Выпускники этого года уже начинают сдавать экзамены. Стартовал досрочный период для тех, кто в утвержденные для сдачи дни по уважительным причинам не сможет этого сделать. Волнение и у детей, и у родителей присутствует, и немалое.
На высшем уровне
Тема со сдачей выпускных экзаменов, особенно ЕГЭ, в последние годы будоражит сознание всех, кто имеет к ней самое прямое отношение. Дошло даже до Президента, который затронул ее в своем Послании. Владимир Путин подчеркнул, что механизм ЕГЭ должен совершенствоваться, так как он «по-прежнему вызывает общественную дискуссию». Российский лидер акцентировал внимание на том, что учебная нагрузка на детей должна быть разумной и сбалансированной. Президент также попросил разобраться с проблемой, когда школьная программа и вопросы на экзаменах отличаются, и родители вынуждены нанимать для детей репетиторов. Глава государства предложил разрешить выпускнику пересдачу ЕГЭ по одному из предметов по выбору до поступления в вуз.
Так ли страшен ЕГЭ, как его представляют? Когда нужно начинать подготовку к экзаменам, чтобы получить заветные баллы? Достаточно ли для этого только уроков школьной программы или без репетиторов, онлайн-школ и дополнительной нагрузки не обойтись? В поисках ответов на эти и другие вопросы мы пригласили к обсуждению наших сегодняшних экспертов и героев.
На пути к цели
Ярослав – десятиклассник. Учится в классе естественно-научного профиля. До ЕГЭ еще год, но в то же время за плечами отличный опыт подготовки к экзаменам в девятом классе. Химией и биологией увлекся практически с первых лет, как только предметы появились в школьной программе. Понимание, что именно с ними будет связана будущая профессия, пришло в восьмом-девятом
классах.
«К экзаменам я готовился самостоятельно. В начале девятого класса составил план подготовки, кстати, это все доступно в Интернете. Школьную программу усиливал образовательными уроками онлайн, дополнительными занятиями в школе. Участвовал в олимпиадах разного уровня и делаю это до сих пор, – рассказывает юноша. – В десятом классе работа продолжилась. Из общеобразовательной школы перешел в профильную, где часов химии и биологии больше, преподаватели – эксперты в области подготовки к ЕГЭ. Мы практически с 1 сентября открыли тренажеры для единого госэкзамена на этот год и приступили к выполнению заданий. Нагрузки большие, но когда есть цель сдать экзамены на высокие баллы, надо работать. Иначе никак».
Переменчивый ЕГЭ
Довольно часто одной из главных претензий со стороны родителей и детей в адрес составителей заданий ЕГЭ является их несоответствие школьной программе. Отсюда многочисленные разговоры, жалобы на то, что в школе необходимую базу не дают, приходится тратить деньги на репетиторов, платные онлайн-курсы и так далее. У одних средства на это есть, кто-то позволить себе услуги подобного рода не может. Проблема уже озвучена на самом высоком уровне.
Учитель химии Наталия Сай подготовила десять учеников, сдавших ЕГЭ по химии на 100 баллов, и десятки высокобалльников. За всеми нововведениями и изменениями в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по химии она следит, что называется, в режиме реального времени.
«Сейчас школьная программа достаточно близко лежит к той плоскости, которая необходима для подготовки к ЕГЭ. Я не буду лукавить, если скажу, что просто изучать химию в рамках школьной программы будет достаточно для сдачи ЕГЭ на высокие баллы. Но опять же здесь все индивидуально, многое зависит от учебного заведения, которое для своего ребенка выбирают родители», – говорит учитель с более чем тридцатилетним стажем.
Задания ЕГЭ периодически меняются. Но это нормально, считает Наталия Сай:
«Когда разработчики единого госэкзамена видят, что задания выполняются на 80 процентов, очевидно, что они не разделяют детей с высоким уровнем подготовки, хорошим и низким. Задания усложняют. И новые варианты позволяют выявить детей одаренных, с высоким уровнем знаний, чтобы они получили преимущественное право при поступлении в вузы. А вот для того, чтобы получить высокие баллы, надо готовиться, и подготовка эта должна быть всеобъемлющей».
