Молодая гвардия. Время быть сильным

Как молодогвардейцы из Тамбова помогают Донбассу.

Им чуть больше двадцати. У кого-то за плечами внушительная волонтерская биография, а для кого-то поездка на Донбасс – первый добровольческий опыт. В освобожденные территории они едут, чтобы помогать. Кто чем может. Донецк, Луганск, Северодонецк, Лисичанск, Мариуполь и Херсонская область. Больше двух десятков гуманитарных миссий и история, одна на всех.
О молодогвардейцах XXI века и их помощи Донбассу – в материале нашего спецкора.

«Зачем вам это нужно?»

Здесь у каждого своя мотивация, равно как и задачи. Одни помогают в госпиталях, другие – в пункте гуманитарной помощи. Кто-то работает с детьми на освобожденных территориях, кто-то – со стариками. Счет гуманитарным миссиям «Молодой гвардии «Единой России» на Донбасс давно перевалил за два десятка. Шесть направлений и сотни молодых людей по всей стране, готовых в любую минуту отправиться на помощь.

Валерий Ольшанский – будущий юрист, учится на третьем курсе ТГТУ. В начале года пришел в «Молодую гвардию «Единой России» и почти сразу же отправился в Донецк. Работал в военном госпитале.

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

– Почему я поехал? – переспрашивает Валерий. – Было желание ощутить свою причастность к происходящим событиям. А еще хотелось своими глазами увидеть то, о чем говорят по телевизору, поговорить с ранеными, узнать все из первых уст. Опять же расспросить местных про отношение к нам.

– Ожидание и реальность совпали?

– Ну как сказать? Я ожидал узнать меньше, чем в итоге узнал, – поясняет Валерий Ольшанский. – Когда спрашивал жителей Донецка, как они относятся к России, думал, что реакция на такой вопрос будет более холодной. Но люди, действительно, рады, что мы пришли. Россию долго ждали.

Курс тактической медицины волонтеры «Молодой гвардии» проходят в обязательном порядке. Такой навык – больше дань времени и напоминание о том, что работать придется на территории специальной военной операции. Не более того.

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

– О тонкостях работы в военном госпитале рассказывают уже на местах, – поясняет Валерий Ольшанский. – Ничего особенного в такой работе нет. Любой бы справился, даже не имея специальных навыков. Разумеется, никаких медицинских процедур волонтеры не выполняют. Скорее от нас требуется больше человечности: кого-то до процедурного кабинета проводить, кому-то помочь в бытовом плане.

– Для работы в госпитале особые навыки не требуются, – добавляет волонтер Андрей Васильев. – Мы выполняли задачи младшего медицинского персонала: вымыть носилки, сопроводить больного с этажа на этаж и так далее. В одну из миссий я попал в рентген-кабинет, работал рентген-лаборантом.

Андрей Васильев – «старожил» добровольческого движения, тоже будущий юрист. На Донбасс отправился в числе первых тамбовских молодогвардейцев. Помогал в Луганске, Северодонецке, Лисичанске…

– Почему Вы решили отправиться на Донбасс? Какая мотивация?

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

– Да просто взял и поехал, – парирует молодогвардеец. – Какая разница, где помогать людям? В Тамбове или на Донбассе. Помощь нужна везде, только там – чуть в большей степени.

В госпиталях бойцы разных возрастов, с разными ранениями и характером. Многие борются до конца, даже если кажется, что сил на то, чтобы встать, уже нет.

– Я работал в госпитале в Луганске и в Донецке. Специфика разная. В Донецке среди пациентов могли быть и бабушка, которая случайно упала и сломала ногу, и солдат, которого только что доставили с поля боя с несколькими осколочными ранениями. Особенно запоминаются бойцы с ЧВК. Они только от наркоза просыпаются – и уже собираются обратно на поле боя. Мало кто из них хотел домой, в основном говорили: «Нам обратно нужно, там свои».

– Как бойцы реагируют на то, что в госпиталях работают обычные волонтеры? – интересуюсь у молодогвардейца.

