Тайна старинного клада, вековая мельница и рояль Рахманинова: рассказываем историю самой загадочной улицы старого Тамбова

В новом выпуске проекта «Пойдем погуляем» НГТ и «Тамбовское земство» расскажут об истории улицы Носовская.

Шестьсот пятьдесят метров, а историй — хоть книгу пиши. Улица Носовская — одна из старейших в городе, в ее истории много неразгаданных тайн. Здесь начиналось строительство одной из крупнейших в Тамбовской губернии мельниц, создавали первый в области радиокомитет, находили клад и открывали кинотеатр. Сегодня улица носит имя известного в городе благотворителя, но мало кто знает, что целый век будущая Носовская вовсе не имела названия, хоть и была отмечена на всех городских картах.

А теперь — подробнее. Проект «Пойдем погуляем» и его новая глава – история безымянной улицы.

БЕЗЫМЯННАЯ УЛИЦА

Территория будущей улицы Носовской располагалась за пределами крепости Тамбов. Во второй половине XVIII века это были пригородные земли Пушкарской слободы за крепостным валом и рвом. Носовская будет проложена по территории частично застроенных кварталов слободы, частично – по землям большого луга, выполнявшего функции слободской площади.

Улица Носовская
Улица Носовская

«Когда появилось первое название? Вопрос интересный, — говорит краевед, руководитель исторического общества «Тамбовское земство» Денис Силин. — Дело в том, что на планах города, начиная с 1775 и вплоть до 1856 года, улица не имеет своего названия, то есть на плане оно не подписано. И только в 1883 году безымянной улице, протянувшейся от Дворянской (ныне Интернациональной) до берега Студенца, присвоили имя крупного тамбовского купца 1-й гильдии, просветителя и мецената, Почетного гражданина города Тамбова Андрея Михайловича Носова».

Улица всегда была небольшой: с обеих сторон тянулись дома классической мещанской и купеческой застройки, большая их часть сохранилась до наших дней.

«После революции, 18 июля 1923 года, по решению городского исполкома Носовскую переименовали в Кооперативную, — продолжает Денис Силин. — И только после распада Советского Союза, в 1992 году, ей вернули историческое название».

ПЕРВЫЙ РАДИОКОМИТЕТ

Дом №2, что на углу Носовской и Интернациональной, так же, как и соседний дом №4, до революции принадлежал братьям Фокиным. Свой капитал купцы составили на виноторговле. Состояние у братьев было немалым: помимо двух особняков, им принадлежали винные склады, конюшни и разливочный цех, который находился во внутренней части двора дома №4.

Дом братьев Фокиных
Дом братьев Фокиных

«Небольшая часть территории двора использовалась достаточно оптимально, а само производство было настолько четко организовано, что хозяева могли позволить себе распивать чай на балконе, выходившем на внутренний дворик, который, к слову, был выложен булыжником. Ныне этот двор сильно изменился, сам дом обветшал, собственно говоря, сегодня уже почти ничто не напоминает о бывшем здесь производстве».

После революции оба здания были национализированы. В 1937 году по распоряжению обкома партии в доме №2 откроют первый в истории Тамбова областной радиокомитет.

Здание первого радиокомитета
Здание первого радиокомитета

«Место было выбрано не случайно, в центре города, — отмечает Денис Силин. — Это было достаточно удобно с точки зрения использования проводной радиосвязи. Комитет занимал всего две комнаты первого этажа. В одной находились бухгалтер и машинистка, в другой — редактор, его заместители и радиожурналисты. На этом же этаже располагалась сама радиостудия. Стены помещения в 20 квадратных метров были обиты специальным звукоизоляционным материалом. В центре находился микрофон, чуть в стороне — пульт. В этой же комнате стояли два рояля. Старожилы рассказывали, якобы один из них принадлежал самому Сергею Рахманинову».

Дикторы вещали в прямом эфире, но исключительно по написанному тексту. Любая импровизация, а также любое отклонение от утвержденного текста или нарушение временного регламента строго запрещались.

