Предметы коллекции из имения Чичериных Караул

Время на месте

Где хранятся первые экспонаты Тамбовского областного краеведческого музея?

Тамбовский областной краеведческий музей встречает свое 145-летие. Официальной датой его основания считается 2 декабря 1879 года – тот день, когда было принято окончательное решение о создании Тамбовского губернского музея, в котором выделялось три раздела: исторический, промышленно-хозяйственный и этнографический. Какими были первые экспонаты и где они находятся сейчас – выяснил наш корреспондент.

ПРОШЛОЕ, ОБРАЩЕННОЕ В БУДУЩЕЕ

«Открытие нашего музея было приурочено к столетию со дня образования тамбовского наместничества, – рассказывает главный научный сотрудник областного краеведческого музея Галина Абрамова. – Инициатором стал губернатор барон Александр Александрович Фредерикс, человек, интересующийся историей и искусством. Он привлек людей, которые так же радели за это благородное дело. Среди них – обер-камергер Императорского двора Эммануил Дмитриевич Нарышкин, историк и педагог Иван Иванович Дубасов, ректор Тамбовской духовной семинарии протоиерей Димитрий Самбикин, почетный мировой судья  Сергей Николаевич Чичерин, председатель губернской земской управы Лев Владимирович Вышеславцев и другие. Отцы-основатели стали и первыми дарителями. Они понимали, что музей станет не только хранителем истории края, но и будет иметь большое значение для просветительской деятельности. Комиссия подошла к работе серьезно, с опорой на документы».

Поначалу экспонаты хранились в частных домах, в Екатерининском учительском институте, потому что у музея не было своего помещения. Первую прописку он получил на третьем этаже городской публичной библиотеки, в здании на углу Большой и Гимназической (ныне пересечение Советской и Коммунальной). В одной комнате расположился архив, а другая была предназначена для экспонирования. Посетителей принимали дважды в неделю. Одним из первых хранителей музея стала библиотекарь Софья Платонова. Она тоже внесла в фонд свою лепту, передав около ста предметов медного художественного литья и витрину.

Интерьер музея рубежа XIX-XX веков и экспонаты того же времени
Интерьер музея рубежа XIX-XX веков и экспонаты того же времени

Постепенно музей наполнялся, и скоро потребовалась систематизация экспонатов. В 1889 году член Тамбовской ученой архивной комиссии Петр Дьяконов составил первую опись. В  каталоге значилось 847 предметов, распределенных по семи отделам: археология и палеонтология, естествознание, предметы религиозного назначения, произведения художеств, грамоты и автографы, старинные вещи, модели (орудия труда и предметы быта крестьян). Во второй каталог от 1916 года, над которым работал хранитель губернского исторического музея Александр Самоцветов, внесено уже более шести тысяч предметов, включая нумизматическую коллекцию из трех с половиной тысяч монет.

«Для нас это ценные документы, мы тщательно их изучаем. И хотя вдоль и поперек их перечитали, все равно делаем маленькие открытия, – говорит Галина Александровна. – Остались записи о предметах, впоследствии утраченных. Например, в каталоге Дьяконова значился кожаный колчан, шитый бисером, длиной 72 сантиметра, к которому прилагались стрелы: две с тупым наконечником, девять с острым наконечником, восемь с раздвоенным наконечником. Колчан сохранился, а стрелы нет. Это связано со сложной историей музея: он не раз переезжал. На самые первые экспонаты, дошедшие до нас, мы, конечно, обращаем особое внимание, стараемся их выставлять». 

ПО ЭКСПОЗИЦИЯМ

Предметы, оставленные основателями музея в наследие тамбовчанам, можно увидеть в постоянно действующих экспозициях.

В зале, который знакомит с историей образования Тамбовской губернии, представлен чугунный оттиск руки Императора Петра I. Как свидетельствует каталог Дьяконова, он был сделан в Липецке на металлургическом заводе, основанном Петром Великим. В 1707 году он оставил отпечаток ладони на песке, затем была изготовлена форма и отлит чугунный оттиск. Его точная копия, примерно того же времени, была передана Тамбовской ученой архивной комиссии.

