Оживить древнегреческую статую, сделать видео из фотографии, поменять на фото фон, одежду, образ, цвет волос теперь можно с помощью пары кликов. Такие возможности дал людям искусственный интеллект.
Белая кошечка
Нейросети распространились по всему миру. Они работают платно и бесплатно в социальных сетях, на сайтах, в мессенджерах и приложениях. В основном они служат одним из способов развлечения. Однако некоторые продвинутые пользователи интернета уже научились создавать с их помощью уникальный контент. К примеру, Олег Котельников и Надежда Вахлис из Тамбова с помощью ИИ анимируют детские сказки. Их написанием Надежда Вахлис увлекается уже несколько лет.
— У меня папа был удивительным рассказчиком. Когда он в детстве рассказывал истории, даже соседи приходили послушать. Я около пяти лет работала в детском саду, и поэтому мне хочется писать для детей. Главная героиня моих сказок – белая кошечка по имени Эль. С ней происходят разные ситуации, в том числе поучительные. Хочется в игровой форме объяснить детям, что хорошо, а что плохо, — рассказывает Надежда Вахлис.
Образ кошечки Эль – образ принцессы, которая во сне видела себя яркой белой звездочкой и могла исполнять желания тех, кто спит и видит сны.
За последние полгода нейросети развились до такой степени, что у пользователей появилась возможность создавать видеоанимацию. Пока истории о кошечке-принцессе длятся около двух минут. Они короткие и поучительные. По словам Олега Котельникова, цвет Эль выбран не случайно – он символизирует чистоту и искренность.
— Все начинается с детей. Сегодня в обществе много злости, поэтому хочется нести в мир что-то доброе и с помощью мультфильмов с детства воспитывать в людях доброту, — рассказал Олег Котельников.
С новыми технологиями он всегда был «на ты». Освоил фото- и видеомонтаж, а когда появилась первая нейросеть, сразу стал заниматься работой в ней. Сердце нейросети – ее модель, которая содержит около четырех миллиардов картинок в высоком качестве. При этом модели нейросетей периодически обновляются. Сейчас на канале семьи более 200 видео, сгенерированных искусственным интеллектом.
— Сегодня нейросети могут все, даже писать музыку, тексты песен к ней, припевы. На основе записи голоса нейросеть может петь. По сути в перспективе нейросети могут заменить почти всех творческих работников, многие художники уже потеряли работу из-за развития искусственного интеллекта. Это грустно, но это прогресс и его последствия. Когда появился трактор, стало легче пахать поля, и для этого требовалось меньше людей. С нейросетями то же самое. Будущее уже наступило, мы в нем живем, и востребованными будут те, кто быстро освоит работу с нейросетями. Это очень перспективное направление, — считает Олег Котельников.
Пока технологии не позволяют сгенерировать полноценную сказку, поэтому видео о кошечке Эль короткие, но, по словам Олега, возможно, уже через полгода появятся обновления, с помощью которых можно будет сделать истории более длинными, а видеоряд — более разнообразным.
Пикассо и Дали
Чтобы качественно работать с нейросетями, нужно уметь пользоваться программами по коррекции фото, видеомонтажу. Сами по себе нейросети просты в использовании, с тем, чтобы их освоить, справится даже ребенок, но для серьезных проектов одного желания мало. Пока обращению с ИИ никто официально не учит, а лидером по выпуску программ искусственного интеллекта являются США и Китай.
— Я создал две модели для нейросети. Это модель «Пикассо» и модель «Сальвадор Дали». Они работают так, будто великие художники ожили и продолжают творить, но уже внутри нейросети с помощью искусственного интеллекта. Это уникальные модели, — признается Котельников.
Сейчас у Олега и Надежды есть идея провести в Тамбове выставку нейронного искусства. Они хотят посвятить ее теме специальной военной операции.
Немного истории
До нейросетей существовали первые наработки в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Сама концепция нейросети начала формироваться еще в сороковых-пятидесятых годах прошлого века. Тогда исследователи пытались создать машину, которая могла бы имитировать функции человеческого мозга.
В 1943 году Уоррен Мак-Каллок и Уолтер Питтс предложили математическую модель нейрона, а уже в конце пятидесятых Фрэнк Розенблатт представил персептрон. Именно его можно назвать первой практической реализацией нейросети. Его работа основана на распознавании картинок. Ближе к концу XX века исследователи добились большого прогресса. Был разработан «Метод обратного распространения ошибки» и нелинейные функции активации. Они позволяют сети моделировать сложные взаимосвязи.
В нулевых появились первые графические модели нейросетей, но абсолютным прорывом стали нейросети, способные генерировать изображения на основе заданной словами задачи. Помимо этого, они могут писать музыку и создавать видео.