Составляющие успеха
По мнению Наталии Станиславовны, для успешной сдачи ЕГЭ ребенку необходима ранняя профориентация. Сделать это очень непросто. Но это важно, поскольку в девятом
классе надо выбирать те профильные предметы, которые школьник будет сдавать в одиннадцатом.
«Система образования сегодня создает максимальные условия для ранней профилизации детей. Это та же программа «Профессия в деталях». Школьники знакомятся с разными специальностями и «примеряют» их на себя. В результате многие понимают, где бы они хотели работать в дальнейшем и кем. Им проще выбрать предметы для сдачи ОГЭ. В будущем набранный ими объем знаний для сдачи экзаменов по профильным предметам станет основой для подготовки к ЕГЭ», – говорит Наталия Сай.
В числе наиболее распространенных ошибок со стороны родителей, по мнению педагога, является их страх перед сменой образовательного учреждения.
«Многие не хотят после девятого класса расставаться с привычной школой рядом с домом, ставшими родными за эти годы учителями, одноклассниками. Но как быть, если учебным планом нужные вам предметы даются в объеме один-два часа? Родители считают, что восполнят пробел занятиями с репетитором. Но это не панацея. Учиться надо в школе, репетитор может быть только в помощь. Причем детям с высоким уровнем подготовки, тем, кто умеет работать самостоятельно, он не нужен вообще, только помешает. Нужна профильная школа, лицей, гимназия. И такие в городе есть. Да, в них идет отбор, но пройти его можно. Не стоит бояться сменить школу, надо идти в профильный класс и получать знания», – продолжает Наталия Сай.
Наконец, третий момент, на котором акцентирует внимание учитель. Возможно, у ребенка есть определенные пробелы в знаниях, надо подтянуться. Это могут быть какие-то онлайн-ресурсы, дополнительные занятия в школе, репетиторы. И тут важно обратиться к профессионалам. Порой родители нанимают репетиторов, не соотнося уровень подготовки своего ребенка с тем потенциалом, который есть у специалиста. Среди них могут быть студенты, школьные учителя с опытом и без, преподаватели вузов. Студенты, к примеру, могут отлично знать свой предмет, но не обладать педагогическими данными, чтобы донести знания до подопечного. Плюс далеко не все разбираются в нюансах подготовки именно к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Уровень кандидата наук, возможно, будет неэффективен в отношении ребенка с низким уровнем подготовки.
«На сегодняшний день резервы городской системы образования дают большие возможности выпускникам школ в плане обучения и подготовки к сдаче экзаменов. Да, есть и проблемы, не везде хватает учителей, приходят начинающие, без опыта. Но, повторюсь, все зависит от способностей ребенка, желания учиться, понимания родителей, что для этого нужно: профильная школа, класс, грамотные наставники. Если правильно выстроить образовательный маршрут, результат будет высоким. И примеров тому в нашем городе немало», – свидетельствует Наталия Станиславовна.
Бывалые
У студентки стоматологического факультета мединститута ТГУ имени Г.Р. Державина Анастасии Гребенниковой все волнения, связанные с выпускными экзаменами, уже позади. Готовиться к ЕГЭ начала заранее, не откладывая на последний момент. Настя уверена: для ученика важно попасть к таким преподавателям, которые смогут не только донести до него знания, но и сориентируют на учебном пути.
«Я поступила в профильные классы при Державинском университете и ни капли не пожалела об этом. Здесь очень сильный преподавательский состав, который помог успешно подготовиться к экзаменам. Школьной программы не всегда достаточно для отличной сдачи ЕГЭ. Лично мне понадобились знания за ее пределами. Их я получила, в том числе, на занятиях с репетиторами. Услугами онлайн-школ не пользовалась», – рассказывает Анастасия Гребенникова.
Студент мединститута Державинского Георгий Зотов согласен с ней и отмечает, что готовиться к ЕГЭ нужно задолго до одиннадцатого класса. Здесь важно все: собственное желание, профильное образовательное учреждение, сильный педагогический состав, репетиторы и различные образовательные ресурсы.
