Елену Викторовну Морозову смело можно назвать человеком увлеченным. Увлеченным творчеством и своей работой. Причем в ее случае одно неразрывно связано с другим. Она учитель технологии в школе №36, где работает без малого три десятка лет.
Детство – время творчества
Все мы родом из детства. И у многих будущие профессии берут свое начало из тех интересов, которые зарождались в первые годы жизни. Вот и Елена Викторовна, рассказывая о своих увлечениях, говорит, что очень любила заниматься рукоделием, кроить, шить, что-то мастерить. Изготовленные собственными руками вещи помогали девочке выглядеть немного иначе, чем ее сверстницы. Со временем будущий педагог поняла, что своими навыками, знаниями, творческой энергией она может поделиться с другими. Стало очевидным, что поможет ей в этом профессия учителя.
«После окончания 11-й школы г. Тамбова поступила в наше педагогическое училище №2, на учителя труда, изобразительного искусства и черчения. Я до сих пор благодарна педагогам, которые с нами работали. Они вложили в нас не только знания, практический опыт, но и по-настоящему заразили творчеством, видением прекрасного», – рассказывает Елена Морозова.
Труд и технология
Первым и единственным до сих пор местом работы дипломированной выпускницы педучилища стала школа №36. Сюда Елена Викторовна пришла вести труды 29 лет назад. Вспоминая то время, педагог говорит о более тесном взаимодействии учителя и ученика:
«В то время уроки труда были хороши тем, что учитель помогал детям освоить навыки самых необходимых жизненных аспектов. Девочки учились готовить. Мы с ними шили, кроили. Мальчики мастерили в столярке. Учитель помогал приобрести детям, с одной стороны, простые, но, с другой, такие важные знания и умения».
А потом в школьном расписании появились уроки технологии. Безусловно, жизнь не стоит на месте, содержание образовательного процесса требует обновлений, дополнений, корректировки. В 2015 году Елена Морозова входила в состав рабочей группы по апробации рабочих материалов и примерной образовательной программы предметной области технология в общеобразовательных организациях Тамбовской области. Многое в содержании предмета осталось от прежних трудов. И, пожалуй, главное – профориентационный момент. Занятия в рамках технологии, уже в средней школе, кому-то из детей помогают определиться с выбором будущей профессии. Поэтому здесь очень многое зависит от педагога: как он увлечет ребенка тем или иным процессом, как донесет до него материал, направит на пути исполнения задания.
«На своих уроках, и прежде, и сейчас, развиваю не только творческие, исследовательские, но и проектные способности детей. Многие из учеников сами дают идеи для своих проектов. Мы активно участвуем с ними в конкурсах муниципального, регионального и даже всероссийского уровня. Мои воспитанники – их призеры и победители», – с гордостью о своих учениках рассказывает Елена Морозова.
Учитель и ученики
В 2019 году ученица школы №36 София Семина вышла в заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету технология. Ее коллекция школьной формы, над которой она трудилась под руководством Елены Викторовны, позволила ей стать призером этого состязания. Более того, уже через два года София повторила свой результат. Одиннадцатиклассница представила коллекцию женской одежды, над которой ей также помогала работать Елена Викторовна. Сегодня София Семина студентка 4 курса Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна факультета «Институт дизайна костюма».
«Мои ученики в какой-то степени претворяют в жизнь не реализованные мной планы и задумки. Я рада за них, и они до сих пор делятся со мной своими успехами, планами, идеями», – говорит Елена Морозова.
Труд. Перезагрузка
С этого года Елена Викторовна вновь ведет предмет, с которого она почти 30 лет назад начинала свою профессиональную деятельность, – труд. По словам педагога, нынешнее наполнение новой и в то же время старой дисциплины позволяет охарактеризовать ее как высокотехнологичный предмет.
«Он будет состоять из нескольких образовательных модулей и знакомить учащихся с такими технологиями, как компьютерное черчение, 3D-моделирование, прототипирование, технологии производства в области обработки материалов, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления, технологии электротехники и электроэнергетики, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов. Это заметно расширяет границы профориентационной работы, которую по-прежнему мы преследуем в данном предмете. Главное, у детей есть интерес к введенным новшествам», – рассказывает учитель.
Когда работа – отдых
Но какие бы перемены ни происходили в рамках образовательной трансформации урока труда, детвора по-прежнему тяготеет к традиционным направлениям – рукоделию, кройке и шитью. Елена Викторовна охотно занимается с ребятами в рамках работы кружка «Лоскутная мозаика». На дополнительных занятиях ученики 5-7 классов активно готовятся к конкурсам и олимпиадам.
«Я вижу много одаренных и заинтересованных в моем предмете детей. Стараюсь сделать все, чтобы их интерес к выбранному занятию только рос. Иногда некоторым воспитанникам сложно сформулировать свои мысли по проекту, какой продукт они хотят получить. Но делают они все быстро. Я не останавливаю их, лишь направляю в работе. Главное, чему учу ребят, – надо рассчитывать свои силы и доводить начатое дело до конца. Труд – это, прежде всего, усидчивость», – говорит Елена Морозова.
Что же касается профессионального труда самой Елены Викторовны, он по достоинству оценен. Кроме прочих наград, учитель отмечена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. А вообще педагог признается, что от работы не устает:
«Моя работа – это моя жизнь. Считаю большой удачей своей жизни, что в свое время выбрала профессию именно учителя труда, потому что в нем совместилась и трудовая деятельность, и мои увлечения, а потому работая я отдыхаю. Мне приятно и комфортно преподавать в моей родной 36-й школе. Сегодня на моих уроках уже сидят дети моих первых учащихся. И мы продолжаем трудиться».