Глава Тамбовской области Максим Егоров внес в областную Думу законопроект о запрете склонения к искусственному прерыванию беременности. Если депутаты его одобрят, то прописанные в документе действия будут считаться в нашем регионе угрозой для семьи, отцовства, материнства и детства.
Кто и что толкает женщин к тому, чтобы избавиться от нерожденного ребенка? Как медики пытаются переломить печальную статистику абортов? Что об этом думает Православная Церковь? Наш корреспондент побывал в единственном в Тамбове городском роддоме, пообщался с медицинским психологом и начальником отдела церковной благотворительности и попробовал разобраться в сложной теме.
По закону
К аборту женщину чаще всего склоняет не вездесущий Интернет. И не общественное мнение. А самые близкие люди. К такому выводу приходят те, кто каждый день в силу профессионального долга общаются с женщинами, принимающими решение прервать беременность. Медицинский психолог городской клинической больницы имени Архиепископа Луки Елена Резепова говорит, что чаще всего аборт хотят сделать женщины, у которых уже есть ребенок, а порой и не один. В подавляющем большинстве случаев аргумент родственников – семья не потянет материально. Если депутаты Тамбовской областной Думы примут внесенный Главой региона Максимом Егоровым законопроект, то подобные прописанные в документе действия будут считаться в нашем регионе угрозой для семьи, отцовства, материнства и детства. За нарушение будет предусмотрена административная ответственность в соответствии с областным законодательством.
«Под склонением к искусственному прерыванию беременности понимается совершение действий с целью понуждения беременной женщины к искусственному прерыванию беременности путем уговоров, предложений, подкупа, обмана, выдвижения иных требований», – говорится в проекте закона.
При этом склонением к искусственному прерыванию беременности не будет являться информирование врачом беременной женщины о наличии медицинских показаний к аборту.
Председатель комитета по охране здоровья областной Думы, главный врач больницы имени Архиепископа Луки Марина Македонская объясняет:
«Искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям проводят в том случае, если есть угроза жизни матери или патологии плода, несовместимые с жизнью. Но медицинское сообщество прилагает все усилия для мотивации женщин сохранить беременность».
По показаниям?
Допустимость искусственного прерывания беременности – это не только юридический или медицинский вопрос. В обществе давно идет спор по поводу абортов, который затрагивает моральные и религиозные стороны проблемы. Русская Православная Церковь – не медицинский консилиум и на искусственное прерывание беременности смотрит однозначно.
«Мне запомнился случай. К нам в епархию пришла женщина, беременность которой проходила очень сложно, а у ребеночка были тяжелые патологии. Но даже в таком случае я не мог ни одобрить аборт, ни настаивать на отказе от него, – говорит заведующий отделом церковной благотворительности и социального служения Тамбовской епархии, клирик Вознесенского женского монастыря протоиерей Иоанн Каширский. – Но убежден: какого бы ребенка Бог ни дал, его нужно выносить, прибегая к таинствам Церкви. Я могу сочувствовать, но благословить на такой шаг не могу».
Нужно понимать, что аборт по медицинским показаниям – случай скорее исключительный. Чаще всего от нерожденного ребенка избавляются не из-за патологии плода. На сроке до 12 недель любая женщина может прервать беременность, а по так называемым социальным показаниям – на сроке до 22 недель.
Медицинский психолог Елена Резепова по опыту работы в женской консультации рассказывает, что когда начинает общаться с пришедшими на аборт, чаще всего выясняется: финансовые трудности не такие уж и нерешаемые, и решение – не бескомпромиссное.
«По закону теперь ни одну женщину, обратившуюся с желанием сделать аборт, не направляют на эту процедуру без предварительной беседы с этими специалистами. Психолог, конечно, не должен ни уговаривать, ни убеждать. Но он должен помочь женщине шире посмотреть на проблему, дать возможность определиться с оценкой внутренних и внешних ресурсов. И тогда она сможет принять более взвешенное решение», – рассказывает психолог.
