Имя Валентины Тихоновны Дорожкиной в Тамбове на слуху. Поэт, прозаик, журналист, краевед, педагог. Член Союза писателей и Союза журналистов России. Лауреат ряда литературных премий. Руководитель литературно-творческого объединения «Тропинка». Заслуженный работник культуры РФ. Почетный гражданин города Тамбова. Ее творческая жизнь настолько насыщенна, что рассказ о ней не вместит даже большая книга. А внутренний мир настолько богат, что беседа с ней на любую тему может продолжаться часами.
Валентина Тихоновна 15 декабря отметила свой юбилей. День рожденья – это воспоминание о самом начале. Поэтому наш корреспондент расспросил Валентину Тихоновну о повлиявших на ее жизнь и творчество впечатлениях детства.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Детство Валентины Тихоновны пришлось на послевоенные годы. Оно, как и у многих ее сверстников, было трудное. Отца, Тихона Константиновича, не удалось даже запомнить: он погиб в 1943 году, защищая Родину. Мама Наталья Ивановна и бабушка Клавдия Васильевна сами поднимали четверых детей.
«Мы были счастливые, хоть и голодные, – подчеркивает поэт. – Бабушка засаживала огород подсолнечником, собирала семечки, жарила и отвозила в Москву. Сами ими спасались: семечки погрызешь, водички попьешь – все хорошо. В основном на столе была картошка, хлеб реже. Выжили, и слава Богу».
Книг в доме не было, кроме учебников. Но, едва научившись читать, Валентина Дорожкина поняла, как это познавательно и занятно. С тех пор она стала настоящим завсегдатаем маленькой школьной библиотеки.
«Там было несколько ярусов, я залезала по лестнице под самый потолок и, не замечая пыли, возилась с книгами, чему была очень рада заведующая библиотекой Серафима Сергеевна, – улыбается Валентина Тихоновна. – Первая моя книга была «Горячий камень». Аркадий Гайдар до сих пор мой любимый писатель. Даже в старших классах читала детскую литературу, да и сейчас ее люблю».
Дома собирались за столом при семилинейной лампе: бабушка вязала, мама шила, а Валентина читала вслух. Эти уютные вечера, да и все детство, описаны в повести «Как говорила моя бабушка…».
БИБЛИОТЕЧНЫЙ АКТИВ
В школе среди ребят нашлось много единомышленников, влюбленных в литературу. Они собирались в библиотеке и делились впечатлениями о прочитанной книге. Участвовал в обсуждении и учитель.
«Это были удивительные беседы, иногда споры. При таком общении мы культурно обогащались, развивали речь. Безусловно, это влияло на наши успехи в учебе», – рассказывает Валентина Тихоновна.
Первое свое стихотворение она написала для школьной стенгазеты, где была членом редколлегии, а затем и редактором. Пробой пера были сатирические строки о неуспевающих. Учитель, то ли в шутку, то ли всерьез, сказал, что она, наверно, будет сатирическим поэтом. Это ужаснуло, но в то же время подтолкнуло к творчеству:
«Иду по городу – я родилась и выросла в Мичуринске, – думаю: хоть бы мне сочинить какие-нибудь строчки, только не сатирические. И вижу – строят дом:
Молотки стучат по крыше,
Благодать кругом,
Плотники все выше, выше
Воздвигают дом».
Валентина Дорожкина нашла свое призвание и последовала за ним. Открыла молодого автора «Мичуринская правда»: в газете опубликовали стихотворение «Серая шинель». Для автора эти строки незабываемы:
Ты бойца в походы провожала,
С ним была и в дождик, и в метель,
Ты его от пули прикрывала,
Серая солдатская шинель.
Атмосфера в доме, где свято хранили память о погибших на фронте, повлияла на чуткую душу. Впоследствии тема Великой Отечественной войны станет одной из самых значимых в творчестве поэта.
АРОМАТ ХЛЕБА
Условия, в которых прошло детство, конечно же, наложили свой отпечаток на характер, на взгляды и даже на вкусы.
