Гуляем по Тамбову. А вы знали, как война с Наполеоном повлияла на строительство лютеранской кирхи в Тамбове? Чем знаменит двор-колодец, и где можно увидеть терем? Заинтриговали? Об этом и многом другом – в новом выпуске проекта «Пойдем погуляем?». На сей раз НГТ и «Тамбовское земство» расскажут об истории улицы Августа Бебеля.
Ну что ж, в путь?
ОТ НАЧАЛЬНОЙ ДО АВГУСТА БЕБЕЛЯ
Угол современных улиц Советской и Августа Бебеля. Когда-то отсюда начиналась застройка юга старого Тамбова. И хотя на этом перекрестке исторических зданий не сохранилось, свое путешествие «по мирам» мы начнем именно с этой точки.
Жилой дом на улице Августа Бебеля
«Первое название улицы – Начальная. На плане города Тамбова, условно датируемом 1798 годом, она обозначена именно так, – говорит краевед, руководитель исторического общества «Тамбовское земство» Денис Силин. – Почему такое название? От рубежа будущей улицы Августа Бебеля началась застройка южной части Тамбова. Далее шла улица Первая – нынешняя Сергеева-Ценского, Вторая – современная Энгельса… Непосредственно застройка самой улицы началась во второй половине XVIII века. Первые дома стали появляться от улицы Набережной. Это были крайние дворы Покровской слободы».
Начальной улица пробудет примерно столетие. В семидесятых-восьмидесятых годах века XIX улицу переименуют в Киркинскую – в знак расположенной в начале улицы лютеранской кирхи. В 1919 году, когда в Тамбове начнется массовое переименование улиц, Киркинской присвоят имя деятеля международного рабочего движения Августа Бебеля.
ЛЮТЕРАНСКАЯ КИРХА
О лютеранской церкви известно не так уж и много, впрочем, как и о людях, построивших ее. С оговоркой «пока». Дело в том, что этот вопрос требует детализации и углубленной архивной работы.
Что известно на сегодня? В первой четверти XIX века в южной части Тамбова располагалась лютеранская община. Многие ее члены – бывшие военнопленные, оставшиеся после войны с Наполеоном в России.
Сейчас на месте лютеранский кирхи находится один из корпусов завода «Комсомолец»
«По всей вероятности, община была достаточно крупной, – отмечает Денис Силин. – Именно на средства лютеран в Тамбове на углу современных улиц Советской и Августа Бебеля в первой четверти XIX века была построена лютеранская церковь. Примечательно, что здание было каменным. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что строили ее люди богатые, поскольку и сегодня, и уж тем более два века назад строительство церкви было делом дорогостоящим. Сколько лет просуществовала кирха, мы не знаем. В честь нее, правда, на русский манер, назвали целую улицу. Старожилы вспоминают, что к пятидесятым-шестидесятым годам XX века сохранилась только часть лютеранской церкви. Впоследствии она использовалась в качестве общежития завода «Комсомолец». В начале семидесятых годов остатки кирхи были разобраны. Сейчас на ее месте находится один из корпусов завода «Комсомолец».
ДОМ С БАШНЕЙ
Дом с башней – название народное и отчасти скандальное. Так тамбовчане окрестили жилой дом, расположенный на углу Советской и Августа Бебеля. Год постройки – 1996. И хотя в историческую канву в силу возраста «дом с башней» все-таки не вписывается, о нем есть что рассказать.
Дом с башней. Угол Советской и Августа Бебеля
«Дом с башней – здание интересное во многих смыслах этого слова, – отмечает краевед. – Его возводили в середине девяностых годов. Старые дома были снесены, а на их месте начали строить многоэтажное здание. Споров было много, горожане сетовали, что многоэтажка попросту испортит историческую часть города. Однако стоит отдать должное архитектору А.С. Лунькину. Он спроектировал дом в стилистике XIX века. То есть мы видим соответствующие портики, оформление окон, башенки».
Дом с башней в своем роде не одинок. Неподалеку расположено еще одно творение архитектора Лунькина. Речь идет о доме под номером 26.
«Острый конфликт между общественностью и застройщиком в девяностых годах прошлого века вылился в требование, чтобы современные здания соответствовали общему историческому облику старого Тамбова, – уточняет Денис Силин. – Поэтому архитектор А.С. Лунькин выстраивает дом с имитацией неоготики. Здесь мы видим выступающие аттики и ризалиты, завершающиеся треугольными фронтонами и своеобразными башенками со шпилями. Здесь собраны классические элементы архитектуры XIX века. Самые яркие примеры – широкий лестничный марш, а также большие окна-бойницы на цокольном карнизе первого этажа».
