Как память об участнике спецоперации Павле Тарасове объединила тамбовчан

Гвардии ефрейтор погиб 5 июля 2022 года при выполнении боевой задачи в зоне специальной военной операции.

На фасаде дома 21 по улице Володарского установили мемориальную доску в честь спецназовца Павла Тарасова. В этом доме он прожил большую часть своей жизни. Гвардии ефрейтор погиб 5 июля 2022 года при выполнении боевой задачи в зоне специальной военной операции. Ему не было и 30.

Сейчас память о Павле Тарасове пытаются сохранить родные. В музее Колледжа техники и технологии наземного транспорта имени Солнцева, где учился боец спецназа, открыта экспозиция, а в школе №23 в его честь установлена Парта Героя.

Семья Павла Тарасова на открытии мемориальной доски
Семья Павла Тарасова на открытии мемориальной доски

ПАРЕНЬ С НАШЕГО ДВОРА

Паша улыбается почти на всех семейных фотоснимках. Таким его запомнят навсегда: веселым, добродушным и невероятно живым, легким на подъем.

«Паша был обычным парнем, – рассказывает мама Павла Елена Тарасова. – Отношения со всеми были ровными. Он не был предводителем, но и за спиной у товарищей не прятался. Старался никого не подводить, не предавал и никогда не жаловался, даже если что-то случилось. Вытащить из него какую-то историю было бесполезно. Одним словом, кремень».

Тарасовы воспитывали двух пацанов. Паша был младшим. Семья военного, но к воинской службе мальчишек не готовили, наоборот, предоставляли право выбрать свою судьбу самим. Вот Паша и выбрал. Решил стать автомехаником, как старший брат Женя. Поступил в Политехнический техникум, теперь это Колледж техники и технологии наземного транспорта имени Солнцева. Здесь он и «заболел» небом и армией.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

А дело было так. Зашел как-то Павел Тарасов в военно-патриотический клуб «Победа», а уйти уже не смог. Стал не просто активистом, еще и всех друзей своих подтянул. На занятия Паша в буквальном смысле бежал. Будучи курсантом, даже участвовал в параде в честь 80-летия воздушно-десантных войск в Москве.

Как исполнилось 18, решил пойти в армию, и непременно в воздушно-десантные войска. Ушел после третьего курса, пообещав маме, что обязательно получит образование. Слово свое сдержал. Дальше больше. Позже получил высшее образование в Мичуринском ГАУ.

Срочную службу проходил в ВДВ.

«Паша просто болел небом и парашютным спортом, – рассказывает папа Павла Андрей Тарасов. – После первого прыжка сразу же позвонил домой, он был такой счастливый. Еще отдышаться не успел. Мы тогда над ним даже пошутили, что мог бы и в полете позвонить. А Пашка только рассмеялся, сказал: «Пап, там некогда было».

ВОИН

Военной службой Павел Тарасов грезил даже после «срочки». Но заключить контракт удалось только со второй попытки.

«Паша хоть и был членом регионального отделения Союза десантников, но все равно продолжал мечтать о воинской службе. Он жил девизом воздушнодесантных войск: «Никто, кроме нас». В 2015 году он подписал военный контракт. Паша тогда сказал мне: «Я должен служить», и его никто не мог отговорить. Как бы ни было тяжело ему на этом пути, у него никогда не возникало желания уйти из Вооруженных сил. Потому что Паша был настоящим воином, и это было его призванием. Долгие изнурительные командировки казались вечностью. Было тяжело и ему, и мне. Но Паша никогда не давал опускать руки. Он всегда был рядом, всегда поддерживал, – делится вдова Павла Екатерина Тарасова.