«Первую конфету я попробовала в 18 лет, – вспоминает Валентина Тихоновна. – Однажды девочки, с которыми мы занимаемся, принесли мне торт. Мы его вместе съели, но я призналась, что к сладкому равнодушна. Они спросили: а что вы любите? Говорю: ржаной хлеб. Молчание. И на следующее занятие Настя Челюбеева приносит две буханки ржаного хлеба. Это было так трогательно! Хлеб – всему голова. Бабушка и мама даже не разрешали называть хлеб «черным». Ржаной. Аромат хлеба я не могу ни с чем сравнить».
О том, что к хлебу должно быть благоговейное отношение как дару Божьему, символу жизни, Валентина Дорожкина напоминает в своем проникновенном стихотворении «Хлеб»:
Уже не раз мне приходилось видеть,
Как накрывают стол для торжества:
Расставив всё – закуски, фрукты, вина –
И приготовив для гостей слова,
Хозяйка ахнет вдруг: «Про хлеб забыла!»…
Бывает это часто – не секрет,
Что на столе для хлеба места нет:
Гостей хозяйка хлебом обнесла
Или пристроила на краешек стола.
Конечно, хлеб – не дефицит. Он прост.
Но за него я предлагаю тост.
Без хлебушка застолье – никакое.
Ну, кто без хлеба будет есть жаркое?
Без хлеба и салаты – не салаты.
Икра и та без хлеба не идет…
Нарежьте хлеба, будет стол богатым,
Богатым стол наш будет круглый год.
…Я помню: соберемся за столом:
Картошка, хлеб – как будто бы не густо.
Но до чего же с хлебом было вкусно
И радостно, что перестал он быть пайком.
И только удивлялись мы: как странно,
Что бабушка твердит нам неустанно:
«Без хлеба не достанешь неба,
Побольше ешьте, ребятишки, хлеба…».
Теперь я понимаю: ввысь
Мы, в общем-то, на хлебе поднялись.
Наш хлеб – не дефицит. Он прост.
Но за него я предлагаю тост:
Без хлеба не достанешь неба,
А с ним легки и трудные дела.
Стол накрывайте, начиная с хлеба,
Он – украшенье нашего стола.
Стихи – не только свои, но и классиков, современных поэтов – Валентина Тихоновна читает исключительно наизусть. Прекрасная память как раз и есть результат упражнений с заучиванием стихов:
«Каждый день в перерывах между работой хожу из угла в угол по коридору и читаю стихи вслух. Нам преподаватель в институте посоветовал, как развивать память: выучить четыре строчки любого стихотворения, на следующий день повторить их и добавить еще четыре и так далее. Через месяц я на себе почувствовала, насколько это эффективно».
ИСКУССТВО СЛОВА
Увлечение переросло в профессию: свою жизнь Валентина Тихоновна связала с искусством слова. Она поступила на историко-филологический факультет Тамбовского государственного педагогического института. Преподаватели не только передавали знания, но и становились учителями жизни. С благодарностью поэт называет имена Валентины Ивановны Антоненко, Юлии Алексеевны Левшиной, Станислава Борисовича Прокудина, Леонида Григорьевича Яковлева:
«Мы никогда не слышали от них грубого слова, занятия были очень интересные».
Детская мечта – стать учителем – сбылась. Довелось преподавать русский язык и литературу в сельских школах. Потом была работа в типографии, редакциях газет, издательстве. В настоящее время Валентина Тихоновна работает в Тамбовской областной детской библиотеке, руководит литературно-творческим объединением «Тропинка», которому в следующем году исполнится сорок лет. Можно говорить о том, что сегодня это самый опытный наставник начинающих литераторов. И начинать детям она советует, прежде всего, с русской классики:
«Это образец русского литературного языка. Писатели раскрывают красоту нашей Родины, пробуждая любовь к ней. Несколько лет назад сама перечитала всю классику – у меня большая личная библиотека. Книги открылись по-новому. Еще раз убедилась, что это великие произведения».
А потом можно перейти и к верхнему ярусу с книгами – как Валентина Тихоновна. Он для тех, кто поднимается выше, для тех, кто освоил самое читаемое и пожелал расти, непрестанно развивая мысль. Это большой труд, но только так достигаются высоты. Простую истину Валентина Дорожкина доказала собственным опытом: она ни дня не проводила без работы со словом, будь это чтение, преподавание или создание произведения, и теперь написанные ею книги могут занять несколько полок. Но поэт не оставляет свою вертикаль, продолжая проникать в сокровищницу искусства, потому что литература неисчерпаема, а для творчества нет границ.