«У меня все это было, и результатами ЕГЭ в целом я доволен. Единственное – рассчитывал чуть больше баллов получить по русскому языку. Тем не менее затраченные силы и средства на подготовку к сдаче экзаменов позволили мне поступить на бюджетное место в выбранный мною вуз, – делится Георгий Зотов. – Нынешним выпускникам я бы рекомендовал все-таки постараться перебороть волнение во время сдачи ЕГЭ. Ну а сейчас, когда у большинства идет активная пора прорешивания типовых заданий, необходимо чередовать активную мозговую деятельность с отдыхом».
Проверено на родителях
В конце марта родители тамбовских старшеклассников стали участниками всероссийской акции «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями». Взрослые могли в полной мере почувствовать на себе атмосферу сдачи единого государственного экзамена. Одним из пунктов проведения акции стала гимназия №12 имени Г.Р. Державина, где мамы и папы сдавали экзамен по истории. В течение почти часа 30 родителей прорешивали задания из контрольных измерительных материалов. Из 21 задания им было предложено справиться с девятью вопросами.
По словам руководителя центра экспертизы образовательной деятельности Олега Мексичева, «родительский ЕГЭ» позволяет взрослым побыть на месте своих детей, психологически подготовиться к сдаче экзамена. Выбор же предмета обусловлен тем, что по статистике около четверти выпускников для поступления в институты выбирают историю.
Процедура сдачи ЕГЭ для родителей была такой же, как и для выпускников: регистрация, рассадка участников, инструктаж, печать и сканирование КИМов в пункте проведения экзамена. При себе родителям нужно было иметь паспорт и гелевую или капиллярную ручку с черными чернилами. Свои результаты участники ЕГЭ смогли узнать сразу по окончании мероприятия. По информации из центра экспертизы образовательной деятельности, у большинства родителей положительные итоги.
Среди экзаменующихся была и председатель комитета образования администрации Тамбова Ирина Васильева.
«Задания трудные. Но порадовало то, что темы охватывают практически все основные периоды отечественной истории — от момента образования нашего государства до СВО. Некоторые вопросы вызвали желание подумать и перечитать отдельную литературу. Что касается самой акции, то организаторы максимально подробно и доступно объяснили родителям все правила проведения экзамена, его технические особенности. Уверена, что подобное погружение взрослых в атмосферу, в которой скоро окажутся выпускники, важно для всех. Родители должны понимать, что испытывает их ребенок во время экзамена, чтобы помочь ему справиться с напряжением», – поделилась мнением Ирина Васильева.
Дочь Наталии Комбаровой Лиза в этом году заканчивает 7-ю гимназию. Впереди ЕГЭ. Из наиболее сложных предметов для сдачи – физика и профильная математика. Мама, безусловно, переживает за дочку. Сегодня на экзамене для родителей Наталия хотя бы частично ощутила то, что предстоит испытать дочери уже совсем скоро.
«Волнение, естественно, присутствовало. Очень хорошо, что мы пришли заранее. Было время для того, чтобы немного успокоиться и включиться в рабочий процесс. Он довольно понятный. Для меня это очень полезный опыт. Я сейчас понимаю, что все знания, которые мой ребенок мог получить, уже в его голове. Одной из составляющих успешной сдачи экзамена будет тот факт, насколько спокойно ты зайдешь в аудиторию и покажешь свой уровень подготовки», – сказала мама одиннадцатиклассницы.
Слово эксперту
Можно ли между содержанием ЕГЭ (ОГЭ) и школьной программой поставить знак равенства, отвечает и.о. начальника отдела оценки качества образования и государственной итоговой аттестации министерства образования и науки Тамбовской области Светлана Тонина.
«При проведении ЕГЭ и ОГЭ используются контрольно-измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Они разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. Задания в контрольно-измерительных материалах по каждому учебному предмету разрабатывает Федеральный институт педагогических измерений с учетом освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования. Варианты КИМ, которые выпускники получают на экзамене, соответствуют школьной программе».
