Тамбовский областной краеведческий музей встречает свое 145-летие. Официальной датой его основания считается 2 декабря 1879 года – тот день, когда было принято окончательное решение о создании Тамбовского губернского музея, в котором выделялось три раздела: исторический, промышленно-хозяйственный и этнографический. Какими были первые экспонаты и где они находятся сейчас – выяснил наш корреспондент.
ПРОШЛОЕ, ОБРАЩЕННОЕ В БУДУЩЕЕ
«Открытие нашего музея было приурочено к столетию со дня образования тамбовского наместничества, – рассказывает главный научный сотрудник областного краеведческого музея Галина Абрамова. – Инициатором стал губернатор барон Александр Александрович Фредерикс, человек, интересующийся историей и искусством. Он привлек людей, которые так же радели за это благородное дело. Среди них – обер-камергер Императорского двора Эммануил Дмитриевич Нарышкин, историк и педагог Иван Иванович Дубасов, ректор Тамбовской духовной семинарии протоиерей Димитрий Самбикин, почетный мировой судья Сергей Николаевич Чичерин, председатель губернской земской управы Лев Владимирович Вышеславцев и другие. Отцы-основатели стали и первыми дарителями. Они понимали, что музей станет не только хранителем истории края, но и будет иметь большое значение для просветительской деятельности. Комиссия подошла к работе серьезно, с опорой на документы».
Поначалу экспонаты хранились в частных домах, в Екатерининском учительском институте, потому что у музея не было своего помещения. Первую прописку он получил на третьем этаже городской публичной библиотеки, в здании на углу Большой и Гимназической (ныне пересечение Советской и Коммунальной). В одной комнате расположился архив, а другая была предназначена для экспонирования. Посетителей принимали дважды в неделю. Одним из первых хранителей музея стала библиотекарь Софья Платонова. Она тоже внесла в фонд свою лепту, передав около ста предметов медного художественного литья и витрину.
Постепенно музей наполнялся, и скоро потребовалась систематизация экспонатов. В 1889 году член Тамбовской ученой архивной комиссии Петр Дьяконов составил первую опись. В каталоге значилось 847 предметов, распределенных по семи отделам: археология и палеонтология, естествознание, предметы религиозного назначения, произведения художеств, грамоты и автографы, старинные вещи, модели (орудия труда и предметы быта крестьян). Во второй каталог от 1916 года, над которым работал хранитель губернского исторического музея Александр Самоцветов, внесено уже более шести тысяч предметов, включая нумизматическую коллекцию из трех с половиной тысяч монет.
«Для нас это ценные документы, мы тщательно их изучаем. И хотя вдоль и поперек их перечитали, все равно делаем маленькие открытия, – говорит Галина Александровна. – Остались записи о предметах, впоследствии утраченных. Например, в каталоге Дьяконова значился кожаный колчан, шитый бисером, длиной 72 сантиметра, к которому прилагались стрелы: две с тупым наконечником, девять с острым наконечником, восемь с раздвоенным наконечником. Колчан сохранился, а стрелы нет. Это связано со сложной историей музея: он не раз переезжал. На самые первые экспонаты, дошедшие до нас, мы, конечно, обращаем особое внимание, стараемся их выставлять».
ПО ЭКСПОЗИЦИЯМ
Предметы, оставленные основателями музея в наследие тамбовчанам, можно увидеть в постоянно действующих экспозициях.
В зале, который знакомит с историей образования Тамбовской губернии, представлен чугунный оттиск руки Императора Петра I. Как свидетельствует каталог Дьяконова, он был сделан в Липецке на металлургическом заводе, основанном Петром Великим. В 1707 году он оставил отпечаток ладони на песке, затем была изготовлена форма и отлит чугунный оттиск. Его точная копия, примерно того же времени, была передана Тамбовской ученой архивной комиссии.