«На втором этаже радиокомитета располагалась приемно-передаточная станция с техническим оборудованием, в соседней комнате хранились магнитные ленты с записями, — уточняет Денис Силин. — Интересный факт: в пятидесятых годах в распоряжении радиокомитета были два автомобиля: легендарные «Победа» и «ГАЗ-51», которые предназначались для выездной записи. Для этого всегда требовалась бригада, в которую входило не менее пяти человек. Особенно сложной была транспортировка громоздких тяжелых магнитофонов. Заметное техническое переоснащение произошло только в начале шестидесятых годов. Это было время, когда черные тарелки квартирных радиоточек стали заменяться на удобные компактные радиоприемники. Особые слова стоит сказать о работавших здесь людях. Это были преданные делу радиовещания специалисты. Работа в радиокомитете начиналась с 7-7.30 утра и могла завершиться после 19.00. Надо сказать, что диапазон радиопередач тех лет не отличался разнообразием: дикторы делали обзоры местных газет, зачитывали партийные и комсомольские новости, рассказывали о достижениях тружеников и передовиков.

В 1971 году областной радиокомитет переехал в новое здание по улице Мичуринской, 8, где и находится в настоящее время.

МАГАЗИН БОРОВСКОГО

Небольшое здание в начале улицы — дом №3 — некогда знала вся округа. Это был магазин Б.С. Боровского. В нем торговали открытками с видами Тамбова и другой продукцией. С 1923 года в нем располагалась граверно-каучуковая мастерская, с 1929 года в этих стенах начал работать магазин тамбовских крестьян. В послевоенные годы здесь размещалась мастерская по ремонту различной бытовой техники.

Магазин Боровского
Магазин Боровского

Здание по соседству — дом 3а — за годы своего существования принадлежало разным купцам. В его подвальном помещении находились продовольственные склады, на первом этаже располагался целый ряд обувных магазинов. Купить здесь можно было все: от калош до сапожек.

За годы своего существования здание принадлежало разным купцам
За годы своего существования здание принадлежало разным купцам

После войны верхние этажи отдали под жилые квартиры. Первый этаж заняло швейное производство. В настоящее время в здании расположены торговые павильоны.

ДОМ БРАТЬЕВ АЛЕКСЕЕВЫХ

Двухэтажный особняк на Носовской, 6 — дом братьев Алексеевых — был построен во второй половине XIX века. До революции на втором этаже и во флигеле располагалась гостиница. Часть первого этажа занимали кубовая и прачечная.

Дом братьев Алексеевых
Дом братьев Алексеевых

«В северной части здания находится арочный проезд во двор, — уточняет краевед. – Некогда там располагались конюшни, а сам двор был выложен брусчаткой. Она сохранилась до сегодняшнего дня»

Сегодня это многоквартирный дом. Несколько недель назад в здании по региональной программе «Наследие Тамбовщины» завершился капитальный ремонт.

ДОХОДНЫЙ ДОМ МОНЯКОВА

Доходный дом Монякова долгое время был самым высоким зданием в Тамбове. Свой первоначальный архитектурный облик большой двухэтажный особняк сохранил до настоящего времени. Фасад, обращенный к улице, разделен полуколоннами. На втором этаже — пятнадцать полуциркулярных окон, по всей длине фасада – профилированный карниз с поясом из зубчиков.

«Здание принадлежало А.А. Монякову, — рассказывает Денис Силин. — Работая приказчиком на суконной фабрике в селе Бондари, в Тамбове он бывал крайне редко. Поэтому сдавал дом внаем. На первом этаже располагался большой магазин, принадлежавший Ряшенцеву. После национализации в 1918 году здесь находился штаб частей особого назначения, так называемый ЧОН, основной задачей которого было изъятие продовольствия у крестьян и передача его в распоряжение властных структур».

Доходный дом Монякова
Доходный дом Монякова

В 1929 году второй этаж занял банк, а первый отдали под кустарно-промышленные товарищества «Канцелярия». Вскоре его заменил магазин верхней одежды, затем — ювелирный магазин и выставочный зал. Сегодня все здание занимают финансовые учреждения.

