Кто и как использует фантастические истории в своей работе

Чем старше становится человек, тем меньше его интересуют вымышленные сюжеты. Однако некоторые взрослые, которые работают со сказками и используют их в своей работе, уверены: сказкотерапия имеет прочные связи с поведением человека в реальной жизни.

Для большинства взрослых людей сказки остались в детских воспоминаниях. Истории про говорящих животных и не существующих в реальной жизни персонажей известны своими поучительными диалогами и событиями. Чем старше становится человек, тем меньше его интересуют вымышленные сюжеты. Однако некоторые взрослые, которые работают со сказками и используют их в своей работе, уверены: сказкотерапия имеет прочные связи с поведением человека в реальной жизни.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

Преподаватель детской художественной школы №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова Елена Кудрова учит детей и взрослых гончарному промыслу. Это отдельная большая тема, а здесь речь пойдет о культурно-просветительском проекте «Сказания о гончарном промысле из деревни Федоровка». Елена вместе с другим народным мастером Данилой Чулюкиным знакомит молодых людей с ментальными нарушениями с историей гончарного промысла. Преподаватели-керамисты создали необычный формат подачи нового материала. Отойдя от традиционных уроков и форм обучения, они решили использовать в своей работе сказки.

«Наверное, нет такого человека на земле, который бы не был знаком со сказочными сюжетами. Этот жанр художественной литературы способен легко и непринужденно познакомить с объемной и сложной информацией. В нашем проекте об истории промысла и его художественно-стилистических особенностях мы повествуем в стиле фольклорного произведения, со специфической интонацией и стилизацией речи», – рассказывает автор проекта Елена Кудрова.

Сейчас творческий тандем подходит к завершению масштабной культурно-просветительской программы. В скором времени планируется открыть выставку глиняных изделий.

«Термин «сказкотерапия» впервые услышала в 2017 году на курсах повышения квалификации для педагогов. Там нам объяснили, что сказка может использоваться не только как инструмент передачи опыта «из уст в уста», как способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, привития необходимых моральных норм поведения и правил, но и как инструмент развития. Этим наблюдением я решила воспользоваться в подаче материала на уроках, – рассказывает педагог. – Когда объясняешь новую тему с применением речевых оборотов этого литературного жанра, ее слушают и, главное, воспринимают все ученики без исключения, даже взрослые. Они легче запоминают материал, продуктивнее трансформируют свои идеи в ходе творческого процесса».

Елена Кудрова учит детей и взрослых гончарному промыслу. Фото из личного архива Елены
Елена Кудрова учит детей и взрослых гончарному промыслу. Фото из личного архива Елены

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Педагог Валерия Кулешова свое повторное знакомство со сказками начала после просмотра сериала, в котором сказка и реальность переплетаются в единое целое. Затем возрос интерес к сказкотерапии и роли этого жанра в педагогике.

«Любые истории, рассказы, фильмы, книги, спектакли – все, что подразумевает собой законченную историю, может влиять на нас. Мы вместе с главным героем проживаем жизненные сценарии, преодолеваем трудности и учимся лучше понимать себя», – говорит Валерия Кулешова.

Работает сказкотерапевт с детьми – им она помогает лучше контролировать и отслеживать эмоции, знакомиться с окружающим миром и возможными трудностями. При этом сказки – очень мягкий «инструмент». Юные слушатели порой даже не понимают, что через сказочные истории они учатся. Иногда к такому способу знакомства с миром прибавляются различные творческие игры.

"Юные слушатели порой даже не понимают, что через сказочные истории они учатся". Фото из личного архива Валерии.
«Юные слушатели порой даже не понимают, что через сказочные истории они учатся». Фото из личного архива Валерии

«Я писала сказки под определенные мероприятия, которые у нас проходили. В сотрудничестве с другими педагогами мы сочетали сказочное повествование с рисованием и музыкой. Детям и взрослым очень нравятся такие уроки, потому что истории перекликаются с творчеством», – рассказывает педагог.

По словам Валерии, применять практику сказкотерапии можно не только к детям. Хороший результат появляется и у взрослых, которые решили лучше узнать себя через сказку. Таким образом можно решить свой внутренний конфликт, устранить проблемы с коммуникацией, страхи и зависимости. Взрослые сказки отличаются сложными философскими сюжетами и заключениями по сравнению с детскими.

НА СЦЕНЕ

Сказки можно применять не только в качестве поучительных и познавательных историй, их еще можно ставить на сцене. Например, в театральной студии для пенсионеров «Бабушкины сказки» уже более пяти лет показывают такие истории.

Играют здесь люди самых разных профессий и интересов, которым 65 лет и старше. Располагается студия на базе Городского центра предоставления дополнительных мер социальной помощи. Здесь актеры обсуждают сценарии, репетируют, шьют костюмы, создают декорации, здесь же выступают перед своими зрителями. Участников театральной студии – почти пятнадцать человек.

В Центре рассказывают, что театральный коллектив уже показал около пятидесяти спектаклей на разных площадках Тамбова и области. Репертуар в основном сказочный: «Буратино», «Золушка», «Морозко» и многие другие всеми любимые истории. Но есть у студии и серьезные, «взрослые», произведения, такие, как «Василий Теркин».

На площадке Тамбовской области на выставке-­форуме «Россия» активные пенсионеры представили отрывок из сказки «Муха­-Цокотуха». Фото министерства социальной защиты и семейной политики.
На площадке Тамбовской области на выставке-форуме «Россия» активные пенсионеры представили отрывок из сказки «Муха-Цокотуха». Фото министерства социальной защиты и семейной политики

Спектакли с удовольствием смотрят дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие Центр, воспитанники школ-интернатов, пенсионеры и инвалиды Дома ветеранов и просто жители города. А 22 февраля на площадке Тамбовской области на выставке-форуме «Россия» в Москве активные пенсионеры представили отрывок из сказки «Муха-Цокотуха». Там же Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан города Тамбова поделился опытом организации работы в рамках программы активного долголетия.

Сейчас театр готовится к череде важных дат, среди которых — Международный женский день, День Победы. Планируется и премьера – постановка сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик» (12+).