На выставке, посвященной истории Тамбовской епархии, можно видеть Синодальную грамоту 1762 года – свидетельство о хиротонии архимандрита Святогорского монастыря Феодосия (Голосницкого) во епископа богоспасаемых градов Великого Устюга и Тотьмы, который вскоре вслед за тем стал тамбовским архиереем. Этот документ, написанный на пергаменте, украшенный богатым орнаментом в стиле рококо с элементами русского барокко, можно считать произведением искусства. Он поступил в музей в 1909 году. В протоколах заседания Тамбовской ученой архивной комиссии выражается благодарность господину Иванову, который передал этот экспонат. Что интересно, в советский период его тщательно скрывали, и обнаружение его в фондах стало настоящим открытием. Впервые грамоту экспонировали на выставке к 2000-летию Рождества Христова.
В каталоге Самоцветова отдельно выделена коллекция делопроизводителя, уездного воинского начальника Константина Андреевича Патина. Глубоко верующий человек, он в 1911 году совершил паломничество во Святую Землю. По возвращении он передал музею 186 предметов, собранных по святым местам Палестины, Афона, Египта. Некоторые из них вошли в экспозицию «140 раритетов и шедевров из собрания Тамбовского областного краеведческого музея». Например, шляпа из пробкового дерева, глиняные светильники и сосуды для масла, на одном из которых даже можно разглядеть изображение Благовещения Пресвятой Богородицы. Также выставлены египетские артефакты, привезенные Патиным: сфинкс в виде скарабея, деревянный пенал для красок и ритуальная погребальная фигурка.
Из первых поступлений в этой экспозиции – деревянный фрагмент, как записано в каталоге Дьяконова, от колымаги, переданный членом Тамбовской ученой архивной комиссии, потомственным дворянином, коллежским регистратором С.И. Горгенгаузеном. Рядом – его же подарок: восточный посох с иероглифами.
С 1911 года в музее по завещанию Б.Н. Чичерина находится уникальная коллекция графики из имения Караул. В витринах среди 140 раритетов и шедевров выставлено несколько гравюр Альбрехта Дюрера из этого собрания: «Тайная вечеря», «Сошествие во ад», «Святая Вероника с апостолами Петром и Павлом», а также западноевропейские деревянные статуэтки апостолов Петра и Павла и Девы Марии с Младенцем.
Особо ценные из представленных здесь редкостей – рукопись 1880 года и первое издание фундаментального труда тамбовского врача, путешественника, коллекционера и искусствоведа А.В. Вышеславцева «Рафаэль».
И это далеко не все сокровища, собранные в самом начале.
БЛАГОДАРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
В этом же выставочном зале можно видеть увеличенные копии фотографий музейных интерьеров рубежа XIX-XX веков, когда музей занимал помещения в Нарышкинской читальне. Баннеры визуализируют историю, которой больше века. По снимкам видно, насколько богатым и разнообразным был фонд.
«Нам хотелось создать здесь особую атмосферу. Прежде эти предметы располагались в губернском историческом музее, а теперь мы их видим в современных экспозициях, – отмечает Галина Абрамова. – По фотографиям можно наблюдать, как строилась экспозиционная работа. В музее было также собрание живописи, в том числе портреты кисти Ф. Рокотова и В. Боровиковского, представленные ныне в экспозиции. Некоторые из полотен находятся теперь в областной картинной галерее. Например, «Умирающий Авель» – копия с картины академика Императорской Академии художеств А.П. Лосенко, подаренная в 1880-е годы музею С.И. Горгенгаузеном, «Выведение святого Петра из темницы» художника В.И. Василевского – дар попечительницы тамбовского Дома трудолюбия С.И. Крупковой».
Сотрудники музея постоянно изучают фонды и ведут работу по атрибуции экспонатов. Чаще всего загадкой остаются поступления 20-х годов прошлого века, когда фонд пополнился множеством предметов из помещичьих усадеб. Но иногда открывают себя и предметы, известные по дореволюционным каталогам. Так, недавно было установлено, что ваза с морскими мотивами – дар К.А. Патина. Теперь она представлена в витрине рядом с его паломническими приобретениями.
От кольчуги и вериг до шелковых кошельков и мраморных барельефов – любая старинная вещь или произведение искусства в краеведческом музее оберегается как величайшая ценность и изучается как памятник эпохи. И все самое интересное – открыто для тамбовчан, для гостей города. Пройдя по залам, можно проследить удивительную историю края, а вникнуть глубже помогут экспонаты.