Октябрь 1941 года. Первый авианалет на Тамбов. Есть погибшие среди мирных…
Вражеские самолеты-разведчики и ранее появлялись в воздушном пространстве Тамбовщины. Их целью была фотосъемка важных стратегических объектов, скопления и передвижения войск Красной армии. Но с осени 41-го все меняется. Авианалеты на Тамбов становятся регулярными и продолжатся вплоть до 43-го года. Количество пострадавших неизвестно до сих пор. По подсчетам историков, жертвами бомбардировок могли стать около двух тысяч человек.
Вместе с советскими бойцами в бой с фашистами вступили и испанские летчики. Сейчас имена защитников неба над Тамбовом устанавливают поисковики регионального отделения поискового движения России.
Своими именами
Апрель 1939 года. Гражданская война в Испании завершается победой националистов. Режим Франко начинает преследовать республиканцев и сочувствующих им. Более шестисот тысяч испанцев вынуждены покинуть родину. По некоторым подсчетам, около пяти тысяч отправляются в Советский Союз, одно из немногих государств, которое помогло молодой республике в борьбе против фашизма.
С началом войны «советские» испанцы стали штурмовать военкоматы. Многих отправляли в диверсионно-разведывательные отряды. Военные летчики вновь поспешили в небо.
«Пока нам известны имена четырех испанцев, которые тем или иным образом связаны с нашим краем, – рассказывает руководитель Тамбовского регионального отделения «Поискового движения России» Елена Валатина. – Это Ансельмо Сепульведа Гарсия, Альфонсо Гарсия Мартин, Льоренте Касас и Мануэль Ороско Ровира. Все они летчики, добровольно сражавшиеся в годы Великой Отечественной войны в рядах Красной армии, защищая свою вторую Родину. Судьбы их очень схожи».
Фото слева направо: Ансельмо Сепульведа Гарсия, Льоренте Касас, Мануэль Ороско Ровира, Альфонсо Гарсия Мартин. Фото предоставлено Тамбовским региональным отделением «Поискового движения России»
Ансельмо Сепульведа Гарсия перебрался в Советский Союз в 38-м, тогда же сменил имя на более созвучный русский вариант – Арсений Росснадович Седельников. Спустя два года принял гражданство. Его история – подобных ей было тысячи – казалась обычной.
Ансельмо Сепульведа Гарсия родился в 1915 году в провинции Сан-Клементе. В 13 лет, чтобы помочь семье, бросил школу и устроился на мукомольную фабрику поденным рабочим. Позже в автобиографии Ансельмо напишет, что его заработок был настолько мал, что его едва хватало на жизнь, о помощи семье даже думать не приходилось. В 19 лет ушел добровольцем в армию.
«Думал изучать какой-нибудь военный курс. С большими трудностями мог повышать свои знания в области математики, физики и радио, – пишет Ансельмо. – До этого времени я даже не знал слова «политика». Только за несколько месяцев до июньских событий по развитию политического движения смог понять значение этого слова. Когда вспыхнул мятеж, я вместе со своей семьей убыл на республиканскую территорию. Немедленно прошел курс оружейника авиации, работал несколько месяцев бомбардировщиком, затем подал заявление на летчика, пройдя соответствующий экзамен».
Летный курс Ансельмо Сепульведа Гарсия прошел в Советском Союзе, затем снова вернулся на родину. Воевал в 24-й авиационной группировке республиканских военно-воздушных сил, летал на скоростном бомбардировщике СБ-2 советского производства.
После победы режима Франко перебрался в Советский Союз. С января по октябрь 1940 года старший лейтенант Седельников — пилот-инструктор в Тамбовской школе Гражданского Воздушного флота.
Осенью 1941 года он добровольцем уходит на фронт. Получает направление на службу в 208-й штурмовой авиационный полк, который в это время базировался в Тамбове, здесь же происходило доукомплектование и переучивание на новые типы самолетов. В ноябре полк был переброшен под Сталинград. В одном из боевых вылетов летчики обнаружили колонну танков противника. Ансельмо и его товарищи на бреющем полете нанесли по танкам бомбовый удар. Из этого боя капитан Ансельмо Сепульведа – Арсений Седельников не вернулся.
