В Тамбовском молодежном театре готовится премьера «Вишневого сада» (12+)

К постановке в ТМТ подошли максимально серьезно.

Фото Вадима Панова
Фото Вадима Панова

Режиссер Дмитрий Ефремов, который ставит «Вишневый сад» в Тамбовском молодежном театре, уверен, что Чехов уже сделал все: не только написал пьесу, но и дал понять, как ее ставить, и актерам направление разработки характеров персонажем довольно ясно указал. Надо только суметь правильно прочитать неявные подсказки, не пропустить их в тексте пьесы, суметь понять и реализовать.

К постановке подошли максимально серьезно. Как рассказывает исполнитель роли Лопахина Юрий Фитисов, режиссер очень глубоко и подробно проанализировал пьесу, начало работы над спектаклем иногда больше походило на лекцию или семинар филологов. Но без такого досконального разбора никак не найти «подсказки» Чехова, даже просто понять своего героя вряд ли получится, ведь каждый персонаж такой же сложный и противоречивый, как «живой» человек.

«А они и есть все живые, неоднозначные. Любовь Андреевна Раневская – несомненно: она любит природу, у нее тонкая, чуткая душа, она сострадательна, но и жестока, эгоистична, живет одним днем. Наверное, это не только потому, что Раневская, как любой литературный герой, собирательный образ. Он собирательный в более широком смысле слова, ведь Чехов был не только литератором, но и врачом, а кроме того, внимательным человеком, понимающим тонкие душевные движения. Эта роль – мечта каждой актрисы!» – говорит исполнительница роли Раневской Татьяна Глазкова.

Дмитрий Ефремов решил следовать всем указаниям Чехова, как неявным, так и самым прямым, прежде всего, жанровому определению, данному автором. А это, как все помнят со школы, комедия. Это значит, что в спектакле будут и по-настоящему смешные моменты, и, что очень важно, легкая атмосфера – без пафоса, без нажима.

«Чехова надо ставить очень бережно и аккуратно, это тонкий и тихий автор. У него многое – между строк, в атмосфере, и если эту атмосферу поймать, то все получится», – считает Дмитрий Ефремов.

Актеры много работают над тем, чтобы такая атмосфера создавалась всякий раз, когда они выходят на сцену. Для этого, в частности, надо знать не только настоящее своего героя, но и его прошлое, и будущее.

«О Лопахине известно достаточно много. Он из крестьян, сумел разбогатеть, стать купцом, потому что много работал и зарабатывал деньги – как раз тогда, когда дворяне свои капиталы тратили. Работа ему заменила все, в том числе и любовь, потому что в его жизни вообще ее не было. Образ Раневской для него окутан воспоминаниями, похожими на любовь: это удивление и восхищение крестьянского мальчишки, которому барыня не только кровь с лица вытерла, но даже в господские комнаты провела. Она кажется ему идеалом. Но когда Раневская приезжает, он понимает, что все не так», – рассказывает о своем герое Юрий Фитисов.

А вот Раневская, уверена Татьяна Глазкова, уезжает навсегда. Она и не приехала бы, если бы Аня не отправилась за ней, и начинать новую жизнь среди вишневого сада она не собиралась.

«В каких-то моментах невозможно понять Любовь Андреевну по-человечески. Как могла женщина, потерявшая ребенка, уехать за границу и оставить маленькую дочь?! Но, как мне представляется, она не настолько жестока, чтобы, к примеру, встать между Лопахиным и Варей, если бы возник «треугольник», – Татьяна Глазкова размышляет о своей героине, и может показаться, что сыграть все это противоречивое многообразие вообще невозможно.

«Чехов писал Ольге Книппер, что Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала взять верный тон. Вот я и ищу этот тон, и все мы ищем», – замечает актриса.

В спектакле, над которым вместе с Дмитрием Ефремовым работают его постоянные партнеры художник Елизавета Егорова и драматург Ник Шония, заняты лучшие артисты театра. Они – команда, где каждый неповторим, и все помогают друг другу. Премьера состоится в день открытия фестиваля «Виват, Театр!», и зрителей ждет необычный, но очень понятный спектакль, ведь верный тон удалось найти и исполнителям главных ролей, и всем, кто причастен к этой постановке.