Проректор по международной деятельности ТГТУ, профессор Елена Мищенко и Доктор технических наук, профессор Сергей Мищенко

Генная педагогика: как зарождалась одна из самых известных научных династий Тамбова

Общий педагогический стаж династии Мищенко давно перевалил за 150 лет.

Общий педагогический стаж династии Мищенко давно перевалил за 150 лет. Впрочем, если бы не совет основательницы династии, известного в Тамбове педагога Елены Сергеевны Ермаковой, эта история могла бы сложиться совершенно иначе. Но порой не человек выбирает профессию, а наоборот: гены берут свое.

Как посмотреть на высшее образование другими глазами, узнал наш корреспондент.

УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ

Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный работник высшего образования, лауреат Премии правительства в области образования, кавалер ордена
Почета, бывший ректор ТГТУ Сергей Владимирович Мищенко, предвосхищая вопрос, говорит: педагогику он не выбирал. Да и науку, собственно, тоже. Выбор сделали за него, но об этом профессор, к слову, ни разу не пожалел.

Пожалуй, единственным человеком, кто выбрал педагогику осознанно, была бабушка Елена Сергеевна Ермакова, она же родоначальница династии, учитель физики и математики по профессии и по призванию. Однажды она сказала внуку, что единственная возможность стать человеком – хорошо учиться и сделать карьеру через образование. Этот совет Сергей Владимирович запомнил на всю жизнь. Более того, спустя годы он передаст его сначала дочке, а затем и внучке.

Елена Сергеевна Ермакова, завуч школы №7 Тамбова. Фото из архива семьи Мищенко Елена Сергеевна Ермакова, завуч школы №7 Тамбова. Фото из архива семьи Мищенко 

«Бабушка считала, что интересоваться техникой – это похвально. Но недостаточно. Поэтому настояла о переводе в школу №12 с углубленным изучением английского языка. Окончил я ее, к слову, с золотой медалью, но скажу честно, решение о смене школы принял тяжело. Экзамены в Тамбовский институт химического машиностроения сдал на отлично и был зачислен на факультет автоматизации химических производств. Учился хорошо, без единой четверки, был Ленинским стипендиатом. Уже на старших курсах, следуя совету бабушки, занялся наукой. И здесь снова решение принимают за меня. Первый ректор университета Валентин Викторович Власов выбрал меня в качестве аспиранта. Так что после окончания университета у меня уже не было вариантов заняться чем-либо еще, кроме науки».

А дальше – аспирантура Московского института химического машиностроения и возвращение в родной Тамбов. Но снова вмешивается случай. На кафедре автоматизации химических производств не хватает мест, и молодого ученого распределяют на только что созданную кафедру автоматизации сельскохозяйственных производств. При видимой схожести технологии все же разнятся. Поэтому Сергею Мищенко приходится вновь садиться за учебники.

Сергей Мищенко, аспирант МИХМа. Фото из личного архива
Сергей Мищенко, аспирант МИХМа. Фото из личного архива

«В моей трудовой книжке есть только одна запись: студент ТИХМа, – шутит Сергей Владимирович. – Все остальное – иерархия».

Он начинал ассистентом кафедры, был старшим преподавателем, затем доцентом, заведующим кафедрой, позже – проректором по учебной работе, был избран ректором. Правда, своей карьерой пришлось пожертвовать супруге Сергея Владимировича. И все из-за той же «семейственности», которая когда-то привела Мищенко в науку и педагогику.

Сергей Мищенко, ассистент кафедры автоматизации сельскохозяйственных производств ТИХМа. Фото из личного архива
Сергей Мищенко, ассистент кафедры автоматизации сельскохозяйственных производств ТИХМа. Фото из личного архива

«Это сегодня к педагогическим династиям относятся спокойно. В советское время к этому явлению относились иначе. Когда появилось мнение о том, чтобы назначить Мищенко ректором ТИХМа, партия вынесла вердикт. Так и сказали: «Сергей Владимирович развел семейственность». Дело в том, что моя супруга, инженер-механик по образованию, работала в вычислительном центре при институте. Когда меня избрали ректором, супруге пришлось сменить место работы. Она перешла в автотранспортный техникум имени Солнцева, посвятив педагогике четверть века. Но это не все. Более двадцати лет жизни системе образования отдала моя младшая сестра, Наталья Владимировна, проработав сначала в ТИХМе, затем на физико-математическом факультете Державинского университета. Сейчас в системе высшей школы работает моя дочь с высшим педагогическим образованием, Елена Сергеевна. В педагогике пробует себя и внучка Настя».

А виноват во всем, считает Сергей Мищенко, особый ген. Причем весьма «заразный». Как иначе объяснить, что при низкооплачиваемой работе дети педагогов и учителей идут по пути родителей?

