Современная Новороссия – это наследие Потемкина или «потемкинские деревни»? Читайте в нашем новом эксклюзивном репортаже.
С четырех сторон – Россия
За почти двое суток – ровно 2200 километров. «Ларгус», зная, что денег волонтерам всегда не хватает, привычно умерил аппетит и съел чуть больше 150 литров. Но даже при таком среднем расходе – всё равно почти 10 тысяч на бензин. Дорого. Хорошо еще, что сейчас платка, в том числе участки на М-4 «Дон», для волонтеров бесплатная. Надо только не просохатить и передать заранее сведения в «Автодор». Иначе смело можно прибавить еще тысячи по две в один конец. И это если «Ларгус» без верхнего багажника, потому что хитрая автоматика считает универсал с боксом на крыше «Газелью».
Если выехать в ночь, то трасса в южном направлении не такая уж и загруженная. Видимо, курортники предпочитают передвигаться днем. Фур тоже, кажется, меньше. Из интересного до Ростовской области – только рассвет где-то под Каменск-Шахтинском. Тех, кто по М-4 ездит редко, конечно, удивляет и воронежская Новая Усмань, которая до прихода советской власти триста лет была Собакиной Усманью по фамилии своего основателя. Почему удивляет? Потому что деюре 35-тысячное «село» де-факто выглядит современнее и интереснее иных городов.
В этот раз поехали другой дорогой – навигатор убедил, что по «волгоградке» (теперь это трасса Р-22 «Каспий») через поворот на Богучар будет короче и быстрее. Спойлер – нет.
За автомобильным пропускным пунктом в Ростовской области начинается ДНР. Если ожидаете увидеть что-то необычное и «другое» – сразу нет. Здесь тоже – со всех сторон Россия, в том числе и с той, где Азовское море. Пейзаж, конечно, отличается от тамбовско-черноземного. Но здесь уже объективно климатические причины. А сельская архитектура Азовского побережья похожа с той, что знакома нам по Черноморскому.
Потемкинский город
Первая поездка в основанный светлейшим князем Потемкиным город, известный страшными боями за «Азовсталь» в 22-м, датирована сентябрем 23-го. Мы отвозили гуманитарку в один из БАРСов: боевые коты базировались в заброшенном санатории на Азовском побережье.
В Мариуполе тогда поразило ощущение какой-то Припяти: заброшенно, безлюдно. Правда, в отличие от покинутого в Чернобыльской зоне отчуждения города здесь вдобавок каждое здание или было разрушено, или зияло пробоинами, или обгорело, или, в лучшем случае, смотрело на редкого прохожего следами от пулеметной очереди.
Потом был октябрь 23-го. На подъезде к Мариуполю по-прежнему было много КПП и скопление военной техники. Но между укрытыми маскировочными сетями танками неожиданно бросались в глаза грейдеры и асфальтоукладчики. В самом городе – строительные леса, краны. Жизнь стала настойчиво возвращаться в Мариуполь.
Мы вернулись туда через год. Люди. Люди! Везде: на автобусных остановках, около магазинов, на рынках. Просто идут. И дороги – новые, с нарядной разметкой на центральных улицах. Строительная техника гудит, гремит. Работают уличные кафе. Можно зайти и поесть. Только в «волотерских» штанцах и футболке из «Рассказовского трикотажа» как-то неловко: всё такое красивое, чистое, новое. С тех пор стала ездить в «человеческом» виде.
В этот раз Мариуполь встретил нас… пробками! Конечно, определенный процент машин – транзитные. Это курортники, которые выбирают сухопутный путь в Крым через «новые» регионы. Но большинство – явно местные. В городе дел еще – вагон и маленькая тележка. Далеко не все пострадавшие здания, особенно на окраинах в частном секторе, восстановлены или демонтированы. Но в центре уже нарядно. На набережной – шокирующее соседство заброшенного грузового порта с высоченными кранами и многолюдного пляжа с современными МАФами, кабинками для переодевания, туалетами и душами. И море — теплое, неглубокое. Но – море.
Обретающий сегодня популярность термин Новороссия придумали не в 22-м после поражения ВСУ на «Азовстали». Когда в 1778 году на отвоеванных у Турции землях по приказу императрицы Екатерины II были заложены Херсон и Мариуполь, территория с таким названием уже была. Датой ее основания считается 22 марта 1764 года, когда российская императрица занялась обустройством причерноморских степей и Крыма и подписала высочайший указ о создании Новороссийской губернии.
Учите историю.
И про «потемкинские деревни». Если где-то прочитаете, что восстановление Мариуполя – бутафория, не верьте. В городе, где «губы накрасили, а пятки грязные», пробок из иномарок нет.
Родные. Наши
Мариуполь – Донецкая Народная Республика. Дальше по побережью – Бердянск, уже Запорожская область. Конечная точка в этот раз – пгт Приазовское под Мелитополем. Здесь уже ждут БПЛАшники: попросили написать заранее, чтобы успели приехать. Но получилось – сильно заранее. Нервничаем. Старшина успокаивает: «Принял, ждем».
Состояние дороги – выше ожиданий. Федеральная трасса Р280 «Новороссия» стала альтернативой Крымскому мосту для поездки на машине в Крым. По сторонам – гигантские ветряки. Такие же, как в Ростовской области. Это Ботиевская ветровая электростанция, расположенная рядом с селом Приморский Посад Приазовского района Запорожской области. С началом боевых действий объект прекратил работу, а необходимое для управления оборудование было вывезено на подконтрольную Украине территорию. В 2023 году ВЭС восстановила работу после года простоя.
«Это всё нам? – старшина и водитель торопливо перегружают коробки и маскировочные сети в УАЗик-буханку. – Вот спасибо! Это вы сколько от Тамбова проехали? Тяжело. Вы сразу назад, без отдыха?»
Тяжело. Пожалели. Не бабушки у подъезда, а бойцы, которые не первый год в окопе под обстрелами арты. Странные. Родные. Наши.
Гуманитарный груз, доставленный в Запорожскую область, собирали всем миром. Отдельное спасибо Наде – автору канала «Селяви – жизнь во Франции» – и ее подписчикам.