Меньше чем за год адрес Мичуринская, 191б стал каким-то сакральным. Как Коммунальная, 6. Нет, это, конечно, шутка. Но многие, услышав этот адрес на севере Тамбова, действительно и наверняка знают, что там плетут маскировочные сети. И гуманитарку для бойцов принимают. И сами возят. А если не сами, то, скорее всего, найдут, кто из товарищей-волонтеров на нужное направление как можно скорее поедет.
Эти самые маскировочные сети, которые с утра до вечера в несколько «смен» плетут волонтеры всех возрастов, не только защищают технику и спасают жизни на фронте. Эти сети стали в Тамбове почти национальной идеей, объединившей разные поколения.
БОЕВЫЕ ШЕЛКОПРЯДЫ
«За последние полтора года я много в ком разочаровался. Но познакомился с прекрасными людьми, которых никогда бы не встретил в другое время», – написал в нашем тесном чате-болталке тамбовский «Левша», он же гений инженерной мысли, а в миру – Константин Стрыгин.
И полетели ответы. «И я». «Я тоже». «Только сегодня опять об этом подумала». В этом чате нас мало: те, кто стали по-настоящему близкими друзьями, кто ходит друг к другу в гости, доверяет самое сокровенное. А есть чат человек на триста. С недавних пор – даже с названием, как положено. Решили, что раз там тоже уже все свои, так и назовемся. Даже во «ВКонтакте» группу создали – тоже «Vсе СВОи».
«Цех» на Мичуринской, где помещение безвозмездно предоставил предприниматель, работает в три смены. С легкой руки журналиста «Нового века», нашего товарища и волонтера Дмитрия Шапкина любя зовем его подземельем за расположение в полуцоколе.
Утром открывают женщины-волонтеры, которые живут поблизости и практически с первых дней от всей своей огромной души дарят бойцам самое дорогое – свое время. После обеда приходит вторая смена. Так получается, что весь день там кто-то есть. И это не только женщины: мужчинам всегда находится работа. Например, скручивать полоски нетканого синтетического материала, чтобы «пчелкам» было удобнее и быстрее вплетать их в основу из рыболовной сети. А вечером после работы приходит «ночной дозор» – у большинства из нас на работе пятидневка и восьмичасовой рабочий день.
Многие приходят уже семьями. Чаще – молодежь за старшими: дочки за мамами, внучки за бабушками. Иногда и мужья за своими женами-активистками. Шиняевы, например, практически полным составом пропускают редкий день. Папа Олег усилил «инженерную составляющую» нашей команды. Мама Ирина и девятиклассница-дочка Василиса – главные «боевые шелкопряды». Так аккуратно и быстро редко кто плетет. Разве только Аня, Надя, еще одна Аня, тетя Валя, тетя Надя, тетя Таня и тетя Оля, Света, Наташа, еще одна Света, Александр из «ЛизыАлерт» и еще человек двадцать, а то и тридцать.
#МЫВМЕСТЕ
Кстати, про «ЛизуАлерт». Поисковики из отряда стали приходить, когда сети потребовались для их товарища – женщины-медика с позывным «Белка», которая добровольцем ушла на фронт. Стали приходить, да некоторые так и остались. С «ЛизойАлерт» мы вообще дружим «семьями». Как и с гуманитарным проектом имени Героя России Дмитрия Семенова «Позывной SEM», благотворительным фондом имени Ирины Дейсар «Добра всем». А с другими волонтерами и гуманитарщиками – просто близко дружим: помогаем доставлять грузы, делимся нужным из того, что есть в запасах. Чаще всего – маскировочными сетями. Наши «пчелки» даже начинают грустить, когда сетей набирается сколько-нибудь осязаемое количество. Но масксети – то, что на фронте нужно всем и постоянно. Поэтому «цех» в нетайном месте и работает безостановочно.
Нашим подземельем мы вместе не только сети плетем, льем окопные свечи, собираем сухие армейские души, печатаем на 3D-принтере, вяжем игрушки-талисманы, готовим сухие супы. Мы вместе – на историческую реконструкцию к «Тамбовскому рубежу», на телемост «Тамбов – Новоайдар», на открытие поискового мурала, в центр поддержки семьи и помощи детям «Семейный причал», на «Электроприбор», в общество инвалидов, в хор «Начало», на спортивные соревнования памяти наших павших бойцов. Мы вместе вообще куда угодно. И у нас двери открыты: приходят школьники, студенты, целые трудовые коллективы. Потому что вместе можно гораздо больше, чем поодиночке.
«Филиалы подземелья» есть теперь не только в Тамбове в обществе инвалидов, где «пчелки» трудятся благодаря неуемной созидательной энергии руководителя региональной организации Елены Андроповой. «Наши» маскировочные сети плетут стараниями той же Елены Алексеевны в Рассказово, в Инжавинском районе в «Семейном причале», в Ржаксинском, Токаревском и Знаменском районах. А скоро поедем с мастер-классом и уроком мужества в Уваровский кадетский корпус – там уже стоят рамы. Мы вообще готовы приехать, научить, поделиться материалом и всеми явками и паролями. Потому что сети маскируют. Укрывают. Спасают. Сети объединяют.