Валерий Ольшанский в ответ пожимает плечами:

– Непонимание. Ребята, действительно, не понимали, зачем мы здесь. Часто спрашивали, сколько мы получаем за свою работу. Когда говорим, что трудимся здесь бесплатно, то они смотрят на нас как на сумасшедших. Объясняем: мы хотим помогать. Кто-то все равно этого не понимает, но смотреть на нас начинают с уважением.

– А как морально переносили такую работу?

– Если честно, не было времени подумать, – признаются молодогвардейцы. – Порой нужно отключаться и просто выполнять свою работу.

Одна на всех

Настя Жукова – студентка из Тамбова, учится на юридическом. О том, чтобы отправиться на Донбасс, размышляла около года… Но тогда мешали обстоятельства, да и направлений, куда могли бы поехать девушки, еще не открыли…

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

– Невозможно было оставаться в стороне, – рассказывает Анастасия Жукова. – Тем более мы уже помогали фронту. В штабе общественной поддержки «Единой России» готовили сухие души, формировали гуманитарную помощь, помогали людям в пунктах временного размещения, проводили там мастер-классы для детей, оказывали адресную помощь пожилым людям… Но одно дело – помогать здесь, другое – поехать на Донбасс. Это другой формат помощи. И вот эта сопричастность была для меня важна.

Настя работала в Мариуполе. К тому моменту город уже два года жил мирной жизнью. Добровольцы со всей страны помогали восстанавливать дома, строить дороги и ремонтировать школы, а еще говорили об общей истории и единых ценностях.

– Так вышло, что наша миссия совпала с пасхальной неделей и майскими праздниками. Мы занимались организацией досуга, проводили в Мариуполе различные мероприятия. Но самым сильным по эмоциям было посещение мариупольского дома престарелых. Это было на Пасху. Мы закупили для бабушек и дедушек куличи и принесли им. Их реакцию не передать словами. А потом настал День Победы. В преддверии праздника мы раздавали на улицах города георгиевские ленточки. Трудно передать словами, с каким трепетом люди старшего поколения брали их в руки. Многие годы они были под запретом. Маленьким детям георгиевские ленты мы раздавали только с согласия родителей. Многие видели их впервые в жизни. Дети подходили потом, спрашивали, можно ли взять ленту для мамы, папы, сестренки, бабушки и так далее. В эти дни явно ощущалось, что День Победы – наш общий праздник.

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

Была одна история, которую молодогвардейцы из разных регионов пересказывают друг другу. Бесценная и многое объясняющая. В 2022 году «Молодая гвардия «Единой России» совместно с «Волонтерской ротой» растянула в Мариуполе самую большую георгиевскую ленту в мире. Город только освободили, молодогвардейцы решили провести патриотическую акцию. Размер полотна составлял 2100 кв. метров, ее несли по одной из центральных улиц города. Каково же было удивление волонтеров, когда из подвалов начали выходить люди, чтобы взяться за кусочек георгиевской ленты. Позже мариупольцы, пережившие ужас бомбежек, расскажут: «Нам было очень страшно, но если бы в эту минуту случился прилет, мы погибли бы с нашей историей»…

«Мы видели результат своей работы»

Настя Севостьянова – студентка колледжа при ТГТУ, будущий программист. В «Молодую гвардию» пришла в ноябре прошлого года. Пришла осознанно и основательно.

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

– К нам в колледж пришли молодогвардейцы, рассказывали о том, чем они занимаются, какие волонтерские направления существуют, как помогают СВО и так далее. В числе прочего рассказали, что планируется первая поездка женской делегации от Тамбовской области на Донбасс. Честно скажу: тогда про эту тему я не думала, боялась всего этого. Но встреча с «Молодой гвардией» многое поменялось. Долго думала, ехать на Донбасс или нет. Взвешивала все «за» и «против». Почему «против»? Во-первых, это опасно. Идут военные действия. Но аргументы «за» перевесили. Я хотела помочь людям там, хотела поговорить с ними, увидеть обстановку своими глазами, не с чужих слов. Когда осознание пришло, начала постепенно «прогревать» родных. А перед самой поездкой поставила их перед фактом: я еду помогать на освобожденные территории, – говорит Анастасия Севостьянова.

Первый женский отряд молодогвардейцев из Тамбова отправился на Донбасс 1 апреля 2024 года. Девушки помогают по разным направлениям: это и работа с документами, в гумцентрах, и оказание адресной помощи.

