Владимир Иванович Селивёрстов – живой классик русской литературы

Одолённые вёрсты: тамбовский писатель Владимир Селивёрстов отмечает 80-летие

Владимир Иванович Селивёрстов – член Союза писателей России.

РОВЕСНИК ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Владимир Селивёрстов – дитя Великой Победы. Он появился на свет 21 июня 1945 года в Котовске. С самого рождения окружали люди, прошедшие войну. Тружениками тыла были родители Иван Иванович и Ираида Ивановна: и в войну, и в мирное время работали на Котовском пороховом заводе, причем в 1950-х отец занимал пост директора. Искренним собеседником был дядя Николай Иванович – офицер-фронтовик.

«Его на партсобрании выбрали политбойцом, а это самая страшная должность: она обязывала первым подняться в атаку из окопа, – рассказывает Владимир Иванович. – Дядя говорил мне: «Сколько хожу на праздники 9 Мая, кричу: политбойцы есть? Ни разу никто не ответил».

Так что эхо сороковых отдавалось еще очень долго. Но благодаря тем, кто стал живым щитом для будущих поколений, детство выдалось хорошим, хоть и не совсем обычным. Тогда вся жизнь была в спорте. Удалось добиться больших высот в легкой атлетике: на всесоюзной спартакиаде в июне 1964 года в Воронеже Селивёрстов выступал за сборную школьников Тамбовской области. Тогда он стал четвертым по стране, показав результат по прыжкам в длину 6,86 метра. Как знать, не он ли упоминается в «Песне про прыгуна в длину»: «Прыгнул я, как школьник из Тамбова»? На это Владимир Иванович обратил внимание, уже когда писал свою первую книгу «Многоликий Высоцкий». А вот с русским языком, да и с учебой в целом на заре юности дела обстояли из рук вон плохо.

«В шестом-седьмом классах отец даже заставил меня переписать почти всю «Войну и мир» Толстого. Год или полтора занимался», – вспоминает Владимир Иванович.

Родители знали цену слову, цену образованию: у них была богатая библиотека, и читали они упоенно.

Так мимоходом судьба свела будущего писателя с литературой, хотя он и не помышлял о творчестве, представляя себе авторов книг не менее чем небожителями.

За рабочим столом
За рабочим столом

К ВЕРШИНАМ

Селивёрстов нашел себя в милицейской службе. Посты занимал высокие и ответственные. Об оценке работы руководством говорит звание «Лучший следователь Тамбовской области» за 1977 год. На пенсию вышел с должности начальника штаба УВД Тамбовской области.

«Когда снял погоны, оказался в растерянности. Думаю: что дальше? Кто ты? – делится Владимир Иванович. – А я был полнейшим фанатом Высоцкого. Написал о нем книгу. Когда она вышла, была такая радость, такая острота чувств! И неожиданно стал писателем».

Книга, изданная в 1998 году, имела большой успех. Часть тиража закупил музей Владимира Высоцкого в Москве. Последующие произведения печатались в литературном журнале «Подъем». Имя писателя стало известным. Проводниками на литературный олимп, а заодно и самыми строгими своими критиками Владимир Иванович считает трех человек:

«Александра Михайловича Акулинина я назвал бы поводырем. Отцы мои – два воронежских писателя Иван Иванович Евсеенко и Юрий Данилович Гончаров. Юрий Данилович прислал мне хвалебное письмо, где заметил, что мои детективы – это не детективы, это настоящая литература. Получил телеграмму из Москвы по вопросу принятия в Союз писателей России. А я тогда считал себя графоманом».

Это было в 2002 году. Президиум заседал в священном для литераторов месте – Доме Союза писателей, председательствовал на собрании Валентин Распутин.

«Сижу ни жив ни мертв, и мечтать не мог о таком, – признается Владимир Селивёрстов. – Открывается дверь, заходит автор двух Гимнов, почетный председатель Союза писателей навечно Сергей Михалков. Спрашивает: «Кого принимаем?» Распутин: «Селивёрстова, литератора из Тамбова. Подпишите членский билет». Сергей Владимирович взял его, ахнул: сколько напринимали! У меня 5012-й номер билета. Говорит: «За этим столом Горький сидел. У него номер членского билета был 1». Но мой подписал. Была два раза смена документа, а я не меняю».

На эйфорию были лишь мгновения. Следом пришло осознание, сколь высока планка для мастерства, сколь серьезна ответственность перед читателем и перед собратьями по перу.

