Как отпевать умершего, если нет его тела, и есть ли у освященной на отпевании земли какая-то особая сила.

Существует ли особый чин отпевания умершего, если нет его тела? Что такое вообще церковное отпевание? Какую силу оно имеет? Об этом рассказывает временно исполняющий обязанности ректора Тамбовской духовной семинарии священник Виталий Щербаков.
Богослужебный устав предусматривает чин отпевания мирских тел и чины отпевания церковнослужителей. Чин отпевания мирских тел одинаков для всех – неважно, гражданский это человек или военный, погиб ли на поле боя или скончался от естественных причин. Точно так же при отсутствии тела чин отпевания ничем не отличается от того, который проводится, если тело усопшего есть в наличии.
Здесь важно в первую очередь понимать то, что отпевание – это не индульгенция, не прощение грехов. У некоторых людей есть такое мнение: мы тело умершего в церковь занесли, там его отпели, и таким образом ему все простилось, он пошел на небо. Конечно, нет. Все живут по-разному. Есть крещеные люди, которые в храме бывают два раза в жизни – когда их крестят и когда их отпевают. Причем оба раза их туда приносят.
Само по себе отпевание – это ходатайство Церкви за свое усопшее чадо перед Богом, чтобы Господь посмотрел на его добрые дела, простил ему грехи и, если на то была воля человека, спас его душу. Ведь только если человек по дарованной ему Богом свободе воли хочет спасения, Господь старается ему это спасение даровать.
Вот как раз в чине отпевания Церковь максимально об этом ходатайствует, ведь для усопшего начинается важнейшее время – он будет давать отчет Богу за все, что совершил в земной жизни.
Есть еще один очень важный момент, о котором необходимо сказать. В конце отпевания священник читает разрешительную молитву. Затем, после прощания собравшихся с усопшим, тело предается земле. И многим людям порой даже не столь важно само отпевание, как необходимость совершить предание земле, получить освященную землю.
А что такое предание земле? До революции у каждого храма были свои прихожане. Как правило, настоятель знал их всех. Когда кто-то из них умирал, священник сопровождал гроб с телом покойного до места его упокоения. В тот момент, когда гроб опускали в могилу, священник первым бросал туда горсть земли со словами «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». После революции любые действия вне храма священнику были запрещены. Он чисто физически уже не мог проводить усопшего до могилы. Поэтому то, что ему было предписано делать на кладбище, он делал во время отпевания в храме.
Так что никакого особого статуса у этой освященной земли на самом деле нет. Это просто очередное напоминание о том, что человек сотворен из земли и в эту землю уходит.