Дом с имитацией неоготики архитектора А.С. Лунькина
ДОМ ИНЖЕНЕРА ГАЛКИНА
Дом 28 по улице Августа Бебеля, пожалуй, одно из самых нетипичных зданий Тамбова. Кто-то сравнивает его с одесскими двориками, кто-то отмечает петербургские мотивы. Словом, колорита ему не занимать. Так чем он любопытен?
Дом инженера Галкина
«В начале XX века тамбовский инженер-строитель Владимир Владимирович Галкин возводит для своей семьи дом. Правда, весьма необычный, – продолжает руководитель «Тамбовского земства». – Он спроектирован в форме квадрата, имеет широкий внутренний дворик, так называемый двор-колодец. К слову, ворота сохранились в оригинале. Сам дом построен в стиле эклектики. Здание было настолько большим, что инженер Галкин принимает решение сдавать свободные комнаты внаем. Известно, что в разные годы здесь квартировали агроном губернского управления земледелия Ананькин, бухгалтер Тамбовского отделения Волжско-камского банка Ашуркин, землевладелец Ефанов и многие другие. В советское время в здании проживали семьи врача Лебедева и преподавателя музыкального училища Полторацкого. Сейчас это обычный жилой дом».
Дом инженера Галкина. Вид со двора
В глубине двора сокрыто русское чудо – рубленый деревянный терем. Год его постройки неизвестен.
Деревянный терем
«В документах пока не найдено упоминания о том, кому принадлежало здание. Предположительно, это дом крестьянина-кулака. Построен он в XIX веке. Дом сохранился до наших дней в первоначальном виде, никаких изменений не претерпевал», – заключает Денис Силин.
ДОМ С ИСТОРИЕЙ
Августа Бебеля, 21 – одно из красивейших исторических зданий Тамбова. Сегодня здесь располагается колледж искусств. В девяностых годах после реконструкции объекту вернули исторический облик. Таким оно было век назад.
«Здание необычно, – отмечает Денис Силин. – Во-первых, своим архитектурным обликом, ибо сочетает в себе элементы разных стилей. Это и эклектика, и классицизм. Даже век назад оно было одним из прекраснейших зданий в Тамбове».
Тамбовский колледж искусств
В начале прошлого века здесь жили несколько десятков человек, но никто из постояльцев этого дома не мог оценить, насколько оно прекрасно. Потому что в прошлом это было здание приюта для слепых детей. В начале прошлого века при Крестовоздвижеском церковно-приходском братстве существовал приют для слепых детей. Располагался он в сторожке Крестовоздвиженского кладбища на северо-восточной окраине города.
«Все понимали, что это не место для проживания детей, – поясняет Денис Силин. – Нужно было построить здание, которое соответствовало всем требованиям того времени. Поэтому Крестовоздвиженское братство выходит с инициативой по сбору средств на строительство нового корпуса приюта для слепых. Стоит отметить, что горожане очень активно поддержали идею. Не остались в стороне даже бедняки. Суммы передавали разные, начиная от нескольких копеек и заканчивая тысячами царских рублей. Среди тех, кто вложили крупные суммы, были Александра Николаевна Нарышкина, Михаил Васильевич Асеев. Средства также перевели супруги Ланские и Боратынские. Княгиня Кугушева выкупила старинную усадьбу вместе с обширным барским садом. Дом был снесен, а на его месте построен приют. Что интересно, проект будущего богоугодного заведения разработал архитектор Гадзевич также на благотворительных началах».
Закладка корпуса состоялась 4 сентября 1911 года. Подряд на сумму 19 800 рублей взял тамбовский строитель Пикулин. Стоит отметить, что здание приюта было оборудовано современными для тех лет технологиями: в 1911 году здесь было электричество, водопровод и канализация, пневматическое отопление.
В декабре 1912 года на втором этаже правого крыла была освящена домовая церковь в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость».
«В приюте проживало около тридцати детей, собранных из разных уездов Тамбовской губернии. Здесь обучали чтению, письму, хоровому пению, игре на музыкальных инструментах, а также учили ремеслам. В приюте был создан собственный оркестр. Надо сказать, что он пользовался бешеным успехом в Тамбове. Дети выступали на всех городских концертных площадках», – рассказывает краевед.