– Мы работали в жилищно-коммунальном хозяйстве Мариуполя, помогали оформлять документы, – рассказывает Анастасия Севостьянова. – Помимо этого, оказывали адресную помощь местным жителям. Это та работа, которую я очень ждала. Работать с бумагами тоже важно, но мне хотелось быть там, где можно видеть «до» и «после», где есть результат твоего труда. Помощь требовалась многим. У кого-то из пенсионеров забор покосился, кому-то нужно было помощь очистить двор. Зашли как-то к одной бабушке, она говорит: «Ребят, вы на огород не ходите. Прилет был. Там хоть и проверили все, но все же…». Если в целом говорить, то люди были нам рады. Когда мы заходили на работу в ЖЭК, там всегда была очередь, но нас каждый раз встречали словами: «Девочки из России приехали нам помогать». Часто слышали, как местные жители благодарили военных. А однажды, это было в первый день приезда, мы пошли в магазин, нам навстречу ехала на самокате маленькая девочка. Увидев нас, она громко, почти на всю улицу, прокричала: «Здравствуйте, «Молодая гвардия»!». Это было очень мило и приятно.

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

В сентябре Анастасия Севостьянова получила предложение отправиться в новую гуманитарную миссию – Херсонская область село Железный Порт.

– Люди, когда слышат «Херсонская область», сразу представляют Херсон. Не стоит путать и пугаться, ведь в опасные зоны ни одного волонтера не пустят. Железный Порт – это уютное и небольшое село на побережье Черного моря. Как и все направления, куда ездят наши молодогвардейцы, оно защищено. Повсюду все цветет, из-за чего все дома и улицы выглядят очень красиво. Но среди всех деревьев не было ни одной березы. Оказывается, для Херсонской области эти деревья – большая редкость. Там почти нет разрушений, в отличие от Мариуполя, который полностью восстанавливают. Что касается инфраструктуры, то она активно развивается. В селе строят Дом культуры, появляются детские площадки, – говорит Анастасия Севостьянова.

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

Быт волонтеров

Тамбовские молодогвардейцы ездят уже больше двух лет по всем доступным направлениям миссий. Сейчас для девушек открыты только Мариуполь и Херсонская область, парни ездят в Донецк, Луганск, Северодонецк, Лисичанск.

Возраст кандидатов – строго больше 18 лет. Молодогвардейцы признаются: чтобы поехать на освобожденные территории, достаточно желания. Волонтеров готовят заранее. Рассказывают, что можно делать, а что категорически запрещено. Например, снимать военные объекты, прилеты или выкладывать информацию в соцсетях.

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

– Там – строгая дисциплина, – рассказывает руководитель Тамбовского регионального отделения ВОО «Молодая гвардия «Единой России» Жанна Борисова. – Ребята проживают в общежитиях или приспособленных для этого помещениях. Сейчас у нас действует несколько направлений. За каждым закреплены руководители групп. Передвигаться самостоятельно строго запрещено, только группами до места работы и обратно в общежитие. Разрешают дойти до магазина, но опять же не поодиночке. Это, прежде всего, вопрос безопасности. Функционал помощи везде разный, зависит от направления. В Херсонской области, например, работа на складе с гуманитаркой. Плюс адресная помощь и организация досуга для детей. В Северодонецке адресная помощь, а также работа в пункте обогрева. Дважды в неделю раздача хлеба. Помощь требуется разная. Но радует то, что многие ребята, вернувшись после гуманитарных миссий, готовятся к новым поездкам на Донбасс.

Фото из архива тамбовского регионального отделения "Молодой гвардии "Единой России" Фото из архива Тамбовского регионального отделения «Молодой гвардии «Единой России» 

ДЛЯ СПРАВКИ:

С 30 марта 2022 года на Донбассе и новых территориях постоянно находится отряд добровольцев «Молодой гвардии «Единой России» и «Волонтерской Роты». В январе 2023 года волонтерский центр открылся в Харцызске. Сейчас добровольцы фокусируются на помощи в госпиталях в Луганске, Донецке, Лисичанске. Помимо этого, организуют донорские акции и регулярно доставляют гуманитарную помощь российским военнослужащим.