Контрразведчик, генерал-майор ФСБ в отставке Виктор Сафонов отмечает 90-летие

За образцовую службу Виктор Сафонов был удостоен ордена Красной Звезды. После выхода на пенсию генерал-майор посвятил себя общественной работе.

Генерал-майор ФСБ в отставке, почетный гражданин Тамбовской области Виктор Сафонов отмечает юбилей. Большую часть жизни он посвятил контрразведке. За образцовую службу удостоен одной из высших государственных наград – ордена Красной Звезды. Свой 90-й день рождения Виктор Никитович по традиции встречает в кругу семьи. Ну а накануне юбиляр пообщался с нашим корреспондентом.

Виктор Сафонов вместе с супругой Татьяной Александровной. Фото из личного архиваВиктор Сафонов вместе с супругой Татьяной Александровной. Фото из личного архива 

Детство в оккупации

Контрразведчик, общественный деятель, писатель. Виктор Никитович Сафонов сам – словно живой учебник истории. Он стал свидетелем, пожалуй, самых страшных событий XX века. Пережил оккупацию, послевоенные голодные годы. После – развал Советского Союза. В суровые девяностые публично защищал от нападок чекистов, заступался за тех, кто остался верен своей стране и присяге.

При его непосредственном участии в Тамбовской области началась работа по реабилитации жертв политических репрессий. Более того, Виктор Сафонов стал автором-составителем «Тамбовского мартиролога». Рассказывал о людях, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь.

К вере – отношение особое с самого детства.

«Я родился в Калмыкии, поселок Башанта, – рассказывает Виктор Сафонов. – Моя бабушка, уроженка Тамбовской губернии, была очень верующим человеком. Когда началась война, она сказала нам: «Будете молиться за отца, он вернется с фронта живым». Мне было тогда шесть лет, сестре – три. Она слова еще не все говорила, а «Отче наш» знала».

22 июня 1941 года врезался в память до мелочей. Ранним утром Виктор Сафонов вместе с дядей отправился в цирк. Домой, вспоминает генерал, летел, словно на крыльях. Уж очень хотелось рассказать о трюках цирковых артистов. Родители встретили с горькой новостью: «Началась война». А вскоре на фронт ушел отец.

В начале 42-го года Калмыкия была частично оккупирована. Район, где жили Сафоновы, оказался полностью захвачен фашистами. Началась охота на коммунистов и евреев.

«Еще до оккупации была организована эвакуация части еврейского населения из Башанты, другие покидали поселок самостоятельно. Оставшихся на оккупированной территории евреев выдавали новой власти предатели из числа жителей поселка, и они попадали в руки палачей. Примерно в трехстах метрах от нашего дома, куда мы переселились перед самой оккупацией, в районе кирпичного завода их расстреливали. Эти выстрелы были хорошо слышны в наших домах. А две еврейские семьи, женщин и детей, расстреляли буквально на наших глазах утром, на берегу пруда, метрах в ста от места, где мы жили. Нам было видно, как полицейские вели их мимо окон нашего дома к месту казни, а потом прогремели выстрелы. По рассказам взрослых, там же был расстрелян и партизан. Накануне вечером его под конвоем привели к пруду, заставили вырыть себе могилу, а на рассвете расстреляли», – вспоминает Виктор Сафонов.

В январе 1943 года в поселок без боя вошли советские войска. Немцы, отступая, в агонии сжигали все, что видели на своем пути.

«Самым радостным событием моего детства был День Победы, – говорит Виктор Сафонов. – Я хорошо помню, как мама разбудила нас рано утром, сказав, что сейчас по радио передадут важное сообщение. Вскоре в репродукторе зазвучал знакомый голос Юрия Левитана. До сознания доходило только одно долгожданное слово – Победа! Нашей радости не было предела».

Контрразведчик

Сельскохозяйственный техникум, служба в Вооруженных силах и активная общественная работа. Активного комсомольца Виктора Сафонова заметили сразу. Так началась комсомольская, а затем партийная карьера. В 70-м году Сафонов вместе с семьей перебирается в Ставрополь – город, перекроивший всю его судьбу.

