Тамбовские учителя

Почему выпускники тамбовских школ выбирают профессию педагога

Учитель продолжается в своих учениках.

В НОГУ

Анастасия Кабанова – студентка четвертого курса Тамбовского педагогического колледжа направления «Физическая культура». Последний рывок – и в руках желанный диплом. Девушка будет специалистом в области адаптивной физической культуры. Признается: когда подавала документы в колледж, не до конца понимала, что же за профессию выбрала. Но когда начался учебный процесс, он полностью ее захватил. Еще бы: недавно по нацпроекту «Образование» колледж получил оснащенные по последнему слову лаборатории.

Например, в лаборатории «Физическая культура, спорт и фитнес» много нового оборудования по самым современным стандартам национального чемпионата по профмастерству «Профессионалы». Это аналог ушедшего WorldSkills. Здесь проходят демонстрационные и теоретические занятия, – рассказывает преподаватель Максим Мартынов. – В частности, у нас есть дорогостоящее оборудование, которое помогает готовить не только учителей физкультуры, но и фитнес-тренеров. Если раньше не каждому студенту баскетбольного мяча хватало, то теперь у всех есть персональный ноутбук. Много современных информативных плакатов.

По нацпроекту «Образование» педколледж получил оснащенные по последнему слову лаборатории. Фото Юлии Буковской
По нацпроекту «Образование» педколледж получил оснащенные по последнему слову лаборатории. Фото Юлии Буковской

Максим Мартынов уверен: выпускники педколледжа прекрасно подготовлены как теоретически, так и практически. И лучшее подтверждение тому – искренняя благодарность руководителей школ области.

Наши студенты проходят практику в самых передовых и современных школах Тамбова, например, в «Сколково» или только что открывшейся школе №2, лицеях. Ребята работают вожатыми, в том числе в «Тамбовском Артеке». Жаль, конечно, что наши выпускники нередко уезжают в большие города, в том числе в Москву.

Но это говорит о том, что они конкурентоспособны и востребованы. Кто-то, несмотря на возможности высокооплачиваемой работы в других регионах, остается работать в тамбовских школах. Кто-то идет работать в фитнес-центры.

– В прошлом году я проходила практику с школе «Сколково-Тамбов». Летом работала в центре социальной помощи с детьми с ограниченными возможностями. В этом году буду продолжать заниматься с такими детками, – говорит Анастасия Кабанова. – Работать с ними сложно, в первую очередь эмоционально. Но когда видишь результаты и отдачу, это придает силу. Безусловно, нам нужны и базовые медицинские знания, поэтому мы изучаем анатомию и физиологию.

В лаборатории "Физическая культура, спорт и фитнес" много оборудования по современным стандартам чемпионата "Профессионалы". Фото Юлии Буковской
В лаборатории «Физическая культура, спорт и фитнес» много оборудования по современным стандартам чемпионата «Профессионалы». Фото Юлии Буковской

УЧИТЬ, ИГРАТЬ

Сегодня в педагогическом колледже обучается порядка 1600 юношей и девушек. И это только по очной форме обучения. А еще – 270 заочников. Готовят здесь специалистов по двенадцати специальностям, в том числе и не по педагогическим. Заместитель директора колледжа и ответственный секретарь приемной комиссии Алевтина Шаталова говорит, что в этом году именно на педагогические специальности – «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах» и «Коррекционная педагогика в начальных классах» – конкурс среди абитуриентов был очень большим:

На 50 бюджетных мест по специальности «Дошкольное образование» было подано 335 заявлений. Думаю, что играет свою роль политика государства в сфере образования. Воспитанию и образованию детей уделяется большое внимание. Ведь именно молодым педагогам предстоит учить поколение людей, которые будут воспитывать патриотов, приносящих пользу нашей Родине. В оснащение материально-технической базы образовательного процесса вкладываются большие средства.

Алевтина Валерьевна вспоминает, что было в жизни колледжа время, когда там училось не больше 400 студентов. Причина – не только в падении престижа профессии педагога, но и в «демографической яме» девяностых.

А лучшая «реклама» профессии педагога – наши выпускники, которых охотно принимают во всех школах и лицеях. И дело, наверное, в первую очередь в практикоориентированности, — уверена заместитель директора. – Со второго курса наши студенты присутствуют на школьных уроках, с третьего погружаются в преподавание. И занятия мы стараемся наполнить практической составляющей.