На Ваш взгляд, дает ли ребенку преимущество в сдаче экзаменов по отдельным предметам обучение в классах с их углубленным изучением?
«Ученики профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов наряду с качественным общим средним образованием получают соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов. Выпускники этих классов выбирают для сдачи на ЕГЭ предметы, необходимые для поступления в вузы, и сдают их на высокие баллы».
Треть старшеклассников при подготовке к экзаменам пользуется услугами репетиторов. Как Вам кажется, о чем могут говорить эти цифры?
«Сейчас существует огромное количество возможностей для подготовки как к ОГЭ, так и к ЕГЭ. Это и онлайн-школы, и всевозможные курсы, и образовательные платформы. Министерство просвещения РФ, Рособрнадзор, министерство образования и науки Тамбовской области рекомендуют выпускникам использовать для самостоятельной подготовки официальный сайт ФИПИ, на котором публикуются материалы для самостоятельной подготовки выпускников девятых и одиннадцатых классов по всем предметам. Найти их можно в разделе «Навигатор подготовки». Также на сайте можно получить всю актуальную информацию об экзаменах и узнать важные новости. Как готовиться к экзамену: с помощью различных информационных ресурсов или самостоятельно, – каждый выпускник выбирает сам».
Репетиторская история
Екатерина Владимировна занимается репетиторством уже более двадцати лет. Помогает детям в освоении английского и немецкого языков. В числе ее подопечных дети разного уровня: от дошкольников до старшеклассников-выпускников.
«В основном родители обращаются за помощью к репетитору, когда понимают, что у детей очевидны пробелы в знаниях или есть потребность уделить больше внимания предмету, который в перспективе будет необходим для их будущей профессии. Они рассматривают это как своего рода инвестиции в будущее», – объясняет причину обращений к ней за услугами образовательного характера Екатерина Владимировна.
По словам репетитора, главной трудностью в учебе тех детей, с которыми она работает, является самоорганизация. Детям нужно успевать делать все: школьную домашнюю работу, дополнительные задания репетитора, плюс куча кружков и секций.
«Английский язык – предмет специфический, нельзя за один год подняться с базового уровня до продвинутого, так как нужно усвоить много аспектов», – продолжает собеседница.
Екатерина Владимировна уверена в том, что родители, которые обращаются к ней как к репетитору, – это очень ответственные люди:
«Они заботливые, стараются помочь своим детям стать лучше, создают условия для всестороннего развития. Они готовы контролировать ребенка в учебе, но им просто не хватает профессиональных знаний английского, поэтому они и приводят ко мне своих детей. Назвать в каких-то случаях перестраховкой обращение к репетитору, считает Екатерина Владимировна, нельзя, потому что далеко не во всех общеобразовательных школах дается тот уровень знаний по иностранным языкам, который устраивал бы родителей, и они, понимая это, берут дополнительные уроки».
Таких детей, которым не нужен репетитор по иностранному языку, нет, уверена Екатерина Владимировна. И вот почему:
«В силу специфики этого предмета его можно изучать на разных уровнях. Если ребенок усвоил школьную программу, то мы двигаемся дальше: изучаем английскую литературу, выполняем творческие упражнения, задания дискуссионного характера. Мы никогда не стоим на месте. И если выполнили все задания, доступные уровню ребенка, то начинаем читать книги английских писателей, смотрим обучающие видео на английском, делаем многое другое».
Что касается динамики обращений к репетитору по подготовке к экзаменам, то у Екатерины Владимировны она долгое время остается статичной:
«Количество детей, сдающих экзамены по иностранному языку, не меняется год от года. Ведь традиционно всего несколько человек из класса решаются сдавать ЕГЭ по английскому. Он очень сложен, включает в себя две части и сдается в два этапа. На устной части экзаменуемый должен выполнить четыре задания, включая чтение, продемонстрировать умение задавать вопросы, пройти интервью, а также выразить мнение по проблемной теме. А в письменной части ученика ждут аудирование, чтение, грамматика, лексика и письменное высказывание».
Индивидуальная работа всегда эффективнее групповой, и поэтому репетиторство останется востребованным, уверенно говорит Екатерина Владимировна.