Великий Четверг: омовение ног и Причащение

В этот день Христос установил главное церковное Таинство.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Среди дней Страстной седмицы Великий Четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Христа с апостолами. На ней Иисус установил главное церковное Таинство – Таинство Евхаристии, или Причащения. Во время него верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.

Тайная вечеря – это ужин Христа вместе с учениками, который произошел вечером, поэтому он так и называется, накануне празднования ветхозаветной Пасхи.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая».

Это очень важные для всех верующих слова. Отныне у людей есть точный путь, как спастись. Больше того, Иисус прямо связывает Таинство Причащения с надеждой на вечную жизнь:

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

По учению Церкви, без Причащения нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит предельно возможное на земле соединение человека с Богом. Господь дает нам Самого Себя в Таинстве Евхаристии, чтобы каждый верующий в Него мог достичь главной цели своей жизни – приобщиться Божества.

Поэтому события Великого Чистого Четверга так важны: на Тайной вечере Иисус указал нам средство единения с Богом. Как сказал священномученик Игнатий Богоносец, он дал людям «лекарство бессмертия».

Тайная Вечеря началась с омовения. Творец мира совершил обряд, который традиционно совершали рабы: Он омыл ноги апостолам. Своим примером Христос показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали за унижение для себя служить другим. То есть омовение ног – это не про чистоту, а про смирение и любовь к ближнему. А еще про умаление Самого Христа. Это самоумаление Сына Божьего достигнет апогея, когда Он, безгрешный, отдаст Себя на распятие – на самую позорную казнь. И сделает это Иисус из любви к людям.