Их знакомство похоже на отрывок из киноленты. Однажды Катя увидела на фото парня в военной форме и влюбилась, нашла его в соцсетях и добавила в друзья. Паша ответил не сразу, только через полгода, поздравил с днем рождения и пригласил на свидание. Так началась история их семьи.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

«Мы не могли жить друг без друга, практически сразу решили создать семью, а имя для нашей дочки выбрали еще в 2015 году, хотя Лерочка родилась только в 2020-м. Когда я сообщила Паше, что он станет папой, он был самым счастливым человеком на свете, бежал по улице, как мальчишка, с криком: «Я папа». Дочку он любил безгранично, как никого другого. Все свободное время старался проводить с ней. Про таких отцов говорят, что они детей «в зубах носят». Паша и был таким. Семья и Родина для него были всем», – рассказывает Екатерина.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

ПАМЯТЬ

За плечами Павла Тарасова была не одна командировка. Он всерьез увлекался парашютным спортом, был удостоен знака «Парашютист-отличник». На его счету – 39 прыжков.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

В 2022 году Паша готовился к своей последней командировке.

«Вещей много брать не стал, сказал, что будут учения, скоро вернется домой, – вспоминает Елена Тарасова. – Главное требование – никаких отличительных знаков разведки или ВДВ».

Трепетное отношение к символам воздушно-десантных войск – тельняшняке и берету – Павел хранил всю свою жизнь.

«Для любого десантника эти символы святы, а Паша очень гордился своей принадлежностью к воздушно-десантным войскам. Он не выбросил ни одной старой тельняшки, более того, все они были аккуратно заштопаны и сложены в пакет. Мы до сих пор их храним, как и все Пашины береты, которые он носил, начиная от военно-патриотического клуба», — рассказывает Андрей Тарасов.

Андрей Тарасов с портретом сына в День ВДВ. Фото из архива редакции
Андрей Тарасов с портретом сына в День ВДВ. Фото из архива редакции

Истории о самопожертвовании Павла, его смелости и доброте родным рассказывают до сих пор… Вот одна из них:

«В одну из командировок наш сын вместе с сослуживцами помог эвакуировать мирное население. Ребята были в балаклавах, без отличительных знаков, а спустя какое-то время к Паше в приграничье подошла девушка и сказала: «Я знаю, вы военный». Паша отнекиваться стал, им нельзя было такие данные передавать, а девушка все равно настояла. Она сказала: «Я знаю, что вы военный. Вы нас тогда эвакуировали, я ваш голос запомнила» – и поблагодарила. Голос у него, действительно, звонкий, запоминающийся был», – вспоминает Елена Тарасова.

А еще Павел с нечеловеческой теплотой относился к животным. Во всех командировках он находил бездомных кошек и собак, причем делил с ними не только еду.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

«Сохранился снимок, где на Пашином спальном месте лежит собака с щенятами, – говорит Андрей Тарасов. – Сослуживцы сына рассказывали, что у них в группе даже поговорка была: «Если не можешь найти Тарасова, иди туда, где кошки или собаки. Он там».

О своей службе Павел практически ничего не рассказывал. И не только из-за вопросов безопасности – берег родных. Во время редких телефонных звонков всегда говорил: «У нас все хорошо, ребята вернулись с задачи живыми».

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

«Когда Паша последний раз выходил на связь, сказал: «Я приеду неожиданно, с огромным букетом цветов, очень соскучился, и я вас очень люблю», – говорит Екатерина Тарасова. – 5 июля мне сообщили, что Паши не стало. Я потеряла любовь всей жизни, он и был всей моей жизнью. Сейчас мы стараемся сохранить память о нем. Зачем? Во-первых, потому что люди должны знать в лицо наших защитников, которые отдали жизнь за каждого из нас. И мемориальная доска поможет нам в этом. Пройдет много лет, и наша дочка обязательно скажет: «В этом дворе жил и вырос мой папа, посмотрите, каким он был». А возможно, узнав историю обычного парня с нашего двора, какой-нибудь мальчик решит, что тоже хочет быть защитником, таким, как Павел Тарасов».

P.S.

Лере Тарасовой всего пять. У нее папины глаза и его улыбка. Она мечтает выучиться на врача или цирковую артистку, а еще обязательно стать такой же, как папа: храброй и доброй. Это она нам по секрету рассказала…

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива