Самая народная служба – об участковых так говорят уже целый век. Точнее не придумаешь. Они первыми приходят на помощь, зная на своем участке если уж не все, то многое. 17 ноября участковые уполномоченные полиции отмечают юбилейную дату: сто лет подразделению.
Как выглядит современный Анискин, и чем так важна работа на земле, узнал наш спецкор.
ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА
Службу участковых кабинетной не назовешь. Вот и в этот раз старший участковый уполномоченный полиции УМВД России по городу Тамбову, старший лейтенант полиции Виктор Чертилин спешит
на профилактический обход. О том, как «работают» мошенники, тамбовчанам рассказывают буквально из каждого утюга, и все равно находятся те, кто верит им и отдает кровно заработанные
деньги.
«Профилактика мошенничества сегодня имеет большое значение, – говорит полицейский. – Однако люди в большинстве случаев хотят заработать легких денег. Якобы, вложив незначительные средства, можно разбогатеть буквально на следующий день. На эмоциях люди переводят разные суммы. Порой доходят до миллиона рублей, а потом бегут в полицию. Во время беседы спрашиваем у потерпевших, знали ли они о мошеннических схемах. Знали, но все равно поверили».
Да и народ у нас по большей части доверчивый, поэтому стражи порядка и работают по схеме: предупрежден – значит, вооружен. Владея информацией, куда проще противостоять обману.
Профилактические беседы – только часть «программы» ежедневного обхода участковых. На особом контроле – те, кто находится на административном учете. Таких на участке Чертилина около двадцати человек.
«Мы занимаемся не только профилактическим обходом, – уточняет Виктор Чертилин. – Проводим, в том числе, беседы с гражданами для получения информации о совершенных преступлениях или других противоправных действиях, которые ими были замечены. Проверяем информацию. Если действительно было преступление, регистрируем его и привлекаем человека к ответственности».
Участковый – это и психолог, и следователь, и служба по спасению в одном лице. Даже телефон, словно в кол-центре, звонит едва ли не каждые десять минут. Словом, не служба, а образ
жизни.
К такому графику Виктор Чертилин давно привык. В полицию пришел еще в 2012 году. Поначалу служил в патрульно-постовой службе, затем, получив юридическое образование, перевелся в
службу участковых уполномоченных.
Нагрузка, признается полицейский, выпадает немалая. На участке чего только не происходит. То соседи шумят, то кража в магазине, то семейно-бытовые дебоширы обнаружатся. Однажды даже помощь в поисках пропавших родственников пришлось оказывать.
«У нас был случай, когда сын искал отца. Тот бросил его в детстве, а когда парень вырос, решил найти папу и поговорить с ним. Нам удалось установить адрес, передали сыну, но чем все закончилось, не знаю. Теперь это их семейное дело», – говорит участковый.
ГЛАВНОЕ – ДОВЕРИЕ
Рабочий день начинается в отделе полиции. До личного состава доводят оперативную обстановку в городе, в соответствии с чем ставят новые задачи. А дальше можно отправляться на административный участок. Многоэтажки, частный сектор, административные здания и коммерческие предприятия – всех участковые обходят лично. Профилактика – дело, требующее личного участия.
Старший участковый уполномоченный полиции УМВД России по городу Тамбову Андрей Лямин с детства мечтал носить форму. Иначе быть и не могло. В его семье служить закону – традиция.
«Трудности не пугали, – говорит Андрей Лямин. – Наоборот, с детства воспитывали с уважением относиться к стражам порядка. Я смотрел на них с широко раскрытыми глазами».
После школы – Санкт-Петербургский институт МВД, а потом – та самая работа на земле. Поначалу, признается Лямин, было непросто. Да и вникнуть в ритм жизни участковых – дело небыстрое. Здесь говорят по-армейски сухо: если смог три-четыре года прослужить, то дальше будет легче. Почему такой срок?
«Чтобы почувствовать себя, как рыба в воде. Изучить все тонкости и понять, как правильно поступить в той или иной ситуации. Участковый всегда на виду у всех жителей – как морально устойчивых, с высокой внутренней культурой, так и не очень. Но подход нужно уметь найти к любому человеку».
Учиться, признается Андрей Лямин, требуется постоянно, несмотря на внушительный опыт и стаж. Почему? Меняется законодательство, люди попадаются разные, да и нарушители «совершенствуют» свои навыки.
«Любая работа имеет свои сложности, – продолжает участковый. – Здесь важно понимать, какой ты работник и какой человек, находишься ли ты на своем месте или занимаешь чужое».
Главное в службе участковых, говорит Лямин, быть открытым людям, тогда они будут отвечать взаимностью.
«Доверие граждан, конечно, увеличилось. Люди стали больше звонить, о чем-то сообщать. Вся деятельность службы участковых уполномоченных, на мой взгляд, и строится на доверии. Нужно доверять самому, тогда и люди будут доверять тебе».
Работают участковые всегда в тесной связке с другими подразделениями полиции. Иначе, отмечает полицейский, нельзя. Бороться с преступностью и прочими правонарушениями можно только вместе. Так не одну кражу удалось раскрыть и не один десяток преступников задержать
И ОПАСНА, И ТРУДНА
Здесь все как в известной песне: служба и опасна, и трудна. И не видна на первый взгляд тоже. Да и как просчитать эффективность профилактического обхода? Сколько людей купились на удочку мошенников, посчитать, допустим, можно. А сколько дали отпор? Задачка со звездочкой.
В этом году участковыми уполномоченными раскрыто более 700 преступлений, это на 25 процентов больше, чем в прошлом. Пресечено более трех тысяч административных правонарушений. На контроле находится свыше двух тысяч подучетных лиц. В среднем на одного участкового приходится в месяц около 200 материалов проверки.
«Большая часть преступлений – кражи из магазинов, – рассказывает начальник отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по городу Тамбову, подполковник полиции Сергей Сидоров. – Ежедневно участковые документируют в среднем от пяти до десяти фактов. Контингент, как правило, один и тот же. По большей части это люди, имеющие проблемы с алкоголем и наркотиками. Воруют, чтобы потом продать. Участковые раскрывают преступления, совершенные на бытовой почве. Например, угрозы убийства. Таких случаев в этом году было около 60. Соответственно потом семейно-бытовых дебоширов ставят на учет, а семью берут на контроль для недопущения более тяжкого преступления».
Подполковник Сидоров констатирует: отношение к участковым изменилось. Об этом свидетельствует и рост обращений, и их характер. Впрочем, сегодня высокие требования к полицейским предъявляет, кажется, само время. Знание законов и нормативных актов, физическая и моральная выносливость, а также высокий уровень коммуникации – при приеме на службу внимание обращают на многие факторы, и прежде всего на способность найти общий язык с разными категориями горожан.
Ну а самое главное – это доверие. Если люди доверяют участковому, он всегда в курсе того, что происходит на участке, кто чем занимается, и какие действия предпринять, чтобы раскрыть преступление в короткое время.