Библиотека писателя
Библиотека писателя

ТАМБОВСКИЕ ИСТОРИИ

Владимир Селивёрстов большинство своих книг создал на основе истории родного края.

«Очень люблю свою Родину. Мне претит формулировка «малая». Не бывает ни малой, ни большой. Есть просто Родина, – считает писатель. – Городу детства посвятил «Сагу о Котовске». Сейчас живу в Тамбове, и мне дороги старинные кованые крылечки у Нарышкинской читальни, у областной детской библиотеки, у корпуса технического университета, лестницы в здании УВД и медицинского института, Набережная, по которой когда-то каждое утро бегал».

География часто подчеркнута в названии произведений: «Тамбовский детектив», «Державин – правитель тамбовский», «Тамбовский губернатор…». Царских губернаторов сменилось 33, и трудолюбивый автор написал о каждом. Самым значимым своим произведением Владимир Селивёрстов считает роман из этой серии – «Гибель тамбовского триумвирата», за который получил премию имени Е.А. Боратынского.

Романы о былом основаны на архивных документах, дневниках, письмах исторических лиц. Цитаты из них автор исподволь вплетает в канву повествования. Поэтому и в воссозданный образ героя верится «на все сто». Что важно, персонажи разные, со своими характерами, взглядами, привычками, речью.

«Я же следователь, много людей перевидал, тысячи допрашивал. Сразу вижу, что за человек. Опыт жизненный сказывается, – объясняет Владимир Иванович. – В архиве работал. Много интересного открыл. Навсегда запомнился первый указ Державина: подпись его большая, фиолетовыми чернилами. Это было антикоррупционное распоряжение. Когда писал роман «Державин – правитель тамбовский», не расставался со словарем Даля, все четыре тома изучал. Особенно радовался словам, где в скобках пометка – тамб. Значит, тамбовское».

ТОЧНО В ЦЕЛЬ

Скрупулезность – принцип Селивёрстова. Каждое произведение проходит три-четыре «фильтра»: сначала автор пишет по старинке на бумаге, затем переносит текст на компьютер, снова и снова редактирует.

«Для писателя очень важно резать. Где три слова – оставить два, где шесть – три. И слова надо находить точные. Читателя надо зацепить чем-то, несколько штрихов – и впечатление остается», – говорит Владимир Иванович.

Язык Селивёрстова – кладезь. В нем и поговорки, и архаизмы, и забористые выражения, которые не каждый автор отважится пустить в печать. Внимание к деталям пристальное, что делает содержание емким, через конкретику раскрывает полную картину действия, а где-то побуждает углубиться в контекст. Потому среди коллег Владимир Иванович приобрел славу мастера эпизода. Еще одна его сильная сторона – философское осмысление описываемых событий и их места в вечном круговороте жизни.

По собственному признанию, раньше Владимир Иванович черпал сюжеты из жизни. Их давал опыт работы в правоохранительных органах и потом адвокатская практика. Теперь достаточно одной мельком услышанной фразы, чтобы надстроить над ней целый рассказ.

Владимир Иванович Селивёрстов – живой классик русской литературы
Владимир Иванович Селивёрстов – живой классик русской литературы

ФОРМА БЕССМЕРТИЯ

Книги останутся в веках, и будущие читатели смогут обсуждать особенности художественного мира Владимира Селивёрстова. А какой он человек, корифей современной русской литературы? Доброжелательный, мягкая улыбка говорит о любящем весь мир сердце. Тактичный, а с дамами еще и галантный, проницательный, но и открытый. Мудрый, понимающий, чуткий. Известен он и своим гостеприимством: людям искусства памятны Трегуляевские среды на даче Селивёрстова. Неизменно располагают к нему живой ум и тонкое чувство юмора. Нельзя не сказать о выступлениях Владимира Ивановича: читает он с изумительной выразительностью, то ведя плавно, то возвышая голос, расставляя акценты и смысловые паузы. И это поистине завораживает! Ворвавшись в литературу в зрелом возрасте, он успел наверстать все.

Творческому наследию еще пополняться и пополняться. Хотя по книгам уже можно изучать тамбовскую историю и современность, писатель сам заполняет белые пятна в этом масштабном полотне. Совсем недавно вышел из печати сборник «Тамбовский детектив – 4», посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Заканчивается работа над повестью о периоде временного правительства «Комиссар Давыдов» и романом о продолжении государственной службы Г.Р. Державина «Следователь по высочайшему повелению».

«Пастернак однажды сказал: литература – форма моего бессмертия. Я поддерживаю его слова», – резюмирует писатель.