Каждую субботу в Общинном центре собираются евреи на молитву и изучение глав Торы

Евреи Тамбова: как и чем живет религиозная община

У еврейской общины в Тамбове – более чем полуторавековая история.

У еврейской общины в Тамбове – более чем полуторавековая история. Врачи, дантисты, владельцы аптекарских магазинов, архитекторы, учителя, музыканты, коммерсанты – представители этого древнего народа, несомненно, внесли значительную лепту в развитие нашего города. О том, как и чем живут тамбовские евреи сегодня, нашему корреспонденту рассказал председатель еврейской общины города Тамбова Аркадий Фарба, член Консультативного совета по взаимодействию с национальными и религиозными организациями при главе муниципального образования – председателе Тамбовской городской Думы.

История

История Тамбовской еврейской общины, согласно архивным данным, насчитывает более 170 лет. Первыми поселенцами на тамбовской земле иудейского вероисповедания были кантонисты – солдаты русской армии, отслужившие более 25 лет, которым было даровано право самим выбирать место жительства вне черты оседлости. Напомним, что черта оседлости – это граница земель, на которых указом Екатерины II дозволялось проживать евреям после присоединения в 1792 году к России части польских воеводств с их населением. Первое упоминание о евреях в Тамбовской губернии относится к 1850 году, по переписи населения 1897 года в Тамбове, Козлове, Моршанске, Кирсанове, Липецке и Борисоглебске проживало 1808, а во всей губернии – 2245 человек иудейского вероисповедания. К 1908 году в Тамбове насчитывалось две синагоги, несколько молельных домов. С 1860 года на Петропавловском кладбище был выделен участок для еврейских захоронений.

С началом Первой мировой войны количество евреев в Тамбовской губернии увеличилось до восьми тысяч человек. Тогда в Тамбов начали прибывать эшелоны с депортированными из прифронтовых земель Польши, Галиции и Волыни.

«Так в 1914 году на станции Тамбов вышли из вагона и остались в нашем городе мой прадед и его большая семья, – рассказывает Аркадий Фарба. – Всем переселенцам оказывалась посильная помощь как со стороны единоверцев, так и местных жителей, делившихся едой и теплыми вещами.

До революции 1917 года евреи в Тамбове занимались в основном ремеслами, были искусными портными и сапожниками, шорниками и шляпных дел мастерами. Были среди них и купцы первой гильдии, торговавшие готовым платьем, писчебумажными изделиями. Врачи и музыканты внесли заметный вклад в историю нашего края. Это основатель музыкального училища Соломон Стариков и основоположник тамбовской скрипичной школы Марк Реентович, молодой врач РошБалаховский, приехавший спасать от чумы жизни жителей тамбовской глубинки и погибший от этой болезни.

Третий поток евреев, прибывших в Тамбов, пришелся на время Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Это были семьи эвакуированных, многие из которых потом вернулись домой, и специалисты – инженеры, строители, организаторы новых производств. Во многом благодаря их умению и знаниям были созданы и заработали предприятия Тамбова, а некоторые из них возглавили производства. Война коснулась каждой семьи. На фронт ушли добровольцами и по призыву мужчины и женщины, более 150 воинов-евреев из Тамбова не вернулись домой.

Возрождение общины

Аркадий Фарба рассказывает, что религиозная жизнь, соблюдение еврейских традиций советской властью не приветствовались, но и не подавлялись. В советские годы не стало раввинов, были экспроприированы синагоги и молельные дома, но еврейская община не прекращала своего существования. Собирались каждую субботу на молитву на улице Студенецкой в частном доме председателя общины Исроэла Путтера. А после его смерти в 1969 году – в доме на улице Куйбышева.

«Здесь жила наша семья и мой дедушка Шимон Фарба, которого выбрали председателем общины», – говорит Аркадий Фарба.

В праздники устраивают встречи с рассказами о традициях и еврейской культуре.

В праздники устраивают встречи с рассказами о традициях и еврейской культуре.

В начале девяностых в России повсеместно стали возрождаться общины традиционных конфессий, появилась возможность их регистрировать официально и вести легитимную деятельность. И в Тамбове в 1993 году была воссоздана законодательно сначала общественная организация «Еврейская община города Тамбова», а в 1998 году – местная религиозная организация «Тамбовская еврейская община».

«Председателем общественной организации был выбран Михаил Клиот, а председателем религиозной организации стал Исай Мишиев. После его кончины в 2002 году возглавлять общину доверили мне, – вспоминает Аркадий Яковлевич. – Двадцать лет назад, по нашим подсчетам, в Тамбове проживало около полутора тысяч евреев. К сожалению, наша община не прирастает, а стареет и уменьшается с каждым годом».

Сегодня

Чем живет Тамбовская еврейская община сегодня? Каждую субботу в Общинном центре собираются евреи на молитву и изучение глав Торы. В праздники здесь устраиваются встречи с рассказами о традициях и еврейской культуре. Также постоянно проходят лекции на онлайн-платформе.

«У нас существует благотворительный центр, который обеспечивает лекарствами и питанием 150 подопечных пожилых людей, а патронажные работники производят регулярный уход за ними и уборку на дому. С 2002 года наш Центр информационно-коммуникационных технологий на благотворительной основе занимается социальной и профессиональной адаптацией женщин, а также реализует программы обучения населения компьютерной грамотности, особенно лиц со сниженным социальным статусом: безработных, имеющих ограниченные возможности здоровья, матерей-одиночек, детей-сирот, пенсионеров. Центр является площадкой Межрегиональной сети социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся обучением пожилых людей в сфере информационно-коммуникационных технологий, созданной и поддерживаемой Минэкономразвития», – рассказывает председатель Тамбовской еврейской общины.

Для слушателей разработаны учебные курсы практически по всем современным инструментам информационно-коммуникационных технологий и программированию, финансовой и юридической грамотности, тренинги различной тематики. За период работы Центра на различных курсах очно и дистанционно обучилось свыше десяти тысяч человек разных национальностей. 80 процентов обученных благодаря полученным навыкам смогли в дальнейшем изменить свой социальный статус: найти более высокооплачиваемую работу, сохранить рабочее место, получить дополнительный заработок или просто стать уверенным пользователем компьютера.

«Наша община всегда строила взаимоотношения с представителями других вероисповеданий на основе уважения и взаимопонимания. А иначе и быть не может в такой многонациональной стране, как Россия. Думаю, что мирные отношения между людьми разных национальностей, проживающих на Тамбовщине, во многом построены как раз на дружеских личностных отношениях. Это надо ценить и хранить», – уверен Аркадий Фарба.