Город, которого нет

Тамбовчанка рассказала о том, как создает «воздушные» дома и рисует выдуманный мир.

Кто-то рисовал в детстве цветочки, кто-то «палка-палка-огуречик», кто-то пытался изобразить принцессу. Тамбовчанка Ксения Шаповалова пошла дальше – она срисовывала гайки из книжки по черчению. О том, что из этого получилось, она рассказала корреспонденту нашей газеты.

— Ксения, Вы где-то учились рисовать?

— В художественной школе я не училась. В Рассказово, откуда я родом, был только Дом творчества, в котором действовал кружок по изобразительному искусству. В нем я осваивала азы рисования у преподавателя Виктории Ридель.

— Как это увлечение повлияло на Вашу жизнь?

— Я с детства рисовала и очень любила этим заниматься. И это, конечно, сыграло свою роль в выборе профессии — после школы я пошла учиться на архитектора. Раскрыться помогли преподаватели по изобразительному искусству. Они поощряли необычное рисование как в школе, так и в институте.

— Например?

— После того, как на втором курсе вуза нам дали задание изобразить свой выдуманный город, меня пригласил к себе наш преподаватель по рисованию Михаил Никольский и предложил собрать выставку. Я ответила, что у меня всего одна работа, и та вышла случайно. Но Михаил Викторович сказал: «А ты попробуй». Так я начала создавать мой выдуманный город в едином стиле. Сейчас у меня более тридцати картин, которые регулярно выставляю на различных площадках.

— Ксения, Вы рисуете архитектуру в необычном стиле, расскажите об этом.

— С преподавательского «попробуй» начался долгий творческий путь. На бумаге начали появляться дома, улицы и целые города, в которых зрители видят отражение своих городов, а уже не моих. Мои картины — для любой аудитории, в них нет возрастных и национальных рамок. В них каждый видит свое.

Фото из архива Ксении Шаповаловой

— Глядя на Ваши работы, можно подумать, что это иллюстрации к сказкам…

— Я задумывалась о том, чтобы стать иллюстратором, и мечтаю создать книгу по своим картинам, но с текстом писателя.

— Какие материалы Вы используете для своих работ, какие краски, сколько времени уходит на создание одной картины?

— В основном рисую акварелью, цветными карандашами, тушью. А вот сколько времени требуется… Бывает, за один день могу написать картину, а бывает, на это уходят недели.

— Что есть на Ваших картинах, и чего нет?

—  Люди на моих картинах – редкие гости, они присутствуют только на первом  тематическом изображении сказочного города. Кстати, в той необычной домашней работе не было никаких ограничений, разрешалось использовать любые цвета, формы и архитектурные решения. Это и привело меня к первому наброску выдуманного города.

— Как Вы его придумали?

— Для первого изображения пришлось долго искать вдохновение. Я не знала, каким может быть несуществующий город. Думала перенять архитектуру или какие-то детали от существующих городов, но ничего не получалось, результат мне не нравился. Потом в голове возник такой неровный, воздушный, яркий городок, который стал неким отображением моего внутреннего мира. Получившийся «населенный пункт» выходил воздушным в прямом и переносном смысле слова. Нежные разноцветные крыши домов, лестницы, уходящие почти в небо, завязанные в один большой воздушный шар дома — кажется, что жители города  решили перенести все здания с одной улицы на другую, просто связав их, и перелететь вместе с ними в нужное место.

Фото из архива Ксении Шаповаловой

Только на этой картине есть люди: двое путешествуют на «воздушном шаре», еще двое провожают их с крыши дома. Я решила показать, что у этого сказочного места есть свои жители, но в последующих работах захотелось уделить больше внимания архитектуре, так как этот город — не о людях, а о домах.

Фото из архива Ксении Шаповаловой

— Что Вас вдохновляет?

— Чтобы изобразить мой выдуманный мир на бумаге, нужно особое душевное состояние. Но оно не формируется чем-то и ни от чего не зависит. Если вы помните советский мультфильм «Фильм, фильм, фильм!», то там у сценариста над головой возникала муза. Когда она появлялась, сценарист тут же садился писать, а когда пропадала, он не знал, что делать, грустил и страдал. Себя я сравниваю с этим героем. Иногда эта самая «муза» появляется, когда я еду домой с работы. Смотрю на машины, стою в пробке, а сама думаю: «Как же рисовать-то хочется!». Именно из-за появления «музы» в неподходящий момент в моей коллекции так мало работ.

Можно сесть и просто нарисовать город, вид из окна, улицу, дом, но свободное время для творчества – это большая роскошь. Когда все-таки удается посвятить себя изображению выдуманного мира, ты знаешь, как все в нем устроено. Я создатель этого мира, и если я нарисую извилистую тропу, то точно знаю, какие рядом с ней находятся знаки, деревья и фонари, даже если их нет на изображении. Для меня это понятно и естественно.

— Скажите как архитектор: можно ли спроектировать домик с Вашей картины и построить его? Если да, то с какой из работ?

— Конечно, можно! Особенно если этот проект в вашей голове, ведь у каждого свой выдуманный мир.

— Участвуете ли Вы в каких-то городских мероприятиях?

— Да. Сейчас мои работы можно увидеть в «Новой галерее» на выставке «Детский мир» и на выставочной площадке детской библиотеки Некрасова на Интернациональной. В сентябре она переедет в библиотеку на Чичканова.

— С чем ассоциируются Ваши работы у посетителей выставок?

— Первый вопрос, который мне задают: «Почему именно выдуманный мир?». Кто-то считает, что для этих изображений больше подойдет слово «сказочный» или «волшебный», объясняя это ассоциациями с детскими историями. На одной из выставок, глядя на цветные картины, зрители говорили о том, что они выглядят так, будто «прямо с чердака сейчас вылетит Карлсон», намекая на атмосферу шведских улиц. Другие видят в цветных танцующих домах прибалтийские города. Я пожимаю плечами и отвечаю, что каждый из вариантов верен. Разные люди в этих рисунках видят или вспоминают отображение своего города. Если вы посмотрите на все картины, то сложится впечатление, что это какой-то исторический город, может быть, некая столица – каждый увидит здесь отображение чего-то своего. Но на самом деле мира, который я изображаю, не существует. Он именно выдуманный, потому что он создан фантазией. И он не придуманный, потому что это определение ему совсем не подходит.

—  О чем Вы мечтаете?

— О том, чтобы люди научились ценить наше время и не забывать прошлое, чтобы ценили объекты культурного наследия. Ведь именно они несут в себе теплоту и уют, которые есть в моих картинах. Сейчас я уже нахожусь в реализации второй части своей серии работ, об этом мечтала, а сейчас воплощаю в жизнь. Поэтому хочу сказать читателям: «Не бойтесь мечтать, мечты имеют свойство сбываться!».

 

Фото из архива Ксении Щаповаловой