Фамилия: Герасимов
«Учетно-послужная карточка Александра Ивановича Герасимова в базе данных информационного ресурса Министерства обороны РФ «Память народа» закрыта», – поясняет Елена Валатина.
Тем не менее поисковики принялись восстанавливать судьбу летчика буквально по деталям. По счастливой случайности в архиве удалось обнаружить его автобиографию.
Альфонсо Гарсия Мартин родился в 1915 году в Испании. Родители – сельские батраки. Учился в бесплатной начальной школе. После смерти отца в 1922 году вынужден был работать поденщиком на поле, когда перебрался в город, прислуживал в кафе, стараясь в свободное время учиться. В середине 30-х вступил в профсоюз работников гостиницы, покровительство которому оказывала соцпартия. Участвовал в забастовках. В декабре 1936 года вступил в компартию Испании. Спустя несколько месяцев после мятежа поступил на службу в полицию. Воевал на мадридском фронте до января 1937 года. Затем в составе первого набора был направлен в специальную летную школу в СССР.
На родину Альфонсо Гарсия Мартин вернулся пилотом бомбардировщика. Участвовал в воздушных боях против режима Франко. Одно из этих сражений едва не закончилось трагедией. Бомбардировщик Альфонсо возвращался после задания, как вдруг из-за облаков появились немецкие истребители. У испанского летчика шансов не было. Внезапно в бой вступил «И-15». Пилот взял на себя удар, предназначенный бомбардировщику. Истребитель республиканских ВВС сумел сбить один фашистский самолет, но и сам погиб, совершив воздушный таран. Пилотом на этом истребителе был советский доброволец Александр Иванович Герасимов.
«Летчик, капитан Александр Иванович Герасимов интернационалист — доброволец из Кировобадской авиационной школы после боя, в котором таранил фашистский самолет, остался жив. Об этом рассказала внучка Альфонсо, Ирина. Дед искал его родных, а на встречу после войны пришел сам Герасимов», – уточнят Елена Валатина.
Принимая советское гражданство, Альфонсо Гарсия Мартин берет имя своего спасителя. Живет в Тамбове и обучает курсантов Тамбовской авиационной школы пилотов летным навыкам. А с началом Великой Отечественной войны вновь встанет на борьбу с фашизмом, только уже в составе Красной армии.
Воевал Герасимов, как и его соотечественник, Ансельмо Сепульведа – Арсений Седельников, в 208-м штурмовом авиационном полку. В составе полка вылетал на штурмовку врага под Сталинградом, Харьковом, на Курской Дуге и Житомире. За годы войны совершил 119 боевых вылетов.
Об одном из них летчик Георгий Амелин будет вспоминать всю жизнь. 15 ноября 1943 года Герасимов, будучи командиром эскадрильи 208 ШАП, в паре с молодым летчиком Амелиным, к слову, это был его первый боевой вылет, участвует в штурмовом налете на скопление техники и живой силы противника в районе Белой Церкви.
«После метких бомбовых ударов ИЛ-ов вспыхивают вражеские танки и автомашины. А в это время самолет Амелина атакуют два истребителя «Фокке-вульф». Одного Амелин сбивает, но и сам получает тяжелое ранение. Герасимов тоже ведет бой с истребителями и всячески прикрывает новичка, давая ему возможность выйти из боя и вернуться на свой аэродром. Своими решительными и смелыми действиями капитан Герасимов по сути спас жизнь своему боевому товарищу, о чем Амелин всегда вспоминал. К слову, заслуги Герасимова в боях были высоко оценены советским командованием. Александр Иванович Герасимов был награжден орденами Красного Знамени, двумя орденами Великой Отечественной войны обеих степеней, орденом Александра Невского, медалью «За отвагу», – рассказывает Елена Валатина.
После Великой Отечественной войны майор Герасимов жил и работал в селе Садовое Воронежской области, а потом в Липецке.
Ради мира
О судьбе «советского испанца» Романа Романовича Львова известно немного: родился 11 мая 1917 году в Мадриде в семье рабочего. С 12 лет работал в мануфактурном магазине, в сапожной, в конторе, а с 16 лет – электромонтером и одновременно обучался на электротехника.
