Час ученичества в Тамбове: 40 лет «Тропинка» раскрывает таланты детей

Занятия в литературно-творческом объединении – автораская программа Почетного гражданина Тамбова, поэта, члена Союза писателей России Валентины Дорожкиной.

Через литературно-творческое объединение «Тропинка» при областной детской библиотеке прошло более 1000 детей. Для них занятия стали не только уроками писательского мастерства, но и школой жизни. «Тропинчата» почитают за старшего друга бессменного руководителя объединения – Почетного гражданина города Тамбова, заслуженного работника культуры РФ, поэта Валентину Тихоновну Дорожкину.

С чего начинается творчество, каждый ли может научиться писать стихи, и какие чудеса творит редактура – об этом и многом другом нашему корреспонденту рассказали в творческой лаборатории.

НАУКА ТВОРИТЬ

Не в новинку спор о роли теории в творчестве. Сторонники свободы самовыражения убеждены, что академизм подчиняет мысль, загоняет в рамки, гасит оригинальность. Приверженцы систематического образования считают, что вдохновению нужна опора, что обязательно выковывать безупречную форму. В «Тропинке» предупреждают сразу: рифмовать строки может научиться каждый, но истинным поэтом станет лишь одаренный человек, между тем и профессионалу, и любителю знания будут исключительно на пользу. Все великие писатели учились, оттачивали свое мастерство: только так и можно достичь высот. «Час ученичества, он в жизни каждой / Торжественно-неотвратим», – писала Марина Цветаева. Грамотность не помешает даже рядовому читателю: вникая в суть произведения, оценивая достоинства языка, человек сможет получить от книги максимум.

На идею «Тропинки» натолкнули сами дети: библиотекари видели, как много ребят пробуют писать. Чтобы не потерять эти таланты, нужно было их поддержать, дать им знания, некую профессиональную основу. Директор библиотеки Людмила Гавриловна Овсянникова обратилась в Тамбовскую писательскую организацию с просьбой порекомендовать наставника для начинающих авторов. Эта миссия выпала Валентине Дорожкиной, которая к тому времени уже выпустила семь книг и работала в Центрально-Черноземном издательстве, а вскоре вступила в Союз писателей России.

На первое занятие 27 ноября 1985 года пришло более 200 ребят. В своей стихии почувствовали себя лишь немногие из них, и со временем остались только те, кто был готов серьезно работать над слогом.

Занятия с Валентиной Тихоновной. Фото из архива «Тропинки»

ШКОЛА ДОРОЖКИНОЙ

Литературное творчество – это действительно серьезная работа. В ней соединены и кропотливость, и масштабность. Глубокую идею или грандиозную картину порой требуется уложить в несколько фраз, оставив за ними контекст, побуждающий читателя к размышлению. На это могут уйти часы, дни, месяцы. Автору нужно постоянно духовно расти, наблюдать жизнь и желательно ни дня не проводить без строчки. При этом важно сознавать свою ответственность за сказанное, ибо «Словом можно убить, словом можно спасти, / Словом можно полки за собой повести», как замечательно выразился поэт Вадим Шефнер. Впрочем, это планка, которую начинающие сочинители должны пока лишь иметь в виду. А пробы пера всегда просты и непритязательны: кошка-окошко, конфета-комета.

«Люблю работать с авторами. Вот вспыхнули глазки, ребенок придумал рифму или внес правку, говорит, так будет лучше. Это меня вдохновляет», – признается Валентина Тихоновна.

Работа в «Тропинке» начинается с азов. Валентина Тихоновна знакомит подопечных со стихотворными размерами, тропами и законами рифмовки. Потихоньку подводит и к практике: дает карточки со словами, к которым нужно подобрать рифмы, предлагает одну строчку, чтобы дети присоединили к ней другие. Иногда проводится конкурс с голосованием. Автор самого удачного, по мнению ребят, стихотворения может его опубликовать. Остальные записывают свои работы в тетрадь с пометкой «ученические».

Еще одно упражнение – стихи на заданную тему: о природе, о родном городе, о своих приключениях. Иногда нужно написать экспромт, иногда поработать дома. Что получилось – выносится на суд «коллег». Общий сбор в библиотеке – по воскресеньям.

«Ребенок читает стихи, и каждый высказывает о них свое мнение. Я подвожу итог. Автор может согласиться, может нет, но в основном признают справедливость критики. Когда вижу, что ученик освоил теоретические знания, умело применяет их на практике, это радует. Если выходит слабо: тут слово пропущено, там рифма захромала, – предлагаю поработать. Редактируем – и уже человек приобретает новый опыт в стихотворчестве», – рассказывает руководитель объединения.

