Андрей Солнцев

Тамбов – там, где хорошо!

Это точно знает лучший гид России тамбовчанин Андрей Солнцев.

В начале этого года Русское географическое общество подвело итоги пятого Всероссийского конкурса «Лучший гид России». За звание боролись более тысячи участников из 85 регионов. Победителем в одной из пяти номинаций – «Лучший гид России до 18 лет» – стал одиннадцатиклассник гимназии №12 имени Г.Р. Державина Тамбова Андрей Солнцев. О туризме и перспективах его развития в нашем городе с точки зрения молодежи мы говорим сегодня с нашим героем.

ЛУЧШИЙ В СТРАНЕ

Андрей признается: для него участие в конкурсах такого уровня – это еще одна возможность продемонстрировать на самом высоком уровне туристический потенциал своей малой родины:

«Мне хотелось показать, что мы самодостаточный регион в плане туристической привлекательности, что Тамбов – это там, где хорошо, это уютная провинция с достойным уровнем сервиса, экскурсионным обслуживанием, туристическими продуктами».

В двухминутном ролике автор уделил внимание самым знаковым местам областного центра, среди которых – Асеевский особняк, Набережная, колокольня Казанского мужского монастыря, памятник Рахманинову, семейство волков.

«Если честно, о победе не думал. Тем более что видел сильные работы других конкурсантов. В таком коротком ролике было сложно показать все красоты нашего города, но главное — правильно выстроить приоритеты, поработать с текстом, донести свою задумку до оператора, и результат будет, – рассказывает Андрей Солнцев. – Да, я не профессионал в сфере туризма, у меня нет пока профильного образования, но такие конкурсы дают возможность проявить наработанные компетенции в сфере своих интересов. И когда профессиональное сообщество так высоко их оценивает, для меня это подтверждение того, что в этом направлении мне стоит двигаться дальше».

ДЕТСКИЙ КОМИТЕТ ПО ТУРИЗМУ

Вот уже два года, как в жизни тамбовского школьника появился региональный детский комитет Проектного офиса по детскому туризму Российского союза туриндустрии. Общественная организация объединила неравнодушных школьников, которые помогают взрослым делать детский туризм безопасным, интересным, содержательным.

«Собственно, моя деятельность в качестве гида берет свое серьезное начало с работы в детском комитете проектного офиса. А вообще, мы, его участники, называем себя детскими чиновниками по туризму. Основным видом нашей деятельности является экспертная оценка действующих туристических и экскурсионных маршрутов. Детские продукты нельзя создавать без участия самих детей. Мы их анализируем, изучаем, если есть недостатки, указываем на них туроператорам. Кроме того, работаем над стратегией развития детского и молодежного туризма в регионе. Есть идеи о разработке новых маршрутов с учетом озвученных Президентом страны нацпроектов «Семья», «Молодежь», объявленного Года семьи».

Тамбов и в целом область – весьма привлекательная для семейного отдыха территория, считает лучший гид России. Подкупают приближенность области к столице, статус экологически чистого региона, появление новых объектов туристической инфраструктуры.

ТУРИЗМ – ЭТО ПРО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

«В отдельных случаях можно сказать, что мы задаем новые тренды, вводим новые модели и форматы проведения экскурсий. Хотим мы того или нет, но вариант, когда экскурсовод монотонным голосом о чем-то рассказывает туристам, уходит в прошлое. Я замечаю, что люди ждут упрощенного формата подачи информации, потому что лекцию они послушают, зайдя в Интернет. А туризм – это про впечатления, про то, что нужно получить какой-то отклик, эмоциональную отдачу. Экскурсовод – это человек, который во время экскурсии отдает всего себя слушателям и зрителям, передает не только знания, но и энергетику — свою и любимого города. Проводя экскурсии в нелюбимом городе, стать лучшим гидом невозможно», – говорит Андрей Солнцев.

В прошлом году ребята из детского комитета запустили экскурсию «Путь героев» – военно-патриотический пешеходный маршрут. Театрализованную экскурсию с элементами интерактивного QR-квеста проводил Андрей. Маршрут посвящен легендарной 2-й Гвардейской армии. Он берет свое начало с вводного урока в музее армии в его родной гимназии №12. После этого идет большая пешая прогулка по Набережной, где ребята через азбуку Морзе проходят квест, находят послание предков, которое написано барельефом в кольце Вечного огня. Здесь же они получают 125 граммов блокадного хлеба. Кульминацией маршрута становится посещение двух музеев – краеведческого и МВЦ.