«О дальнейшей судьбе Льоренте – это его настоящая фамилия – мы знаем из краткой автобиографии, – добавляет Елена Валатина. – В 36-м году Льоренте уходит добровольцем в республиканскую армию Испании, в инженерные войска, так называемую школу автомобилистов. Поначалу служит обычным шофером, а с января 37-го поступает в ряды воздушных сил. Вскоре его направляют в Советский Союз в военную школу летчиков, успешно окончив которую, он в качестве летчика-истребителя вновь сражается с фашистами на всех фронтах Испании: принимает участие не менее, чем в ста боях. По официальным данным, сбивает 18 фашистских самолетов. Общий налет Львова к концу 1938 года составил более 500 часов. В августе 1938 года республиканское правительство вновь направляет Льоренте в СССР. После окончания курсов в Липецкой военной школе был откомандирован в Тамбовскую школу летчиков гражданского воздушного флота как пилот-инструктор. В 40-м году принимает гражданство СССР и меняет фамилию на русскую – с этого момента Льоренте становится Романом Львовым. С сентября 1941 года его направляют в 785-й истребительный авиационный полк ПВО Тамбова командиром эскадрильи истребителей, и он защищает тамбовское небо от фашистских стервятников. Затем в составе этого полка воюет на Брянском, Воронежском и Калининском фронтах до октября 1943 года. За боевые заслуги Роман Романович Львов награжден Орденом Красной Звезды. После войны он служит в гражданской авиации. Известно, что Льоренте был женат на уроженке города Козлова Раисе Мухортых. Возможно, удастся отыскать кого-нибудь из родственников».
В 785-м истребительном авиационном полку 36 истребительной авиационной дивизии ПВО воевал и Мануэль Ороско, еще один испанец. Окончил Кировабадскую военную авиационную школу пилотов в октябре 1937 года. В качестве летчика-истребителя принимал активное участие в войне с франкистами. Мануэль стал первым испанским пилотом республиканских ВВС, сумевшим после тарана противника вернуться невредимым на свой аэродром на исправном самолете. На счету Ороско 10 сбитых неприятельских самолетов.
В 1939 году он приезжает в Советский Союз и принимает советское гражданство, сменив испанскую фамилию Ороско на русскую Орлов. С 1942 года капитан Петр Мануилович Орлов воюет против гитлеровской Германии в составе 785–го «тамбовского» истребительного полка ПВО. Под Курском совершает таран немецкого самолета FW-189 и вновь спасает свой самолет, выйдя из штопора уже совсем близко от земли. Капитан Орлов не только летал сам на задания, но и подготовил большое количество истребителей-ночников. Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» медалью «За освобождение Варшавы», медалью «За боевые заслуги».
После окончания Великой Отечественной войны Петр Мануилович защитил диссертацию на соискание степени доктора экономики, работал профессором кафедры в Высшей школе профсоюзов в Москве, а в 1992 году вернулся на родину, в Испанию.
История с продолжением…
Эта часть истории Тамбова больше походит на запутанный клубок: за одной нитью непременно тянется другая… На имена испанских летчиков поисковики наткнулись случайно, когда приступили к исследованию истории 785-го «тамбовского» истребительного авиационного полка. Он входил в состав 36-й авиационной истребительной дивизии ПВО.
«Летчики 785-го истребительного авиаполка прикрывали небо Тамбова, Котовска, Мичуринска, Липецка, Грязей и ряда других населенных пунктов, – продолжает Елена Валатина. – На их плечи легла колоссальная нагрузка. За время обороны они совершили 10526 самовылетов с налетом в 90212 часов, провели 159 воздушных боев, в результате которых было сбито пятьдесят самолетов противника. Совершили три воздушных тарана. 22 летчика погибли. Наша задача сегодня – не просто установить их имена и обстоятельства гибели, но и сохранить память о них».
Впереди у поисковиков – большая исследовательская работа. Они изучают документы о 2-й объединенной школе пилотов и авиатехников имени товарища Петрова в Тамбове.
«Эта школа, – поясняет руководитель Тамбовского регионального отделения «Поискового движения России» Елена Валатина, – выпустила много замечательных пилотов и авиатехников, которые проявили себя не только как военные летчики, но и на поприще гражданской авиации. Пока что о ней известно очень мало информации. Нам хочется детально во всем разобраться, узнать, как она создавалась, какие были условия обучения и быта курсантов, на каких самолетах осваивались основы летного мастерства, а, главное, устанавливать судьбы людей, посвятивших себя авиации. Но это уже отдельная история».