«Мама, я попал в ДТП. Переведи деньги на этот номер», «Вас беспокоит служба безопасности банка», «Ваша карта заблокирована»… О киберпреступлениях слышно едва ли не из каждого утюга, но доверчивые люди продолжают переводить деньги на так называемые «безопасные счета» или отдавать в руки «курьерам». А раз жертва попала в сеть, значит, должны быть те, кто придет ей на помощь.
В преддверии Дня сотрудника уголовного розыска расскажем о противостоянии самым массовым преступлениям последнего десятилетия и о тех, кто сражается на невидимом фронте.
Помочь людям
«Что привело меня в полицию? Наверное, желание помогать людям. Еще будучи школьником, я хотел стать врачом. Но потом все-таки сделал выбор в пользу полиции. На мой взгляд, это более мужская работа. Да и трудности меня никогда не пугали…»
Начальник отделения Управления уголовного розыска УМВД России по Тамбовской области майор полиции Игорь Меринов о своей работе может говорить часами. За годы службы чего только не случалось: почти что настоящий детектив.
Свою карьеру Игорь Меринов начал со знаменитой «школы милиции» – тамбовского филиала Московского университета МВД. На стажировку попал в Советский РОВД в отдел по противодействию незаконному обороту наркотиков, так и остался служить. Несколько лет назад решил сменить «профиль», поначалу работал в имущественном отделе УГРО, а в 2016 году занялся киберпреступлениями.
«Разница между институтом и работой была колоссальной, – говорит полицейский. – Во время учебы было много теории, нас учили по книжкам. А на службе пришлось в буквальном смысле учиться заново. Не зря у нас говорят, что оперативники как вечные студенты. Я и сейчас прохожу курсы повышения квалификации, дистанционно учусь в калининградском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России».
Поймать неуловимых
Быть оперативником – значит, постоянно анализировать и сопоставлять. Не зря IT-преступления считаются одними из самых сложных. Ущерб порой исчисляется в миллионах рублей, а преступник при этом пытается «раствориться» в сети. Для оперативников, говорит майор Меринов, нет разницы: похитил мошенник тысячу рублей или десятки миллионов. Преступление остается преступлением вне зависимости от категории тяжести. Но чтобы установить злоумышленника, требуется порой немало времени.
«Мошенники с каждым годом совершенствуют свое «ремесло», используя широкий перечень инструментов для совершения преступлений и пытаясь как бы обезличить себя, чтобы сотрудники правоохранительных органов не смогли их вычислить. С учетом того, насколько стремительно развивается цифровизация в нашей стране, ловить IT-преступников с каждым годом становится сложнее. Известно множество случаев, когда мошенник пытается обмануть россиянина, находясь при этом на территории другой страны».
Именно поэтому сотрудники правоохранительных органов уверяют: предотвратить проще, чем расследовать. О новых способах мошенничества жителей предупреждают через все возможные источники, в том числе и лично при домовом обходе.
«Виновата ли жертва? Как ни странно это прозвучит, но мошенники – профессионалы своего дела и хорошие психологи. Они загружают потенциальную жертву таким количеством информации, чтобы у человека не осталось даже секунды одуматься, давят на него и запугивают. В этом случае время всегда играет против них. Один из самых «популярных» способов мошенничества – это звонки от имени «родственников», которые попали в беду. Злоумышленники стараются максимально правдоподобно разыграть ситуацию, чтобы человек не усомнился. На заднем фоне возможен даже плач. Когда эмоциональная шкала повышается, разум отключается. Дальше – дело техники», – говорит полицейский.
Еще один модный способ «отнять деньги у населения» – представиться сотрудником правоохранительных органов. Мошенники звонят по видеосвязи, для антуража развешивают флаги России, даже демонстрируют «удостоверения». Но правда жизни такова, что настоящие силовики этого делать никогда не будут. Если у них есть вопросы, то человека вызывают в ближайший отдел полиции или приходят лично. Да и сотрудники службы безопасности банков не будут решать вопрос по телефону.
«В настоящее время мы плотно работаем со службами безопасности банковских учреждений, – отмечает Игорь Меринов. – Многих потенциальных жертв удалось остановить от оформления кредитов уже непосредственно в банках. Порой люди до последнего не верят, что их обманывают. Хотя им объясняешь, что если вы сняли деньги со счета, то они уже в безопасности, никуда переводить их не нужно. А «безопасных счетов» и вовсе не существует».
Не верить
Мошенники продолжают «вербовать» курьеров. Если раньше для своих нужд чаще всего они использовали несовершеннолетних, то теперь им «помогают» пенсионеры. Зачастую они вовсе не знают, для какой цели забирают деньги и куда передают, но порой на сделку с мошенниками идут сознательно, чтобы заработать.
«Если мошенник находится далеко, ему просто нужен «свой человек» на территории нашего государства, чтобы он забрал деньги. Мы стараемся перекрывать такие каналы. Только в этом году их было задержано около 40. Работа ведется и дальше, – отмечает майор полиции. – Мошенники используют средства анонимизации, но у нас есть свои методы работы в рамках оперативно-разыскных мероприятий».
Самый эффективный способ не стать жертвой мошенника – внимательнее относиться к звонкам с незнакомых номеров и контролировать эмоции. Но если все же поддались на удочку злоумышленника – оперативно сообщать в полицию. И чем быстрее это сделать, тем больше шансов вернуть похищенное.
«Работа на первом месте, хотя должна быть семья. Но наша задача – помогать людям вернуть похищенные денежные средства, и когда слышим слова благодарности – пожалуй, это самая высокая награда за службу».
Историческая справка:
5 октября 1918 года коллегия Народного комиссариата внутренних дел РСФСР приняла постановление о создании в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыска) с подчиненными подразделениями на местах. Это постановление учредило единую службу уголовного розыска, с тех пор бессменно стоящую на своем боевом посту. Но значительно раньше, в далеком 1539 году, по Указу Ивана Грозного был создан Разбойно-сыскной Приказ, который явился предшественником современного уголовного розыска.
В сентябре 1920 года губернский уголовный розыск насчитывал 35 человек. Первые сыщики в основном были выходцами из семей рабочих и крестьян. На начальном этапе не была четко разграничена компетенция чрезвычайных комиссий и органов уголовного розыска, созданных «для охраны порядка путем негласного расследования и борьбы с бандитизмом». Раскрытие преступлений осуществлялось обоими звеньями государственного аппарата. Только в начале 20-х годов к ведению уголовного розыска были отнесены преступления, не носившие политического характера.