Тамбовский художник Александр Беляев считает делом своей жизни преподавание

Недавно педагог отметил свое 70-летие.

С Александром Сергеевичем Беляевым, членом Международного союза педагогов-художников, преподавателем Детской художественной школы прикладного и декоративного искусства имени Поленова, мне много раз случалось видеться на художественных выставках и даже беседовать. Всегда ловила себя на мысли о том, что у него подлинно великорусская внешность: голубые глаза, в которых притаились задоринки, и открытое, доброе лицо. Это говорят корни. Александр Сергеевич родом из деревни Андреевка Сампурского района Тамбовской области. Седьмой из восьми детей в семье.

Недавно мастер встретил свое 70-летие. И это замечательный повод узнать, чем художник дышит, с каким посылом идет к детям.

ВЛАСТЬ ТАЛАНТА

Профессия выбрала человека – это случай Александра Беляева. В детстве он и не думал возиться с красками, а тем более преподавать. Художника прозорливо определила в нем первая учительница Мария Никитична Анфимова. А он мечтал, как многие мальчишки тех лет, стать водителем – получить права и уехать на целину. Но рисовать рисовал, любил лепить из пластилина. Мини-скульптуры даже в Москву отправляли на конкурс, и отзыв оттуда пришел положительный. Однажды в своей школе на уроке ИЗО мальчик пережил настоящий звездный час.

«Учительница поставила чучело голубя, я его цветными карандашами нарисовал, – вспоминает Александр Сергеевич. – Все заахали. Начали просить: нарисуй нам. Почти весь класс одарил. И правда, удачно передал образ».

Родные просторы
Родные просторы

Талант проявился нежданно-негаданно: не было в ближайших поколениях художников. Разве что неведомый дядя, о котором упоминала бабушка, хорошо рисовал.

После школы Беляев пробовал поступить в военное училище, но – не судьба.  А там чисто случайно попалось на глаза второе педучилище: проезжали мимо.

«Зять, муж сестры, говорит: «Ты же рисуешь», – рассказывает Александр Сергеевич. – Зашли, с директором поговорили. Потом привез рисунки, преподаватели посмотрели и приняли меня на художественно-графическое отделение».

С тех пор уже не расставался с мольбертом и красками. Перерыв был только на службу в армии. Более того, углубился в профессию, получив специальность учителя рисования и черчения в Курском государственном педагогическом институте.

После учебы пошел… на завод. На Тамбовполимермаш. Но по специальности: художником-оформителем и художником театра на тот момент заводского ДК «Юбилейный». Со временем пришлось даже его возглавить. Административное дело не пришлось по душе, и на предложение перейти обычным педагогом в родное педучилище откликнулся с радостью.

А потом пришли 90-е. Эти цифры говорят старшему поколению о многом. Время перестройки. Здание мощного советского государства рассыпалось вдребезги. Экономические проблемы, безработица, смена идеалов. Пока страна балансировала в поисках себя, народ приспосабливался, выживал как мог. Александр Сергеевич остался верен профессии, хотя она и приобрела оттенок коммерческой: работал художником по рекламе центра «Неон», занимался деревообработкой.

Красота – в глазах смотрящего
Красота – в глазах смотрящего

ШКОЛА – ЖИЗНЬ

Но 90-е – это и новые надежды, в первую очередь, на свободу и обновление. Появилось много новых фирм, изданий, учреждений. Одно из них – Детская художественная школа №2.

«Встретил знакомую, она сказала, что школа открывается на Южной, – вспоминает педагог. – Я пришел, меня записали кандидатом и с ноября уже пригласили работать. Школа как понравилась, затянула, так до сих пор и не отпускает».

На этом месте Александр Сергеевич нашел себя. С 1992 года ставит ребятам руку, открывает секреты живописи и рисунка, передает многовековой опыт изобразительного искусства. В этом, по его мнению, высокая миссия:

«Очень важно не потерять академические основы, русские традиции. Освоить их должен каждый художник, а уж потом развивать свой стиль. Если мы сохраним классическую школу, это многое может дать России».

Не столько личное творчество, сколько педагогика стала главным делом жизни нашего героя.

«С детьми работать интересно. От общения с ними молодеешь душой, стараешься быть активнее, – улыбается педагог. – Показываешь ребенку, когда он еще не очень грамотный, что и как делать, и он начинает схватывать. Посеянные зерна прорастают. Я прошу ребят сохранять первые работы, чтобы потом сравнить и увидеть, как выросли. Приходят и одаренные дети, которые сразу раскрываются. Есть слабее, но порой они за счет своего понимания, трудолюбия, умения учиться обгоняют таланты. Но для всех бесспорно одно: надо работать, работать и работать. Теперь детки у нас посложнее стали. Некоторые почти не знакомы с дисциплиной, не сдержанны на язык. Огорчает то, что мало читают. О сказках с первым классом говорим, называют только две – «Колобок» и «Репка». Пушкина, правда, знают. Но больше мультики. Так что знакомим ребят с русской культурой».

