба кухня Татьяны переехала в новое помещение. А после нескольких дней работы пришло понимание – необходимо больше техники. Так появилась мысль оформить социальный контракт.
«Тут же составила бизнес-план по шаблону из Интернета. Не сразу все получилось идеально, пришлось исправить несколько моментов. Тем не менее спустя две недели контракт одобрили. На полученные деньги купила две печки, стол, плитку и необходимые мелочи для работы. В общем, подготовилась основательно, и моя ремесленная мастерская заработала с новой силой. Единственное, о чем я серьезно сейчас задумываюсь, – поиск помощника. Причем такого, который не просто помогает на кухне, а способен в случае необходимости заменить меня, сделать закваску и приготовить простые виды хлеба».
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫ
Оказалось, хлеб – тоже сезонный продукт. Летом клиенты Татьяны предпочитают легкую пищу и пшеничные хлеба. А зимой, когда хочется калорийной пищи, в ход идут ржаные изделия. Но в арсенале пекаря – не только хлеба и булочки. Печенье, пирожки, осетинские пироги, штоленны, торты, пампушки – окунувшись в мир выпечки, сложно остановиться на чем-то одном, а перед человеком открывается бездонный мир рецептов и техник приготовления.
«Я понимаю: это мое, когда чувствую, что после дня без печки у меня чешутся руки что-то приготовить. Когда появляется возможность, всегда стараюсь приготовить что-то новое. Недавно освоила рецепт безглютенового хлеба», – рассказывает Татьяна Климова.