Даже детскую литературу студентам колледжа преподают через практику. Например, на практикуме выразительного чтения инсценируют, в том числе, русские народные сказки. Здесь будущие педагоги по очереди – и бабка, и дедка, и мышка, и репка. Так не только самим интереснее учиться, но и отрабатываются навыки того, как в будущем заинтересовать уже своих учеников и привить им любовь к русской литературе. Есть в мастерской преподавания в начальных классах и робототехника, и интерактивное лабораторное оборудование.

На практикуме выразительного чтения инсценируют русские народные сказки. Фото Юлии Буковской
На практикуме выразительного чтения инсценируют русские народные сказки. Фото Юлии Буковской

Выпускники группы «Коррекционная педагогика в начальных классах» могут работать как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных коррекционных. Так как образование у нас инклюзивное, дети с ограниченными возможностями здоровья учатся вместе со сверстниками в «обычных» школах, учителя которых должны пройти курсы повышения квалификации. А выпускники педколледжа – уже готовые специалисты.
С четвертого курса студенты могут работать в школе. Учатся они в этом случае по индивидуальному плану, – говорит Алевтина Шаталова.

Будущих специалистов дошкольного образования в колледже учат играть. Фото Юлии Буковской
Будущих специалистов дошкольного образования в колледже учат играть. Фото Юлии Буковской

Для маленьких школьников игра – дополнительный способ легче усвоить учебный материал. А для воспитанников детских садов – основной метод познания окружающего мира и способ получения знаний. Но играть с детьми тоже нужно уметь. И этому будущих специалистов дошкольного образования тоже учат в колледже. Тут вам и настольные и подвижные игры, и пазлы. Даже казаки-разбойники и резиночки. А еще в современной мастерской есть интерактивные песочницы и кубы, много другого современного оборудования. Студентка третьего курса Надежда Маслова приехала учиться в педколледж из Знаменки. Говорит, что с нетерпением ждет, когда получит диплом и пойдет работать в детский сад:
– Душа у меня к детям лежит, – признается девушка.

УРОКИ АНГЛИЙСКОГО

Выпускница педколледжа, а потом филологического факультета Державинского университета Татьяна Волкова работает учителем русского языка и литературы в школе №22 Тамбова почти четверть века.

Трудовая книжка у меня тоненькая, – смеется Татьяна Анатольевна. – Сколько было предложений перейти на другую работу — не хочу. Только школа!

Татьяна Волкова работает учителем русского языка и литературы в школе №22 Тамбова почти четверть века. Фото из личного архива
Татьяна Волкова работает учителем русского языка и литературы в школе №22 Тамбова почти четверть века. Фото из личного архива

За эти годы она привила любовь к русскому языку и литературе сотням своих выпускников. Некоторые, следуя примеру любимого учителя, тоже выбирают для себя профессию педагога. Елена Семикина и Оксана Солозобова – ученицы Татьяны Волковой, одноклассницы, профессиональные филологи. А с этого учебного года – еще и коллеги. Елена Артемовна преподает в начальных классах английский язык.

Вчера - учитель и ученицы, сегодня - коллеги. Фото из личного архива
Вчера — учитель и ученицы, сегодня — коллеги. Фото из личного архива

Конечно, я работаю в школе только второй месяц. Но уверена, что те сложности, с которыми сталкиваюсь, только закаляют меня. Мне интересна моя работа, – признается «англичанка». – Почему говорят, что профессия учителя не «модная»? Дело здесь не в моде.

Молодой педагог рассказывает, как началась ее любовь к английскому языку. Буквально на первом уроке английского, ученицей второго класса, она получила плохую оценку и очень расстроилась. Решила всерьез заняться предметом. И так полюбила английский язык, что к концу второго класса стала лучшей ученицей по предмету, да так и сохранила «титул» до окончания школы.
Если говорить о ее любви к детям, то это тоже родом из детства. В дачном поселке, где школьница Лена проводила все лето, было много ровесников и детей младше ее. Тогда и стали проявляться педагогические таланты. Она организовала «летнюю школу»: ставили спектакли, учили стихи, занимались по школьной программе. Классу к седьмому Лена вдруг поняла: любовь к детям и к английскому языку можно объединить! Тогда-то и решила стать школьной «англичанкой». А примером для Елены была ее бабушка – преподаватель педагогического колледжа. Вспоминая школьные годы, молодой педагог говорит, что всегда воспринимала учебу как работу: приходила именно за знаниями, стремилась получать хорошие оценки.