Ребята проходят историю литературы, знакомятся с разными течениями и стилями. Для этого по очереди готовят доклады по творчеству писателей – от Тредиаковского до наших дней. По теме сообщения всегда формируется выставка книг. На занятиях тщательно разбирают художественные особенности произведений. И если говорят, например, о ямбе, то вспоминают, кто чаще всего пользовался этим стихотворным размером: Пушкин. А вот трехстопные размеры предпочитал Некрасов. Так «тропинчата» постигают поэтическое разнообразие.

Иной раз юные сочинители подмечают «несовершенства» у классиков. Глагольную рифму, к примеру, которая считается признаком слабины стихотворения. Тогда наставник объясняет, что важно содержание: когда чтение захватывает, «огрехи» не мешают. Отточить ритм и рифму – далеко не всё. Важнее создать образ, вложить идею, чувство.

Валентина Тихоновна обязательно дает уроки декламации и культуры речи. Дети прослушивают записи известных поэтов, учатся читать незнакомый текст. Пробуют выступать сами, а это – работа над дикцией, интонацией, мимикой и жестами, навык держать себя на публике. Наставник даже советует репетировать перед зеркалом. Приветствуется чтение наизусть. Но автору для уверенности позволительно выходить с записной книжкой, в которую можно подглядывать краем глаза. Поэт-чтец – это редкое и очень ценное сочетание!

Уроки литературного мастерства – авторская программа Валентины Дорожкиной. Но опорой послужил опыт ее преподавателей. До сих пор Валентина Тихоновна с благодарностью вспоминает занятия в институте и особенно в литкружке при редакции газеты «Народный учитель», которым руководил Леонид Григорьевич Яковлев. Молодежь не только постигала тонкости работы над текстом, но и перенимала опыт человечности, доброжелательного общения.

Руководитель «Тропинки» Валентина Дорожкина удостоена Благодарности министерства культуры Тамбовской области

ПРИЗНАНИЕ И ЛАВРЫ

Занятия многогранны и интересны. А однажды приходит пора «выхода в свет». Как для артиста важен зритель, так и для писателя – читатель.

«Когда автор начинает выходить из учеников, писать в стол уже неинтересно. Если публикаций нет, человек может вовсе перестать творить. Поэтому стараюсь готовить достойные работы к печати», – отмечает Валентина Дорожкина.

Она советует не отмахиваться и от первых опытов рифмовки: эти стихи можно будет включить в персональный сборник, чтобы был виден рост поэта.

Публикаций в газетах, журналах, альманахах не счесть. Вышло более 50 коллективных сборников! Причем не только в Тамбове, но и в Москве.

«Тропинка» прославилась на всю область. К работе подключились энтузиасты во многих уголках региона. До сих пор в Знаменке и Сатинке действуют филиалы литературного объединения, которыми руководит Наталья Меркушова. От юных талантов Валентине Тихоновне приходят письма со стихами, и ни одно из них не остается без ответа и рецензии.

«Тропинка» удостоена звания Народного коллектива, стала лауреатом премий Е.А. Баратынского, В.А. Богданова, Героя России А.М. Гончара. По итогам работы изданы методические пособия: «Учиться искусству слова», «Основы стихосложения – школьникам». К 40-летию литературного объединения вышла книга «Не зарастет поэзии тропа…».

«Некоторые родители считают, что писать стихи – пустая забава, лучше заниматься уроками. Это однобокое суждение. Литературные занятия развивают ребенка, расширяют кругозор, дисциплинируют и даже помогают в учебе, что не раз подтверждалось у нас», – резюмирует Валентина Тихоновна.

Выпускники «Тропинки» – члены Союза писателей России Елена Луканкина, Александра Николаева, Мария Знобищева (справа налево)

ЦЕННЫЕ КАДРЫ

Гордость «Тропинки» – выпускники, для которых слово стало жизнью. Среди них – семь кандидатов наук, два доктора наук, восемь членов Союза писателей России.

«Занятия в «Тропинке» стали для меня примером взаимодействия учителя и ученика. Взрослый и ребенок говорили как собеседники, уважающие друг друга. Был задан высокий уровень культуры. Мы научились ответственности за чистоту и точность слова. Вера в то, что слово действительно может стать делом, осталась во многих из нас на всю жизнь», – поделилась член Союза писателей России Мария Знобищева.

«Я посещала занятия 15 лет, старалась не пропустить ни одного воскресенья. Меня тянуло в «Тропинку», потому что узнавала там много интересного. Из ребят собрался круг единомышленников. Всю неделю скучала по наставнику, по товарищам и, конечно, по литературе. Валентина Тихоновна научила меня всему, что нужно знать и уметь поэту, и с этим я живу», – призналась член Союза писателей России Александра Николаева.

Многие ученики Валентины Тихоновны работают журналистами, причем двое – в нашей редакции: Юлия Потребникова и Дарья Демьянова. Выходцы из литературной школы преподают словесность в школах и вузах. И даже те, кто выбрал профессию негуманитарного профиля, не забывают о творчестве.