Таких встреч обычно проводят две. После первой, где выясняют мотивы и причины, даются «дни тишины». Это время нужно для того, чтобы женщина подумала о последствиях аборта и о том, кто и что может помочь ей выносить, родить и воспитать ребенка. И конечно, о счастье материнства, которого она может себя лишить.
«О возможных последствиях для репродуктивного здоровья женщины на приеме говорит врач. А я, если во время первой беседы вижу, что женщина готова к такому диалогу, рассказываю о последствиях для ее психики, об угрозах семейным отношениям, – рассказывает медицинский психолог. – Да, незапланированная беременность – всегда стресс. Но не она причина проблем. Возможность вскоре стать матерью не вызвала финансовых трудностей или сложных отношений с отцом ребенка или с собственными родителями. Все эти трудности уже были. Но даже незапланированная беременность может стать желанной, наполнить жизнь ощущением ценности и смысла. Женщина принимает решение стать самой любимой и нужной для нового человека или лишить себя этого шанса, возможно, навсегда».
Елена Резепова говорит, что две-три женщины из десяти после таких встреч от аборта отказываются.
Меры поддержки
У отца Ионна Каширского на столе – муляж человеческого эмбриона на сроке 11 недель. Он размером с крупный нектарин: весит примерно 28-30 граммов, а длина тела – примерно семь-девять сантиметров. Внешне он уже напоминает младенца, но его тельце еще не совсем пропорционально: ручки длиннее ножек, а голова несоразмерно велика. У ребенка уже сформированы все системы организма и появляется защитный рефлекс – он способен отдергивать ту часть тела, на которую воздействует раздражитель. Такие муляжи отдел церковной благотворительности и социального служения Тамбовской епархии передавал в женские консультации, чтобы пришедшая на аборт женщина наглядно видела: внутри нее не просто «плод», а маленький человек, ее ребенок
Несколько лет назад по благословению митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия под Тамбовом в «Жемчужине леса» открыли центр защиты семьи, материнства и детства имени преподобного Амвросия Оптинского. Он был создан, в том числе, для того, чтобы помочь женщинам, которые хотят сделать аборт, не совершить непоправимое. Проект был поддержан грантом Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, Фондом президентских грантов и субсидией администрации области. Сейчас подобный центр обустраивается в Тамбове в Сухотинском женском монастыре. А пока женщины, оказавшиеся в кризисной ситуации, подвергшиеся насилию и желающие из-за этого прервать беременность, могут по-прежнему обратиться в Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса».
Повторимся: финансовые и бытовые проблемы, толкающие женщин на аборт, зачастую на деле оказываются решаемыми. Но многие просто не знают о тех мерах поддержки, которые предоставляет государство. Это, например, единовременные выплаты при рождении или пособия по уходу за ребенком. Подробнее о них всегда можно узнать в учреждениях социальной защиты или в МФЦ.
Самое ценное
Заместитель главного врача по акушерско-гинекологической работе, заведующий акушерским отделением патологии беременности больницы имени Архиепископа Луки Николай Карин говорит, что не представляет ситуации, когда коллеги-врачи могут склонять женщину к прерыванию беременности:
«Мы делаем все для того, чтобы сохранить каждую беременность. И в нашем акушерском стационаре для этого есть все условия. За последние несколько лет благодаря нацпроектам и усилиям нашего главного врача мы получили самое современное оборудование, сделан ремонт».
Добавим, что этот роддом сейчас – единственный городской, но здесь помогают стать мамами женщинам со всей области. В этом году в стенах акушерского стационара помогли появиться на свет больше чем тысяче малышей. А еще здесь ребенок находится в одной палате с мамочкой сразу после рождения, конечно, при условии, что роды прошли нормально. К тому же врачи практикуют так называемые партнерские роды, когда в индивидуальном родзале вместе с женщиной находится муж или кто-то из родственников. Николай Карин уверяет: вопреки расхожему мнению, такая практика не только не травмирует психологически мужчину, но и укрепляет семейные отношения. Главное – не лишить самих себя счастья родительства.