Все школьные годы перед глазами был пример Татьяны Анатольевны Волковой – учителя грамотного, яркого, интересного, с безукоризненным стилем. А недавно мы оказались с ней вместе на форуме молодых педагогов в Галдыме. Она была наставником, а я участником. К сожалению, мы оказались в разных командах, но я всем с гордостью рассказывала: «Это моя Татьяна Анатольевна», – говорит Елена Семикина.

Татьяна Волкова и Елена Семикина на Форуме молодых педагогов. Фото из личного архива
Татьяна Волкова и Елена Семикина на Форуме молодых педагогов. Фото из личного архива

Татьяна Волкова и Елена Семикина на Форуме молодых педагогов

И школьные учителя, и преподаватели в вузе научили молодую «англичанку» тому, что детям нужно не только «дать» свой предмет, но и не забывать о воспитательной составляющей. В начальных классах актуален и вопрос дисциплины: определенное время тратится на то, чтобы малышей усадить и увлечь.

Это маленькие дети. И все должно преподноситься в игровой форме, – уверена педагог. – К сожалению, уже сейчас могу сказать, что не все родители готовы отпустить своих детей в школьную жизнь. Некоторые мамы и папы считают нужным уточнять, почему было дано именно такое задание на дом, почему английский язык преподается именно так, а не иначе. Но я всегда готова ответить на любые вопросы. Считаю, что здесь очень важна взаимность: чтобы я давала детям все, что могу, но и от них была отдача.

Елена Семикина говорит, что ее диплом позволяет работать и переводчиком. Но совместить ей всегда хотелось именно любовь к английскому и детям: – Мне хочется, чтобы на меня смотрели широко открытые детские глаза, а я не только учила, но и вдохновляла их.

ЛЮБОВЬ К ФИЛОЛОГИИ

Оксана Солозобова, как и ее любимый школьный учитель Татьяна Волкова, преподает в школе №22 русский язык и литературу. С Еленой Семикиной они единственные выпускницы из всех параллелей, которых любовь к педагогике привела в профильный вуз и потом вернула обратно в школу.

Оксана Солозобова в школе участвовала во всех мероприятиях. Фото из личного архива
Оксана Солозобова в школе участвовала во всех мероприятиях. Фото из личного архива

Я с шестого класса мечтала стать учителем русского языка. Потом появились другие мысли о будущем. Но к одиннадцатому классу уверенность вернулась и укрепилась, – признается Оксана Владимировна. – Школу я всегда любила. Все годы учебы участвовала всегда и во всем: конкурсы, олимпиады, праздничные мероприятия, спектакли. Наверное, поэтому решила, что после вуза хочу вернуться туда, где мне было хорошо и комфортно.

Татьяна Волкова и Оксана Солозобова на школьном выпускном. Фото из личного архива
Татьяна Волкова и Оксана Солозобова на школьном выпускном. Фото из личного архива

Татьяна Волкова и Оксана Солозобова на школьном выпускном

На выпускном кто-то из одиннадцатиклассников тихонько с облегчением выдыхает. А Оксана Солозобова была выпускницей, которая плакала сильнее всех. И первые месяцы учебы в институте, проходя мимо школы, не могла привыкнуть, что ее утренний путь лежит теперь не туда.

Было тяжело и непривычно без школы. Первокурсницей я даже приходила сюда и играла по просьбе учителей в спектаклях. И только после этого я, как говорят сейчас, закрыла гештальт, – продолжает молодой литератор.
С полученными в родной школе знаниями учиться в вузе было легко. Причем не только по гуманитарным предметам: Оксана Солозобова признается, что получила хорошую базу по точным наукам. Почему вернулась в школу, а не пошла работать, например, в вуз? Да все по той же причине: из-за любви к родной школе и детям.

Можно связать с наукой свою жизнь. Но любовь к школе уже никуда не денется.