Для большинства взрослых людей сказки остались в детских воспоминаниях. Истории про говорящих животных и не существующих в реальной жизни персонажей известны своими поучительными диалогами и событиями. Чем старше становится человек, тем меньше его интересуют вымышленные сюжеты. Однако некоторые взрослые, которые работают со сказками и используют их в своей работе, уверены: сказкотерапия имеет прочные связи с поведением человека в реальной жизни.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Преподаватель детской художественной школы №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова Елена Кудрова учит детей и взрослых гончарному промыслу. Это отдельная большая тема, а здесь речь пойдет о культурно-просветительском проекте «Сказания о гончарном промысле из деревни Федоровка». Елена вместе с другим народным мастером Данилой Чулюкиным знакомит молодых людей с ментальными нарушениями с историей гончарного промысла. Преподаватели-керамисты создали необычный формат подачи нового материала. Отойдя от традиционных уроков и форм обучения, они решили использовать в своей работе сказки.
«Наверное, нет такого человека на земле, который бы не был знаком со сказочными сюжетами. Этот жанр художественной литературы способен легко и непринужденно познакомить с объемной и сложной информацией. В нашем проекте об истории промысла и его художественно-стилистических особенностях мы повествуем в стиле фольклорного произведения, со специфической интонацией и стилизацией речи», – рассказывает автор проекта Елена Кудрова.
Сейчас творческий тандем подходит к завершению масштабной культурно-просветительской программы. В скором времени планируется открыть выставку глиняных изделий.
«Термин «сказкотерапия» впервые услышала в 2017 году на курсах повышения квалификации для педагогов. Там нам объяснили, что сказка может использоваться не только как инструмент передачи опыта «из уст в уста», как способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, привития необходимых моральных норм поведения и правил, но и как инструмент развития. Этим наблюдением я решила воспользоваться в подаче материала на уроках, – рассказывает педагог. – Когда объясняешь новую тему с применением речевых оборотов этого литературного жанра, ее слушают и, главное, воспринимают все ученики без исключения, даже взрослые. Они легче запоминают материал, продуктивнее трансформируют свои идеи в ходе творческого процесса».
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Педагог Валерия Кулешова свое повторное знакомство со сказками начала после просмотра сериала, в котором сказка и реальность переплетаются в единое целое. Затем возрос интерес к сказкотерапии и роли этого жанра в педагогике.
«Любые истории, рассказы, фильмы, книги, спектакли – все, что подразумевает собой законченную историю, может влиять на нас. Мы вместе с главным героем проживаем жизненные сценарии, преодолеваем трудности и учимся лучше понимать себя», – говорит Валерия Кулешова.
Работает сказкотерапевт с детьми – им она помогает лучше контролировать и отслеживать эмоции, знакомиться с окружающим миром и возможными трудностями. При этом сказки – очень мягкий «инструмент». Юные слушатели порой даже не понимают, что через сказочные истории они учатся. Иногда к такому способу знакомства с миром прибавляются различные творческие игры.
«Я писала сказки под определенные мероприятия, которые у нас проходили. В сотрудничестве с другими педагогами мы сочетали сказочное повествование с рисованием и музыкой. Детям и взрослым очень нравятся такие уроки, потому что истории перекликаются с творчеством», – рассказывает педагог.
По словам Валерии, применять практику сказкотерапии можно не только к детям. Хороший результат появляется и у взрослых, которые решили лучше узнать себя через сказку. Таким образом можно решить свой внутренний конфликт, устранить проблемы с коммуникацией, страхи и зависимости. Взрослые сказки отличаются сложными философскими сюжетами и заключениями по сравнению с детскими.
НА СЦЕНЕ
Сказки можно применять не только в качестве поучительных и познавательных историй, их еще можно ставить на сцене. Например, в театральной студии для пенсионеров «Бабушкины сказки» уже более пяти лет показывают такие истории.
Играют здесь люди самых разных профессий и интересов, которым 65 лет и старше. Располагается студия на базе Городского центра предоставления дополнительных мер социальной помощи. Здесь актеры обсуждают сценарии, репетируют, шьют костюмы, создают декорации, здесь же выступают перед своими зрителями. Участников театральной студии – почти пятнадцать человек.
В Центре рассказывают, что театральный коллектив уже показал около пятидесяти спектаклей на разных площадках Тамбова и области. Репертуар в основном сказочный: «Буратино», «Золушка», «Морозко» и многие другие всеми любимые истории. Но есть у студии и серьезные, «взрослые», произведения, такие, как «Василий Теркин».
Спектакли с удовольствием смотрят дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие Центр, воспитанники школ-интернатов, пенсионеры и инвалиды Дома ветеранов и просто жители города. А 22 февраля на площадке Тамбовской области на выставке-форуме «Россия» в Москве активные пенсионеры представили отрывок из сказки «Муха-Цокотуха». Там же Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан города Тамбова поделился опытом организации работы в рамках программы активного долголетия.
Сейчас театр готовится к череде важных дат, среди которых — Международный женский день, День Победы. Планируется и премьера – постановка сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик» (12+).