«Династии наших преподавателей – по большей части научные, так как в нашем вузе есть этот «заразный» ген, который не позволяет оставить науку и педагогику, – говорит Сергей Владимирович. – В нашем университете работают целыми династиями. И я не вижу в этом ничего дурного. Речь идет всего лишь о педагогической и научной сфере, а не о какой-либо финансовой деятельности. В династиях нет коррупционного фактора. Люди выбирают эту профессию, понимая, что будут бессребрениками».

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Еще несколько лет назад в Тамбовском государственном техническом университете задумались о том, что высшее образование – это история про «завтрашний день».

«Что такое система высшего образования? Это сфера опережающего развития. Она должна разрабатывать технологии, которых еще нет в производстве. А для этого нужно обязательно развивать науку, то есть говорить о технологиях будущего. Однако ни одно высшее учебное заведение не может существовать, не имея подспорья в науке в виде молодых кадров. При этом важно, чтобы молодежь имела педагогические наклонности. Поэтому на протяжении многих лет, формируя кадровый потенциал университета, мы уделяем большое внимание всесторонней подготовке сотрудников. Еще несколько лет назад мы стали формировать в университете отдельные группы из молодежи, стремящейся к науке. Студентам давали дополнительные знания по инженерной педагогике, иностранному языку, экономике, пиару и так далее. Причем такой подход мы внедрили одними из первых, когда еще не было соответствующих приказов Министерства науки».

О проблеме оттока молодых кадров из региона в университете заговорили еще в середине восьмидесятых годов прошлого века. Стали думать, как ситуацию исправлять. Как и подобает высшей школе, решили действовать на перспективу. Стали открывать новые специальности, причем не только технического профиля.

Первые графопостроители ТИХМа. Фото из личного архива
Первые графопостроители ТИХМа. Фото из личного архива

«Я понимал, что наш институт предоставляет очень узкий выбор направлений. Тогда не было ни сельскохозяйственных, ни строительных, ни радиотехнических, ни информационных направлений подготовки. Мы стали работать в этом направлении. Мы понимали, что наука должна быть опережающей. Наши ученые участвовали в космических программах, в частности, велись разработки покрытия для космического корабля «Буран». Институт стал базовым вузом для Министерства образования и науки в области IT-технологий. Я отстоял в Московском государственном университете имени Ломоносова открытие новых специальностей – юриспруденция в IT-сфере и криминалистика. Еще тогда мы прогнозировали, что самые массовые нарушения будут связаны именно с IT-сферой. И время подтвердило наши опасения. Сегодня жертвами мошенников становятся миллионы человек. Ущерб исчисляется миллиардами. К сожалению, в 90-х годах началась ломка не только промышленности, но и сельского хозяйства. Специалистам, которых мы готовили, в том числе, на перспективу, стало попросту негде работать. Рухнула система подготовки профессионально-технических училищ. Сейчас самое сложное – найти в Тамбове сварщика, токаря, слесаря…»

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ

Перелом в экономике бьет и по системе образования. Правда, для ТИХМа «лихие» времена приносят перемены. В 1993 году институт первым в регионе получает статус университета, превращая Тамбов в университетский город. А вместе с ним появляются и новые возможности, в это время на базе вуза открываются целые научные школы.

С середины девяностых ТГТУ начинает делать ставку на экспорт образовательных услуг. Устанавливается научный обмен с университетами США, Германии, Англии, Италии, Китая, Испании, Португалии, Вьетнама и других стран. Международное сотрудничество становится одной из главных миссий вуза. Сергея Владимировича избирают почетным профессором Московского
института химического машиностроения и химико-технологического университета Циндао (Китайская Народная Республика), затем он получает статус европейского преподавателя
инженерного вуза (Австрия, Клагенфуртский университет).

В 2012 году ТГТУ входит в число ста лучших вузов России, а Сергей Мищенко в очередной раз получает почетный знак «Ректор года». Вслед за успехами приходят и трудности. Университету
приходится отстаивать право на независимость. Слияния с ТГУ имени Державина удается избежать. Сергею Мищенко предлагают уйти с поста ректора, оставив его в родном вузе, которому
он посвятил полвека жизни. Позже «за сохранение и развитие высшего технического образования на Тамбовской земле», как было сказано губернатором, Сергей Мищенко становится Почетным гражданином Тамбовской области.

Владимир Путин и ректор ТГТУ Сергей Мищенко. Фото из личного архива
Владимир Путин и ректор ТГТУ Сергей Мищенко. Фото из личного архива

«Звания и регалии – это хорошо. Но знаете, что для меня самое приятное? Мои учителя, сотрудники и выпускники при виде меня не опускают глаза и не отворачиваются. Для меня это высшее признание. В такие моменты приходит чувство, что в сущности ты был неплохим человеком».