Через арку можно попасть во двор, где гостей «встречает» бетонный фонтан – настоящая роскошь тех времен. В глубине двора – четырехэтажное здание, построенное в начале прошлого века. Это первый в Тамбове «дом терпимости». Он спрятан от посторонних глаз, дабы сохранить конфиденциальность клиентов. В Российской империи такие заведения были вполне легальны. Каждая «дама» имела «желтый билет» и состояла на учете в жандармерии. Ежемесячно она была обязана проходить медицинский осмотр, иначе можно было лишиться заработка.

До революции здесь находился "дом терпимости"
До революции здесь находился «дом терпимости»

ДОМ БЫТА «РУСЬ»

Представить рыночную площадь без Дома быта «Русь» сегодня практически невозможно. Девятиэтажное здание возвышается над купеческими домами, а с последних этажей «Руси» Тамбов – будто на ладони.

«Строительство Дома быта «Русь» началось в конце семидесятых годов XX века, — рассказывает Денис Силин. — И надо признать, что необходимость в нем была достаточно острой. Ранее всевозможные предприятия, занимающиеся обслуживанием населения, ютились в помещениях разных зданий. С хозяйской точки зрения это было не сильно удобно. Поэтому и возникла потребность построить дом бытового обслуживания».

Дом быта "Русь"
Дом быта «Русь»

Стоит сказать, что дома быта – явление всесоюзное. Их начали строить повсеместно в конце шестидесятых годов. Вычистить костюм, подстричься или сделать фото на документ можно было в пределах одного здания в короткое время.

«Дом быта в Тамбове построили в достаточно сжатые сроки. За несколько лет в юго-восточном углу рынка вдоль улицы Кооперативной было возведено здание комбината. В эксплуатацию его ввели в 1982 году, и оно функционирует до настоящего времени».

Отметим, что с 2006 года в здании располагается и редакция нашей газеты.

ДОМ МОЖАРОВА

Здание на углу Носовской и Коммунальной с четырех- и шестиколонными портиками на высоком цоколе, поднимающимися до мезонина, за свою историю пережило не одного владельца. К слову, краеведы до сих пор не установили дату постройки. Известно, что в конце XIX века дом принадлежал отставному поручику Бондарских и его родственникам.

«В 1908 году усадьбу покупает тамбовский дворянин И.П. Можаров и начинает капитальную перестройку здания, — рассказывает Денис Силин. – Можаров происходил из старинного рода. Он был типичным представителем той части дворянства, которая, используя наследственные капиталы, в условиях модернизации экономики России уверенно превращалась в предпринимателей капиталистического типа. На первом этаже Можаров открыл торговые залы, а второй этаж и мезонин вплоть до 1918 года занимала гостиница «Славянская». Здесь располагались первоклассные семейные номера, к услугам постояльцев был ресторан, где играл, в том числе, военный оркестр расквартированного в Тамбове 27-го пехотного полка».

Дом Можарова
Дом Можарова

После революции в здании находился лазарет дивизии имени Киквидзе. В 1919 году дом Можарова был национализирован.

«Позже комнаты были заново разделены перегородками, изменена внутренняя планировка. В двадцатые-тридцатые годы в здании действовал кинотеатр «Люкс», затем помещения заняли рабочие кооперативные предприятия. Перед войной здесь находился клуб советской милиции Тамбова. С послевоенных лет и вплоть до настоящего времени в здании действуют торговые предприятия», — отмечает краевед.

ДОМ БАГРЯНЦЕВА

Двухэтажный дом – на карте он значится под номером 9 — с фигурным фронтоном на крыше принадлежал домовладельцу Багрянцеву. Первые этажи здесь занимали различные магазины. Однако в дореволюционном Тамбове он славился своей кондитерской, где изготавливали вкуснейшие на всю округу мармелад и халву. По соседству находился обувной магазин купца Е.И. Григорьева, рядом с ним — керосиновая лавка А.В. Антонова.

Дом Багрянцева
Дом Багрянцева

«В разные времена в здании располагались более 60 различных предприятий, среди них — книжный магазин «Букинист», некогда пользовавшийся популярностью среди тамбовских любителей литературы», — уточняет Денис Силин.

