Метод Макаренко

Как учитель из Тамбова стал начальником отряда в колонии, и почему он снова ушел в педагогику

От тюрьмы и от сумы не зарекаются. Выпускник тамбовского пединститута Александр Шестаков в конце девяностых променял школьный класс на службу в рядах уголовно-исполнительной системы. После двадцатилетнего перерыва он снова возвращается к преподаванию. Об авторитете, педагогике и уроках смысла с героем поговорил наш корреспондент.

Время решило

Александр Шестаков – педагог и по убеждению, и по призванию. Окончил физико-математический факультет Тамбовского пединститута. До армии успел поработать в школе.

– Дембель пришелся на конец девяностых. У меня тогда уже была семья, и ее нужно было кормить, – говорит Александр Шестаков. – Зарплата, тем более начинающего учителя, была маленькой. А тут случай подвернулся – позвали работать в уголовно-исполнительную систему.

Случай потом вмешается снова, только уже с обратным эффектом. Но до него предстояло прожить два десятка лет.

– Скажу честно: я не представлял, какую профессию выбираю, — делится офицер. – Тогда мне казалось созвучным название отдела воспитательной работы, где предстояло служить, с педагогикой. Хотя на деле оказалось, что больше должность сопоставима с командиром роты. Коллектив оказался прекрасным. Большая часть офицеров – бывшие военнослужащие, много чего повидали в жизни, с ними было интересно работать.

Службу начинал в первой колонии – тогда здесь содержались те, кто не первый раз нарушал закон. Через несколько лет здесь вместо рецидивистов будут отбывать наказание «первоходы».

– Сейчас в колонии содержатся осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, в конце девяностых статьи были в основном менее тяжелыми, но были люди, отбывавшие свой первый срок еще при Сталине. Контингент был интересным. Когда человек впервые попадает в исправительное учреждение, он чувствует себя не в своей тарелке. Мне тоже потребовалось какое-то время для адаптации, но в целом привык достаточно быстро: у меня за плечами была армия. То есть я понимал, что такое распорядок дня, как нужно заправлять кровать и что должно храниться в тумбочке. Хотя многие вещи меня поначалу удивляли. Например, в один из первых дней службы ко мне подошел осужденный – мужчина лет шестидесяти – и начал буквально ябедничать на кого-то. Для меня это было шоком.

Обещать и сделать

– Нужно ли было завоевывать авторитет?

Александр Шестаков переспрашивает:

– А разве есть такая работа, где авторитет завоевывать не нужно? Всегда важно соблюдать общечеловеческие и общеморальные принципы, тем более в исправительном учреждении. Ведь что такое колония? Это срез общества. Все что есть положительного и отрицательного в социуме, в колониях просто сконцентрировано. А начальник отряда всегда на виду. Любой его поступок становится сразу известен. Есть два важных качества, которыми стоит обладать, будучи начальником отряда. Во-первых, всегда стоит держать свое слово. Если пообещал – выполняй. Если не можешь этого сделать, не обещай. Случайность может вмешаться единожды, но на второй или третий раз твой авторитет будет потерян. Во-вторых, нельзя к своим обязанностям подходить формально. Вот пример. Осужденный решает переписать свою квартиру на человека, не являющегося близким родственником. Решить этот вопрос можно по-разному, в том числе попросить его повременить до освобождения, чтобы он не стал жертвой мошенников. Случается и такое.

Когда-то на должность начальника отряда могли претендовать люди не моложе тридцати лет. Считалось, что к этому возрасту человек набирается опыта и может принимать ответственность за себя и других людей. Потом возрастную планку убрали. Тем не менее требования к претендентам остались высокими. Сегодня начальник отряда – как универсальный солдат. Осужденные приходят с личными вопросами и проблемами, на которые нужно дать ответы. Поэтому начальник отряда является и оперативником, и психологом, и юристом. Пригодилось и педагогическое образование.

– Не скажу, что я прочитал труды Антона Семеновича Макаренко и стал сразу применять их на практике, – говорит Александр Шестаков. – В первые годы я об этом даже не задумывался, но, анализируя свою работу, скажу, основополагающий принцип воспитания через коллектив во многом показал свою эффективность. Потому что отряд – это некая группа людей, и основная задача начальника отряда – создать из этой общности коллектив. Если у него это получается, значит, он достиг желаемого.

Снова в школу

В должности начальника отряда Александр Шестаков прослужил двадцать лет. Уже подумывал о выходе на пенсию, как вмешался случай…

– Мой сын тогда оканчивал девятый класс, и я как раз помогал ему готовиться к экзамену. Вскоре случился разговор с Юлией Степановной Пичугиной, директором вечерней сменной общеобразовательной школы №5 при исправительной колонии №1. Она, узнав, что я по специальности учитель математики и физики, сказала, что есть вакансия учителя математики, и если появится желание, то можно рассмотреть мою кандидатуру. Поначалу, правда, я всерьез предложение не воспринял, а потом задумался: почему бы и нет? Зачем уходить на пенсию и искать новое место работы, если можно работать по своей специальности, тем более в школе, которая действует при исправительном учреждении – а эта система мне уже отлично знакома.

Сначала было сложно. После двадцати лет педагогического перерыва многое из школьной программы пришлось штудировать заново. Адаптироваться к школьной системе помогали и педагогический коллектив школы, и коллеги из городских школ. Многое дали курсы повышения квалификации. Сейчас период адаптации уже давно позади. Недавно Александра Шестакова назначили на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Как и в обычной школе, здешние ученики сдают экзамены. Получают аттестаты, им устраивают выпускные вечера. Учеба в школе – дело обязательное лишь для тех, кто не успел окончить одиннадцать классов до тридцати лет. Те, кто старше, обучаться в школе могут исключительно по желанию.

– Тяга к знаниям у всех разная. Есть крайне любознательные ученики. В нашей школе не предусмотрено домашнее задание. Мы стараемся все успеть за время урока. Но есть среди осужденных и те, кто просят задания посложнее, берут учебники с собой. Конечно, интересы у всех разные, как в обычной школе. Кто-то дополнительно занимается иностранным языком, кто-то историей, кто-то математикой…

У каждого учителя – классный журнал, куда записываются темы уроков, ставятся оценки, кроме двоек. Так решили педагоги. Осужденные не малые дети, которым можно пригрозить плохой оценкой или вызовом родителей в школу. Тем не менее задача у педагогов остается единой – заинтересовать учеников и вовлечь в учебный процесс. Для этого также проводят открытые уроки и внеклассные занятия, где рассказывают о Родине, семье и переменах в обществе – словом, о том, что наполняет жизнь смыслом.

Сейчас педагоги с особым нетерпением ждут начала учебного года. Несмотря на закрытый режим, учителя, как никто другой, верят, что со школьной скамьи у каждого начинается новый путь.

Фото пресс-службы УФСИН России по Тамбовской области