В этом году одна из старейших школ Тамбова отмечает юбилей. Ее история началась с решения статского советника Михаила Тимофеевича Попова на собственные деньги основать частную гимназию. Название он ей дал «Питиримовская». Сегодня 7-я гимназия – это 848 учеников и 60 педагогов. С 2009 года директор гимназии – Вера Николаевна Епифанова.
ВСПОМИНАЯ ИСТОРИЮ
Вернуться в родные стены спустя четыре года после выпуска было приятно. Все напоминало о беззаботном времени, проведенном здесь. Поднимаясь по лестнице, подумала: интересно, сколько детей прошли по этим ступеням за 120 лет? Несмотря на то что у ребят каникулы, работа педагогов кипит безостановочно. Первое, на что обращаешь внимание, заходя в кабинет директора, – большая красная книга.
– Здесь – вся история гимназии с 1922 года. Мы эту книгу обнаружили в школе в 2009 году, восстановили ее и переплели, – рассказывает Вера Николаевна Епифанова.
Листая страницы, понимаю: у меня в руках – драгоценная шкатулка с информацией, которую школа бережно хранит, пополняя новыми воспоминаниями.
– Наша гимназия – целая эпоха. Хочется, чтобы она никогда не заканчивалась и школа выпустила еще не одно поколение учеников, – говорит Вера Николаевна.
Конечно, самое важное в любом учебном заведении – дети и педагоги.
– В 1967 году в школе был уникальный выпуск. Ребята тогда учились по особой программе – с преподаванием отдельных предметов на французском языке, – показывает фотографию класса директор.

НАЗАД В БУДУЩЕЕ
Гимназия активно поддерживает связь с выпускниками. Многие из них переехали в другие города, нашли себя в жизни, но не забывают о родной школе. Один из таких выпускников – Алексей Красов. Сейчас он оканчивает бакалавриат факультета журналистики Российского государственного гуманитарного университета и работает выпускающим редактором СММ-отдела в «Известиях». Рассказывает, что путь к профессии журналиста был непростым: варил кофе возле Новой Третьяковки на Крымском валу, резал дверные проемы на открытой парковке, занимался другим физическим трудом. А вот школьные времена оставили приятные воспоминания.
– В гимназию пришел в пятом классе — до этого учился в Мичуринске. Там тоже было хорошо, но когда попал в наше шикарное здание, мир перевернулся. Для меня это было, словно попасть в Сорбонну, – вспоминает Алексей.
– Больше всего запомнились, как это обычно бывает, не учебные моменты. Помню неповторимое чувство свободы, когда с уроков забирали дежурить в столовую. Всегда соглашался и друзей подначивал. Как-то, когда уже «обжились» и почувствовали себя как дома — это был одиннадцатый класс, — принесли в школу кусок лежачего полицейского. У нас его забрал завхоз, а потом мы обнаружили «артефакт» в качестве подставки под штырь для оградительной ленты. В общем, даже с пользой дурачились.
Алексей рассказывает, что любимым предметом в школе был русский язык.
– Даже не литература. На литературе мне из-за специфики школьного образования не хватало свободы. А вот русский был, несмотря на всю сложность, интересным. На этих уроках приятно попытаться сделать какой-нибудь вывод раньше педагога. А любимый учитель у меня, что логично, Ирина Валентиновна Горелкина. Она с нами была, кажется, постоянно и относилась к нашей учебе очень ответственно. Чувствовалось: учит нас не просто потому, что это ее работа, – отмечает выпускник.
СИЛА СЛОВА
Многие говорят, что учитель – не профессия, а призвание. И действительно, учительский огонек порой загорается в человеке задолго до того, как он станет педагогом. Ирина Валентиновна Горелкина рассказывает, что выбрала профессию благодаря своему учителю. Светлана Иннокентьевна Лазорина преподавала у нее русский язык и литературу с четвертого по одиннадцатый класс.
– Достаточно было одного урока, чтобы влюбиться в профессию. Уже в четвертом классе я была уверена, что стану учителем русского языка и литературы, – вспоминает Ирина Валентиновна.
Педагог отмечает: важная часть успешного преподавания – хороший контакт с детьми.
– Мне важно слышать ребят. Новое поколение интерпретирует каждое классическое произведение по-своему. Дети подмечают такие детали, которые не всегда можно заметить, и мне очень интересно обсуждать их с учениками, – говорит Ирина Валентиновна.
– Возможно ли заинтересовать ребенка уроками литературы, если у него нет желания учиться и читать?
– Очень многие сейчас ограничиваются прочтением краткого содержания произведения. Дети знают, что один из моих любимых видов проверочных работ – самостоятельное задание на знание текста и деталей. В кратком изложении такой информации, конечно, не будет, и им приходится читать книги целиком. Часто мы начинаем обсуждать произведения во время урока. Даю ученикам полную свободу выражать свои мысли, и каждому хочется высказать свое мнение. А те, кто не прочитал произведение, не понимают, о чем речь, и не могут поддержать диалог. Как правило, к следующему уроку те, кто не был готов, прочитывают книгу, чтобы поучаствовать в беседе, – рассказывает педагог.
Про своего выпускника Алексея Красова Ирина Валентиновна вспоминает с улыбкой. Говорит, что запоминающихся моментов, связанных с ним, много.
– Он всегда был готов к уроку. Насколько мальчик одарен, мне было понятно не сразу: с пятого по седьмой класс Леша не раскрывался. А в восьмом на одном из уроков спросил: «Можно Вам покажу свои стихи?». Конечно, я посмотрела. Тексты были оригинальными и необычными. Поняла, что у него очень сложное видение этого мира, – отмечает Ирина Валентиновна.
Учитель говорит, что выпускники активно с ней общаются: присылают фотографии, видео,
рассказывают о том, где побывали, какие литературные мероприятия посетили.
120 – ТОЛЬКО НАЧАЛО
На юбилее гимназии, который официально отметили 26 ноября, присутствовали председатель Тамбовской городской Думы Константин Кутейников, министр образования и науки области Татьяна Котельникова, заместитель главы администрации города Наталия Полунина.
– Самая большая ценность – учебные заведения, которые появились в сложные для страны периоды. Гимназия №7 относится к тем учреждениям, где свято хранят и помнят имена ветеранов, выпускников, чтят и соблюдают многолетние традиции, – отметила министр образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова.
Юбилей – не просто цифры, а связь поколений, которая поддерживает и создает традиции, перенимает опыт предков. Гимназия готовит достойное будущее нашего региона и всей страны.