Буквально через арку — дом купца М.В. Широкова. В 1898 году он перестроил здание, расширив фасад. Первый этаж занимали торговые лавки, принадлежавшие по большей части самому хозяину. Несколько помещений он сдавал в аренду.

Дом купца М.В. Широкова
Дом купца М.В. Широкова

После революции в доме в разные годы располагались губернская организация «Селькредитсоюз» и столовая №4.

ДОХОДНЫЙ ДОМ НИКОНОВА

Дом на углу Носовской и Державинской был построен в рекордные сроки — всего за пять месяцев 1914 года. Это было первое трехэтажное здание в Тамбове, возведенное для торговых целей.

Доходный дом Никонова
Доходный дом Никонова

«Дом принадлежал тамбовскому домовладельцу К.Н. Никонову, — отмечает Денис Силин. – С началом Первой мировой войны часть северного крыла здания Никонов отдал под лазарет, остальные помещения арендовали под магазины. Надо сказать, что доходный дом Никонова для своего времени был передовым: хозяин провел сюда электричество, оборудовал водоснабжение и канализацию, что было большой редкостью. По состоянию на 1918 год, имущество Никонова оценивалось в 115 тысяч рублей, что делало здание одним из самых дорогих в Тамбове. После революции дом был национализирован. Первое время помещения пустовали, затем здесь разместились аудитории педагогического факультета Тамбовского народного университета. С 1929 года здание отдали под нужды губернского отделения местной промышленности и городской коммунальный отдел, а вскоре открыли магазин №8, так называемый торгсин. В конце тридцатых годов в бывшем доме Никонова разместили общежитие педагогического института. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались разные военно-оборонные учреждения, затем помещения вновь отдали под общежитие».

ДОМ МУХИНА

Двухэтажный кирпичный дом принадлежал купцу Мухину. Год постройки неизвестен. Семья хозяина проживала на втором этаже, первый этаж занимали магазины.

«Интересно было устроено отопление в здании: множество печей в нем заменял топливный котел в подвальном помещении, нагретый воздух от которого распространялся по комнатам с помощью специальных воздуховодов, — рассказывает краевед. – Непосредственно само здание является одним из типовых вариантов жилого дома с торговыми помещениями. Фасад выполнен в стиле позднего классицизма, типичного для конца прошлого века».

Дом Мухина
Дом Мухина

ДОМ КУПЦА СУВОРОВА

Дом купца Суворова – одно из самых «древних» зданий на Носовской и, пожалуй, самое известное.

И.А. Суворов был купцом 1-й гильдии. Строительство дома началось в двадцатых годах XIX столетия. Проект разработан известным русским архитектором Н.Ф. Казаковым. Здание было выстроено с угловой симметрией двух главных фасадов, выходящих на разные улицы. Его первоначальный облик сохранился до наших дней.

Дом купца Суворова
Дом купца Суворова

«Суворов практически не пользовался этим зданием, поэтому подарил его сиротскому дому, — поясняет Денис Силин. — С 1825 года в особняке обосновалось женское отделение сиротского приюта. К концу XIX века здание пришло в аварийное состояние. Тамбовское губернское земство, в чьем ведении находился так называемый «Сиротский дом», не могло провести требуемого ремонта. В начале XX века здание перешло в частное владение Федора Григорьевича Бобкова. В годы советской власти дом был национализирован. Почти семьдесят лет в нем располагалось хлебопекарное предприятие. Уже в нынешнем столетии дом был отреставрирован».

ТАЙНА СТАРИННОГО КЛАДА

Дом на пересечении Носовской и Октябрьской сочетает в себе функциональность с упрощенно-классической планировкой. До революции это был доходный дом с гостиничными номерами, принадлежал он Ивану Александровичу Котову. К слову, проживал владелец неподалеку – на противоположной стороне улицы.

— По рассказам старожилов этого дома, в начале шестидесятых годов в полу одного из сараев был обнаружен клад, сокрытый в чугунке. Там находились серебряный портсигар и царские золотые монеты. Кто закопал его и какова судьба владельца имущества, пока установить не удалось, — завершает краевед.

