Тамбовский камерный хор им. С.В. Рахманинова

Африканские ритмы и мотивы очаровали тамбовчан

Камерный хор имени С.В. Рахманинова представил программу «Голоса Африки». Концерт прошел в областном краеведческом музее.

Что среднестатистический тамбовчанин знает об африканской музыке? Какой-нибудь набор стереотипов: кожаные барабаны да простые мелодии с синкопами, из которых выросли такие крупные жанры, как джаз, блюз и рэп. Поэтому новая программа камерного хора им. С.В. Рахманинова «Голоса Африки» заинтересовала многих зрителей.

«Долгие годы наша культура ориентировалась на Европу. Настает время узнавать наших друзей по всему миру, в том числе в африканских странах, – считает художественный руководитель хора профессор Владимир Козляков. – Их музыкальная культура уникальна и удивительна. Она повлияла практически на всю современную музыку. Началось это с духовных песен, которые появились еще в прошлых веках, когда африканцам, привезенным в качестве рабов на хлопковые плантации, рассказывали истории из Библии. Они выражали свое понимание в песнях».

Спиричуэлс – христианские гимны – проникнуты смиренным терпением и надеждой на милосердие Бога, на желанную свободу и покой в раю. В «Deep River», например, смысл таков: есть глубокая река, за ней мой дом, где поют ангелы и всегда мир. Знаменитое произведение «Go Down Moses» отсылает к ветхозаветной книге «Исход», где описано падение рабства евреев у египтян, и в песне настойчиво повторяется библейский текст: «Отпусти Мой народ…». Прелестные в своей наивности духовные песни прозвучали в обработках европейских и американских композиторов. Также хор исполнил несколько номеров из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», которая повествует о чернокожем нищем инвалиде и его возлюбленной.

Тамбовский камерный хор им. С.В. Рахманинова исполнил программу "Голоса Африки"
Тамбовский камерный хор им. С.В. Рахманинова исполнил программу «Голоса Африки»

В центре программы было два крупных произведения на африканские мотивы. Во-первых, трехчастная кантата Александра Флярковского «Песни, вырвавшиеся из ада». Она была написана на стихи африканских поэтов в 1967 году, в то время, когда Советский Союз помогал странам Африки в борьбе за независимость. В первой части лирический герой страдает, видя, как невольников погружают на корабль; во второй предстает страшная картина: солдаты играют в футбол головой африканца; в третьей говорится о том, как поезд везет законтрактованных чернокожих рабочих, и, может быть, он сломается. Во-вторых, пятичастная кантата Боба Чилкотта «Сотворение барабана». Об изготовлении священного инструмента рассказывается поэтапно: берется шкура козла, потом полый кедр, подыскиваются ветки для палочек, добавляются дополнительные инструменты – трещотки, и, наконец, звучать барабану позволяет бог Гонгонг.

Только одно произведение – «Akanamandla» – представляло образец настоящих мотивов самого жаркого континента – коротких, повторяющихся, энергичных.

Хор творил под руководством трех дирижеров – маэстро Владимира Козлякова, Ярослава Черникова и Семена Сафронова. Инструментальное сопровождение обеспечивали Денис Сапельников (фортепиано), Алексей Серебряков (контрабас) и Арсений Сазонов (ударные).

Коллектив представил большую палитру музыки, созданной под влиянием музыкальных узоров тех загадочных стран. Характерная для нее пунктирность присутствовала во всех номерах.

«С этой музыкой работалось хорошо, – делится главный хормейстер Ярослав Черников. – Она не так уж непривычна для нас, даже где-то нам близка. Мы знакомы с джазом, с современными композициями. А творение Флярковского – это вообще советское наследие, текст написан на русском языке».

В целом прочтение получилось русским, и оно стало открытием для иностранных студентов, которые пришли послушать родные мотивы. Может, ожидания ребят и не оправдались, но концерт им все равно понравился. Как и остальным зрителям. В благодарность артистам долго звучали аплодисменты и крики «браво». Хор ответил любезностью, исполнив еще одно произведение на бис.