Сегодня ситуация в образовании, считает почетный ректор ТГТУ, меняет вектор. Правда, пока перемены навеяны тенденциями «сверху». Страна остро нуждается в «технарях»: инженерах, архитекторах, строителях и др. Но подготовить технические кадры невозможно без содружества со школами, выпускники которых еще не до конца «подстроились» под новую реальность.

«Отличительная черта современной молодежи – желание быстрого результата при минимальных затратах», – говорит Сергей Владимирович.

В образовании такое едва возможно. И все же профессор Мищенко, каждый раз встречаясь с молодежью, дает совет: первым делом получить технологическое образование, а уже следом гуманитарное – благо вузы сегодня предоставляют такую возможность.

ДВЕ ЕЛЕНЫ

Проректор по международной деятельности ТГТУ, профессор Елена Мищенко к совету отца поначалу не прислушалась. Ненадолго лирик одержал победу над физиком. Но судьба, как известно, дама капризная…

Ее назвали в честь знаменитой прабабушки. Так в семье появилась вторая Елена Сергеевна, правда, в отличие от основательницы династии, Елену-младшую тянуло в медицину. Но реализовать мечту было не так-то просто.

Елена Мищенко, проректор по международной деятельности ТГТУ, профессор. Фото из личного архива
Елена Мищенко, проректор по международной деятельности ТГТУ, профессор. Фото из личного архива

«Ни в Тамбове, ни в области не было мединститута, а в другой город меня не отпустили родители. Так что мой выбор пал на педагогику. Англо-немецкое направление Тамбовского пединститута. Учиться мне нравилось, но примерно курсе на третьем я поняла, что знание иностранных языков – это дополнение в жизни. Должна быть профессия. Конечно, я могла заниматься педагогической деятельностью, но мне хотелось чего-то другого. Я поступила на экономический факультет ТГТУ, получив профессию инженера-экономиста. Так что в какой-то степени я соединила в себе и лирика, и физика».

А ведь все могло сложиться иначе. И жизнь Елены Мищенко потекла бы по иному руслу, и окна выходили бы не на колокольню Казанского монастыря, а на знаменитую Санта-Барбару…

«Думаю, не стоит пояснять, чем в девяностых для нас была Америка, – говорит Елена Мищенко. – А когда мы выиграли первые гранты на обучение за рубежом, сколько было счастья. Мы тогда работали в Калифорнии в летнем лагере, где отдыхали дети очень обеспеченных родителей. Было непросто, но мне нравилось заниматься с ребятами. Весь срок я проработала в одной и той же группе, хотя должны были сменить. Но мы так сдружились с детьми, что родители попросили руководство лагеря оставить меня. После окончания смены мне сразу предложили зеленую карту и работу. Часто думаю о том, как сложилась бы моя жизнь, если бы я согласилась и осталась в Америке. Смогла бы я с моим духом патриотизма прожить там? Это не громкие слова. Я действительно люблю свою Родину. Хорошо помню ту прожигающую гордость, которую мы испытывали, когда носили значок октябренка, когда повязывали галстук… Кто-то считает это пафосом литературы тех лет, но я все эти чувства испытала на себе. Я не застегивала куртку по пути в школу, хотела, чтобы все видели, что я теперь пионер. Сейчас это звучит наивно, но тогда
мы действительно гордились званием пионера. И вот появляется возможность остаться в Америке, я тогда очень загорелась Санта-Барбарой, к тому же мы успели посмотреть сериал. Но один звонок от мамы перевернул все. И я вернулась домой…»

Потом было обучение в Германии, и вновь предложение остаться. И снова последовал отказ. Однако именно за границей рождается международный проект, объединивший физиков и лириков. Речь идет о создании инжиниринговых центров и развитии инженерной педагогики.

«Такого направления, как инженерная педагогика, по сути, не было в технических вузах, – отмечает Елена Мищенко. – Мне очень повезло, жизнь подарила мне встречу с замечательным человеком, учителем с большой буквы Адольфом Мелецинеком. Чех по происхождению, он прекрасно говорил на русском и был хорошо знаком с нашей культурой. Об инженерной педагогике Адольф заговорил еще в 50-х годах прошлого века. Тогда он отметил, что в мире множество замечательных технарей, которые несут в себе глубокие знания в области технологий и инженерии, но они не обучены методике преподавания. Так зародилась инженерная педагогика. Дело его подхватили технари со всего мира. На базе нашего университета создана школа инженерной педагогики, в содружестве с университетами России и различными ассоциациями она работает над совместными проектами в этой области».