Андрей Солнцев
Андрей Солнцев

ПО РАБОТЕ И НАГРАДЫ

Лучший гид страны с гордостью рассказывает о том, что разработанные с участием юных тур-экспертов проектного офиса экскурсионные маршруты для детей высоко оценены на федеральном уровне – в рамках Всероссийской программы путешествий «Классная страна» Агентства стратегических инициатив. Победителем в номинации «История и патриотизм» признана программа путешествия «Г.Р. Державин – больше, чем поэт!». В рамках экскурсии в Тамбове учащиеся посещают места, связанные с именем Г.Р. Державина, а затем участвуют в разговоре о патриотизме, заполняют туристический паспорт школьника и пишут сочинение-эссе «Кто для меня Державин: поэт или политик?».

В номинации «Культура» победителем стала программа путешествий «Дорогами великого композитора». На экскурсии группа посещает рахманиновские места. Также в специальной номинации «Глазами детей» отмечена программа путешествия «Тамбов героический», в ходе которой предлагается посетить музей истории 2-й Гвардейской армии при гимназии №12, Дом-музей архиепископа Луки, Музейно-выставочный центр региона, сделать фото у монумента «Тамбовский колхозник» и мемориала «Вечный огонь». Благодаря, в том числе, работе ребят из детского комитета по туризму Тамбовская область в этом году стала лучшей в номинации «Регион образовательного туризма» III Всероссийской туристической премии Russian Travel Awards. А в номинации «Регион детского туризма» она получила серебряную медаль.

Андрей Солнцев
Андрей Солнцев

«Мы работаем. Стараемся свои инициативы заводить под федеральные проекты, как это было, к примеру, с «Классной страной», где в маршрут «Тамбов героический» мы включили «Путь героев, – говорит Андрей Солнцев. – Мы уже реализовали программу открытия филиалов детского комитета по туризму в муниципальных образованиях. Наша задача – чтобы в каждом городе и районе Тамбовской области было объединение ребят, готовых развивать туристическую привлекательность своих территорий.

Андрей уверен: туризм, тем более детский, должен быть доступен для всех. Вместе со старшими коллегами туристической отрасли при участии бизнеса разработали «Карту гостя – детям» – систему преференций для детей школьного возраста, путешествующих по Тамбовской области.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Из недостатков тамбовской сферы туризма председатель детского комитета Проектного офиса по детскому туризму в регионе отмечает дефицит кадров. Только в последнее время в тамбовских образовательных учреждениях стали пользоваться спросом специальности, связанные с этой сферой.

«Учиться здесь становится модным. Мы сейчас приходим к пониманию того, что туризм – это не просто про линейный персонал, сервис, бытовые вещи. Индустрия туризма охватывает больше пятидесяти отраслей экономики. Обо всем этом мы говорим со школьниками, с которыми взаимодействуем в рамках федерального проекта по профориентации «Билет в будущее». Мы приглашаем их на наши экскурсии, на апробацию новых маршрутов. Человек, попадая в нашу команду, оценивает свои возможности и реально понимает, готов ли он работать в туристической отрасли», – рассказывает Андрей Солнцев.

НА ПЕРСПЕКТИВУ

Лучший гид России признается, что в плане развития туристической отрасли на Тамбовщине хотел бы видеть больше отреставрированных объектов культурного наследия, а вместе с ними – новые арт-объекты.

«Коллаборация старого и нового сегодня весьма привлекательна в нашей сфере. Когда появляются новые объекты показа, например, из заброшенного завода создается современное арт-пространство, это становится точкой притяжения не только для иногородних туристов, но и для местных жителей. С точки зрения инфраструктуры хочется видеть больше гостиниц, ресторанов с традиционной тамбовской кухней, сувенирных лавочек. Не стоит забывать о том, что туризм – это про межведомственное взаимодействие. Будем работать», – завершает рассказ лучший гид России Андрей Солнцев.

Прямая речь
Андрей Солнцев:

«Я люблю наш регион, люблю Тамбов. Набережная, усадьба Асеева, Соборная площадь – это места моего энергетического восполнения. Они же притягательны и для наших туристов, от которых я получаю прекрасные отзывы при знакомстве с городом. Они подтверждают мое мнение о том, что Тамбов и область – уютная провинция».

«Гид всегда должен интересоваться, дарить эмоции, быть впечатлительным, чувствительным к прекрасному и не превращать экскурсию в рутину. Если будет рутина, ни о каких эмоциях, впечатлениях речи быть не может. Мы все немного странные, но это помогает нам заряжать и заряжаться, разделять с туристами эмоции».