Фото из личного архива Виктора Сафонова Фото из личного архива Виктора Сафонова 

«В Ставрополе меня назначили инструктором отдела организационно-партийной работы Ставропольского крайкома КПСС, – рассказывает Виктор Сафонов. – При вступлении в должность спросили, какие проблемы я вижу. Честно сказал: утекают квартиры. Люди годами стояли в очереди за жилплощадью и ничего не получили. Стали разбираться в проблеме. Создали комиссию, куда помимо партийных работников вошли сотрудники милиции, прокуратуры, КГБ. Начали копать, и копали глубоко. Добрались до одного чиновника, завотделом по жилью. Установили, что он брал взятки. Шум наделали большой. Это стало самым крупным коррупционным делом во всем Ставропольском крае за последние десять лет».

Вскоре Виктора Сафонова пригласили на службу в органы госбезопасности: служба контрразведки.

«Нельзя ни в коем случае недооценивать соперника. За рубежом сидят очень подготовленные и эрудированные люди. Бороться с ними – дело нелегкое. Тем более сейчас. Раньше действовал Варшавский пакт, со странами соцлагеря мы шли в одном строю. А сейчас они выступают против России».

«Я ни о чем не жалею»

Восемь лет службы на остром участке. И снова поворот судьбы. В 1982 году Виктора Сафонова переводят в Тамбов – заместителем начальника УКГБ СССР по Тамбовской области. Спустя пять с половиной лет он возглавит Управление.

Генерал­-майор ФСБ в отставке, почетный житель Тамбовской области Виктор Сафонов Генерал-майор ФСБ в отставке, почетный житель Тамбовской области Виктор Сафонов
 

«Контрразведка – это очень сложный процесс, – поясняет генерал-майор ФСБ в отставке. – Только в кино показывают, что агент в одиночку ведет разработку. На деле это всегда коллективный труд. «Засветился», к примеру, в Москве, его задокументировали. Потом он едет в Тамбов, следом в Саратов и так далее. Везде на него собирают сведения, все это аккумулируется. Если это дипломат, его высылают. Если нет – возбуждают уголовное дело.

В поле зрения чекистов попадали не только шпионы. Среди резонансных дел – попытка контрабанды ценностей. В начале 90-х вьетнамские рабочие пытались вывезти из Моршанска редкие цветные металлы, запчасти к автомобилям и ценные медикаменты. Чтобы «провести» пограничников, иностранцы пошли на хитрость. Соорудили контейнеры с двойным дном. Сверху наполнили товарами, разрешенными к экспорту, внизу – «запрещенка». Подмену силовики обнаружили сразу. К уголовной ответственности тогда привлекли 12 человек. Сумма конфискованной контрабанды по тем временам составила два миллиона рублей.

В 1991 году чекисты посадили за взятки сотрудников и начальника одного из районных отделений уголовного розыска.

«Это было время, когда все опустили крылья. Но мы продолжали работать», – говорит Виктор Сафонов.

Позже тамбовских чекистов поставят в пример: они, как и многие коллеги по силовому блоку, продолжили служить государству даже в самые сложные для него времена. За образцовую службу Виктор Сафонов был удостоен ордена Красной Звезды. После выхода на пенсию генерал-майор посвятил себя общественной работе. На протяжении многих лет руководит Консультативным советом по связям с религиозными организациями и национальными диаспорами при главе Тамбова и является председателем общественной организации «Дети войны» областного центра. За активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу ему объявлена благодарность Президента Российской Федерации. За большой вклад в развитие Тамбовской области присвоено звание «Почетный гражданин Тамбовской области».

«В этой жизни я ни о чем не жалею, – констатирует Виктор Сафонов. – Мне часто приходилось принимать решения, которые резко меняли направления моего пути. Но я всегда целиком и полностью отдавался своей работе».