МЕЖДУ НАРОДАМИ

В сферу международного сотрудничества Елена Мищенко пришла в 2010 году, через год защитила докторскую диссертацию. Работу Елена Сергеевна посвятила, пожалуй, самой обсуждаемой теме последнего десятилетия – качеству образовательных услуг, в том числе в контексте международных отношений.

Профессор отмечает: несмотря на активное внедрение Болонской системы, уровень российского образования остается одним из самых высоких в мире.

«Это подтверждает качество подготовки наших преподавателей и студентов, которые обучаются за рубежом во время академического обмена. Заинтересованность в российском образовании ежегодно демонстрируют иностранные студенты. Безусловно, они приезжают к нам с разным уровнем подготовки и мотивации. Но наша задача – заинтересовать их, привлечь не только к учебной, но и общественной жизни», – отмечает Елена Мищенко.

Сегодня в ТГТУ учатся студенты более чем из 50 стран мира. Здесь они учат русский язык, знакомятся с традициями и культурой. А еще учатся дружить народами, в самом человеческом
смысле этого слова…

Фото из архива
Фото из архива

«Жизнь знакомила меня с потрясающими людьми. И я всегда старалась сохранять международные контакты. Рада, что за последние годы мне удалось сохранить дружеские и рабочие взаимоотношения с иностранными коллегами. В этом контексте мне очень понравилась фраза нашего Президента Владимира Путина, что у нас есть недружественные люди, но не страны. И это правда. В первые дни специальной военной операции было сложно, меня заваливали разной информацией. Но были и те, кто открыто поддерживал позицию нашей страны. Сегодня благодаря мягкой силе все вернулось на круги своя. Вместе с коллегами мы ждем, когда откроются границы, на мой взгляд, образование и наука должны быть выше политики».

Это доказывают и на практике. ТГТУ стал одним из первых вузов в стране, кто принял участие в шествии Бессмертного полка за границей. А разнообразные международные мероприятия под эгидой вуза ежегодно объединяют сотни людей из разных стран.

ОСТАВАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ

Студентка факультета архитектуры, строительства и транспорта Анастасия Татаринцева – продолжатель династии. Правда, с оговоркой. Педагогом по профессии она не стала, но сеять разумное, доброе и вечное все же приходится…

Настя – основатель и руководитель сектора помощи животным волонтерского центра Тамбовского государственного технического университета.

Анастасия Татаринцева, основатель и руководитель сектора помощи животным волонтерского центра ТГТУ. Фото из личного архива
Анастасия Татаринцева, основатель и руководитель сектора помощи животным волонтерского центра ТГТУ. Фото из личного архива

«Наше движение называется СПХН, что расшифровывается как «Служба помощи хвостатому населению». Мы занимаемся организацией и проведением различных проектов, направленных на помощь животным: поездки в приюты, информационная поддержка их деятельности. В том числе оказываем помощь приютам ДНР, ЛНР и Херсонской области. Проводим уроки, только не обычные, а уроки доброты. В рамках партийного проекта «Единой России» «Защита животного мира» приезжаем в детские сады, школы и колледжи, где рассказываем о том, как нужно обращаться с хвостатым населением».

Любовь к братьям меньшим посеяла мама, Елена Мищенко, вместе с дочерью они помогают бездомным животным находить кров, привозят еду и организуют медпомощь тем, кому она так необходима.

Поэтому и сверстникам Настя говорит не общие слова, а призывает к конкретным делам. Впрочем, не только. Еще со школьной скамьи девушка подрабатывала в летних лагерях вожатой, занималась репетиторством и помогала друзьям в учебе. А когда настало время выбирать профессию, воспользовалась советом дедушки.

Фото из архива
Фото из архива

«Я считаю, что у каждого человека свой жизненный путь, свои цели и мечты, – говорит Анастасия Татаринцева. – По моему мнению, каждый член семьи должен заниматься тем, что ему по душе. Каждый человек ответственен за свои поступки и действия в рамках своей жизни, а также его близких, поэтому нужно строить карьеру и радоваться каждому прожитому дню вместе с родными, при этом оставаясь самим собой. К сожалению, в юном возрасте тяжело сразу выбрать верный жизненный курс и профессию, которой будешь жить. Ведь самое главное – любить то, что ты делаешь. Нельзя разрушать душу не своей профессией. Конечно, у меня было и есть желание стать педагогом, но я понимаю, какой это колоссальный труд, который, к сожалению, в наши дни не считается действительно ценным. Я верю, что в будущем профессия учителя и педагога будет одной из самых востребованных и оцененных профессий, ведь именно учитель может подарить миру новую звездочку, которая сделает его лучше».