Архиерейская грамота 1762 года
Архиерейская грамота 1762 года

На выставке, посвященной истории Тамбовской епархии, можно видеть Синодальную грамоту 1762 года – свидетельство о хиротонии архимандрита Святогорского монастыря Феодосия (Голосницкого) во епископа богоспасаемых градов Великого Устюга и Тотьмы, который вскоре вслед за тем стал тамбовским архиереем. Этот документ, написанный на пергаменте, украшенный богатым орнаментом в стиле рококо с элементами русского барокко, можно считать произведением искусства. Он поступил в музей в 1909 году. В протоколах заседания Тамбовской ученой архивной комиссии выражается благодарность господину Иванову, который передал этот экспонат. Что интересно, в советский период его тщательно скрывали, и обнаружение его в фондах стало настоящим открытием. Впервые грамоту экспонировали на выставке к 2000-летию Рождества Христова.

В каталоге Самоцветова отдельно выделена коллекция делопроизводителя, уездного воинского начальника Константина Андреевича Патина. Глубоко верующий человек, он в 1911 году совершил паломничество во Святую Землю. По возвращении он передал музею 186 предметов, собранных по святым местам Палестины, Афона, Египта. Некоторые из них вошли в экспозицию «140 раритетов и шедевров из собрания Тамбовского областного краеведческого музея». Например, шляпа из пробкового дерева, глиняные светильники и сосуды для масла, на одном из которых даже можно разглядеть изображение Благовещения Пресвятой Богородицы. Также выставлены египетские артефакты, привезенные Патиным: сфинкс в виде скарабея, деревянный пенал для красок и ритуальная погребальная фигурка.

Одни из первых экспонатов - предметы из коллекции Патина
Одни из первых экспонатов – предметы из коллекции К.А. Патина

Из первых поступлений в этой экспозиции – деревянный фрагмент, как записано в каталоге Дьяконова, от колымаги, переданный членом Тамбовской ученой архивной комиссии, потомственным дворянином, коллежским регистратором С.И.  Горгенгаузеном. Рядом – его же подарок: восточный посох с иероглифами.

С 1911 года в музее по завещанию Б.Н. Чичерина находится уникальная коллекция графики из имения Караул. В витринах среди 140 раритетов и шедевров выставлено несколько гравюр Альбрехта Дюрера из этого собрания: «Тайная вечеря», «Сошествие во ад», «Святая Вероника с апостолами Петром и Павлом», а также западноевропейские деревянные статуэтки  апостолов Петра и Павла и Девы Марии с Младенцем.

Особо ценные из представленных здесь редкостей – рукопись 1880 года и первое издание фундаментального труда тамбовского врача, путешественника, коллекционера и искусствоведа А.В. Вышеславцева  «Рафаэль».

И это далеко не все сокровища, собранные в самом начале.

Труды Вышеславцева
Труды А.В. Вышеславцева

 

БЛАГОДАРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

В этом же выставочном зале можно видеть увеличенные копии фотографий музейных интерьеров рубежа XIX-XX веков, когда музей занимал помещения в Нарышкинской читальне. Баннеры визуализируют историю, которой больше века. По снимкам видно, насколько богатым и разнообразным был фонд.

«Нам хотелось создать здесь особую атмосферу. Прежде эти предметы располагались в губернском историческом музее, а теперь мы их видим в современных экспозициях, – отмечает Галина Абрамова. – По фотографиям можно наблюдать, как строилась экспозиционная работа. В музее было также  собрание живописи, в том числе портреты кисти Ф. Рокотова и В. Боровиковского, представленные ныне  в экспозиции. Некоторые из полотен находятся теперь в областной картинной галерее. Например, «Умирающий Авель» – копия с картины академика Императорской Академии художеств А.П. Лосенко, подаренная в 1880-е годы музею С.И. Горгенгаузеном, «Выведение святого Петра из темницы» художника В.И. Василевского – дар попечительницы тамбовского Дома трудолюбия С.И. Крупковой».

Собрание картин на выставке «140 раритетов и шедевров из собрания Тамбовского областного краеведческого музея»
Собрание картин на выставке «140 раритетов и шедевров из собрания Тамбовского областного краеведческого музея»

Сотрудники музея постоянно изучают фонды и ведут работу по атрибуции экспонатов. Чаще всего загадкой остаются поступления 20-х годов прошлого века, когда фонд пополнился множеством предметов из помещичьих усадеб. Но иногда открывают себя и предметы, известные по дореволюционным каталогам. Так, недавно было установлено, что ваза с морскими мотивами – дар К.А. Патина. Теперь она представлена в витрине рядом с его паломническими приобретениями.

От кольчуги и вериг до шелковых кошельков и мраморных барельефов – любая старинная вещь или произведение искусства в краеведческом музее оберегается как величайшая ценность и изучается как памятник эпохи. И все самое интересное – открыто для тамбовчан, для гостей города. Пройдя по залам, можно проследить удивительную историю края, а вникнуть глубже помогут экспонаты.