Во время революции в здании приюта открыли лазарет, а само богоугодное заведение закрыли. Церковь просуществовала до середины двадцатых годов.
«Закрыть ее пытались и ранее, – поясняет Денис Силин. – Горожане постоянно противились этому. Они направляли письма в Москву с требованием оставить храм, однако антицерковная борьба была в самом разгаре. Храм был закрыт. В советское время здесь существовали разные учреждения. К восьмидесятым годам здание пришло в упадок. Объект признали аварийным и непригодным для дальнейшей эксплуатации. Был поставлен вопрос о сносе. История бывшего приюта закончилась бы плачевно, если бы вновь не вмешались тамбовчане. За помощью они обратились к коллективам трех заводов – «Комсомольца», Завода металлоконструкции и «Тамбовгальванотехники».
История повторялась. В начале века горожане собирали деньги на строительство приюта, в конце века – на его реконструкцию.
«Здание смогли воссоздать в том виде, в котором оно существовало в 1911 году. С 1992 года здесь располагается Тамбовский колледж искусств, – говорит краевед. – Интересная деталь: левая часть фасада отличается от правой. С одной стороны окна полуциркулярные, с другой – квадратные. Разнится и форма башенок. Почему так произошло? Мы знаем: здание изначально было построено как двухэтажное, что исключает версию, будто второй этаж был достроен позже. Есть предположение, что левое крыло достраивал архитектор Свирчевский. На это указывают львы – его фирменный знак отличия. Аналогичный орнамент используется на других зданиях, возведенных архитектором».
Заливные луга
Сегодня мало кто помнит, что чуть более полувека назад почти в центре Тамбова находились сенокосные луга… Дело в том, объясняют краеведы, что земля внутри квартала превышала размеры наделов горожан. Из-за болотистой местности строить дома было нельзя, поэтому землю использовали для сельскохозяйственных нужд…
«Стоит пояснить: граница 67-го квартала, расположенного между улицей Теплой (ныне Лермонтовской) и Киркинской (современной Августа Бебеля), располагалась в долине реки Ржавец. Она представляла собой широкий лог, который часто затапливался талыми и поднявшимися грунтовыми водами притока реки Ржавца – ручья Большой Ржавец. В наши дни не осталось ничего, что могло бы напоминать о реке. Однако старшее поколение помнит, как жители этих кварталов страдали от излишней влаги на своих дворовых территориях. В летнее время на этих землях, как правило, ничего не сажали. Здесь были и заливные луга. Покосы принадлежали местным жителям и окрестным домовладельцам».
Сегодня мы вновь можем видеть, как крупные низменности затопляются водами Большого Ржавца
В настоящее время эти земли застроены частными домами. Однако порой по весне старые ручьи просыпаются, и мы вновь можем видеть, как крупные низменности затопляются водами Большого Ржавца.
ГИМНАЗИЯ №9
Здание гимназии №9 построено до революции. В 1913 году Тамбовская городская управа приобрела участок земли за семь тысяч рублей – огромную по тем временам сумму.
Гимназия №9
«Строительство началось 23 марта 1914 года и проходило в условиях, как бы мы сегодня сказали, конкурентной борьбы, – рассказывает Денис Силин. – Об этом в своей книге «Неизвестный Тамбов» упоминает краевед Валентина Андреевна Кученкова. Она приводит тот факт, что строительство здания является примером положительной конкуренции среди поставщиков строительных материалов в дореволюционном Тамбове. Например, поставку кирпича осуществляла компания братьев Замятиных, а также предприниматели Толмачев и Тоскин. Стоит сказать, что для образовательных целей здание прослужило недолго. Во время гражданской войны здесь располагался госпиталь для красноармейцев. В конце сороковых годов здание числилось за школой №12. В годы войны здесь оборудовали эвакуационный госпиталь №2687, а после войны, в пятидесятых годах, была открыта специализированная школа по углубленному изучению английского языка. Позже здание передали под школу №9″.
P.S.
Улица Августа Бебеля полна контрастов. Рядом со старинными домиками соседствуют современные особняки, однако, несмотря на это, здесь до сих пор можно встретить классические городские усадьбы образца XIX века, дома крестьян-кулаков или мелких купцов-лавочников.
На улице Августа Бебеля до сих пор можно встретить классические городские усадьбы образца XIX века
В границах улиц Карла Маркса и Пролетарской некогда была долина ручья Ржавчик. От притока сегодня осталось только небольшое понижение в середине квартала. Некогда эта местность была сильно заболоченной и поросшей камышом.