Доходный дом Котова
Доходный дом Котова

ДОМ ГОЛУБЕВА

Дома №№14 и 16 принадлежали Андриану Федоровичу Голубеву, мелкому торговцу, а позже его наследникам. Несмотря на то что здания различны по архитектурному решению, вероятно, они составляли единое домовладение.

— Одноэтажный дом из кирпича на своем фронтоне имеет интересное окно лекальной формы, подобных строений в городе нет. Лицевой фасад дома симметричен и разделен на три равные части, — поясняет краевед. Оба здания были построены больше века назад и сохранили свой внешний вид до наших дней.

Дом Голубева
Дом Голубева

ДОМ АДВОКАТА МАРКЕЛОВА

Владельцем дома 29 в конце улицы был известный в Тамбове адвокат Иван Иванович Маркелов. Само здание было построено в качестве свадебного подарка.

«Дом отличает достаточно строгая симметрия элементов отделки фасада, фронтон здания украшают маленькие чердачные окошки с циркулярными завершениями. Дом был выстроен из бревен, затем обложен толстым слоем войлока и только после этого — кирпичной кладкой. Такая система создавала хорошую теплоизоляцию в суровые морозные дни. Дом переходил по наследству от одного хозяина к другому, а вместе с ним владельцы «наследовали» и профессию адвоката», — рассказывает председатель «Тамбовского земства».

Дом адвоката Маркелова
Дом адвоката Маркелова

ВЕКОВАЯ МЕЛЬНИЦА

Улица Носовская выходит к реке Студенец. Некогда на ее берегу была построена крупнейшая в Тамбовской губернии мельница, позже превратившаяся в мукомольный завод «Деметра».

На берегу Студенца была построена крупнейшая в Тамбовской губернии мельница
На берегу Студенца была построена крупнейшая в Тамбовской губернии мельница

«Этому названию более двухсот лет. Это тот случай, когда название старше самого предприятия, — поясняет краевед. — Более двухсот лет назад на берегу Студенца работала баня, которая называлась «Деметра». Баня вскоре сгорела. А вот название в народе осталось. Надо сказать, что история мельничного дела в этой местности началась еще в 1680-х годах. По обоим берегам Студенца жители слобод ставили водяные мельницы. Зерно и муку переплавляли по Цне. В 1889 году Тамбовская городская управа дает разрешение купцу второй гильдии Федору Егоровичу Егорову на строительство кирпичной вальцовочной мельницы. Осуществить проект ему не удается. Егоров умирает. В июле 1890 года к губернатору обращается вдова Егорова Прасковья Николаевна. Она вновь просит разрешения на строительство мельницы большего объема производства. Предварительно разрешение ей было выдано министром внутренних дел Российской империи. В то же лето Прасковья Николаевна получает в аренду строительный участок. Надзор за строительством осуществлял губернский техник Дидковский. Вес всех машин, размещенных в здании Егоровской мельницы, составлял около 50 тонн».

Строительство было завершено в короткий срок. Уже 28 сентября 1891 года был составлен акт осмотра, а 15 октября того же года установлена динамо-машина. Мельница начала работать.

«Егоровская мельница являлась крупнейшим мельничным производством в Тамбовской губернии, она уступала в мощности лишь Борисоглебской мельнице. На тамбовском предприятии, по состоянию на 1913 год, работало от 130 до 150 человек – в зависимости от объема перерабатываемой продукции. Годовой доход составлял 50 тысяч рублей золотом при том, что мельница была застрахована на 120 тысяч рублей – огромная сумма по тем временам».

После национализации в 1918 году Егоровская мельница сохранила свое функциональное назначение. В тридцатых годах она будет расширена и перестроена.

«В 1958 году была возведена последняя элеваторная высотная башня. В дни политических праздников на ее крыше устанавливалась электроиллюминация, которая была видна со всех точек города. В шестидесятых годах была протянута железнодорожная ветка, соединяющая завод с линией Юго-Восточной железной дороги. Сегодня, как столетие назад, здесь расположено мукомольное предприятие «Деметра», — отметил Денис Силин.