Александр Беляев виртуозно раскрывает красоту обыденности
Александр Беляев виртуозно раскрывает красоту обыденности

ТРИДЦАТЬ ТРИ

Авторитетом в профессии для Александра Сергеевича стали Петр Чистяков, Константин Савицкий, Борис Неменский, больше даже не как мастера живописи, а как педагоги. Навсегда запомнил и уроки вузовского преподавателя Василия Ивановича Ерофеева, который говорил, что начинать обучение надо с самого простого, потом усложнять, и если сразу не получается, не опускать руки, идти дальше. За годы работы убедился, что надо постоянно учиться, совершенствоваться, обмениваться опытом с коллегами. Свои наработки Александр Беляев передает в научных статьях по методике преподавания детям  живописи, рисунка, ИЗО в школе.

Педагогика накладывает обязанность быть ориентиром для молодого поколения. Так что приходится придерживаться примерного поведения, как будто за это выставят баллы. Хотя тут дело обстоит серьезнее: оценка ребенком своего учителя – залог доверия и одна из слагаемых воспитания.

«Преподаватель должен взвешивать каждое слово, продумывать каждый шаг, – подчеркивает Александр Сергеевич. – Помню, приехал к себе в деревню в рваных джинсах. Мама говорит: «Разве можно в таких штанах ходить? Ты же в школе работаешь». Говорю: «Сейчас так модно». Потом махнул рукой: здесь оставлю, буду переодеваться, когда приеду. Но мама их порезала на заплатки к фуфайке. Не позволила!»

За 33 года работы в школе Александр Беляев, действительно, стал авторитетом и учителем с большой буквы для многих ребят. Его ученики поступают в художественные училища и академии, работают в общеобразовательных и художественных школах, в том числе в Поленовской. Навыки живописи оказались полезными и тем, кто пошел в другие сферы. А некоторые выпускники приводят уже своих детей. Радость за подопечных и есть самая большая награда за труд.

В образе рыбака на картине «По первому льду» легко узнать автора – Александра Беляева

СОЗЕРЦАНИЕ ЖИЗНИ

Александр Беляев не расстается с художником в себе. Он, шутит педагог, не бунтующий, хотя работать заставляет. Девиз Александра Сергеевича – не позволяй душе лениться. Он убежден, что надо вести активную жизнь, постоянно работать. Лично его держит в тонусе художественная школа. Детям же нужно рассказывать о том, что до тонкости известно самому, и желательно показывать пример. Ловя образы и беря кисть в руки, педагог всегда помнит, что новая работа может стать «учебным пособием».

Масштабных произведений художник не создавал: все-таки сказалось отсутствие личной мастерской. Упор делал на графику, акварель, иногда писал маслом и гуашью. Многие работы разлетелись по городам и странам. Все памятны и дороги. Но есть и любимые. Среди них – портрет жены, пейзаж с церковью Покрова на Нерли, этюды к которому написаны с натуры, и одна из недавних картин «Прерванный обед», где запечатлена реальная история.

«Лиса пыталась поймать ворон, кинулась, а они улетели, – рассказывает художник. – Наблюдал за ними, зарисовать не успел, но запомнил. Этот случай меня затронул. Дома написал картину».

Природа – источник вдохновения

Для Александра Сергеевича природа – почти что святыня. Он не прерывает с ней связи: выезжает на рыбалку и тихую охоту, выбирается на прогулки по Пригородному лесу, по тамбовским паркам, набережной Цны. И родная земля благосклонно вдохновляет на творчество.

«Надо учиться наблюдать природу. Там столько можно найти: в веточках, в листочках полно нюансов! Лишь бы не потерять ее, да и человечность не потерять», – напоминает наш собеседник.

Вот и мечтается о серии работ, посвященных милой сердцу Андреевке, ее красотам, истории, жителям.

На юбилейной выставке (6+), которая с 5 сентября работает в Музейном комплексе «Усадьба Асеевых», можно увидеть ряд пейзажей Александра Беляева. Они пленяют тем, что в каждом мазке сквозит любовь к окружающему миру, что раскрывают красоту обыденности, дышат покоем, надеждой, но и мощью извечного бытия. В них – перелив ощущений, который не под силу создать механическим алгоритмом искусственного интеллекта. В них – созерцание жизни. В них – чуткая русская душа, взлелеянная вольными просторами.