Прозаик, баснописец, фольклорист­сказитель, член Союза писателей России Елена Чистякова (Шматко)

В Тамбове живет и работает сказитель Руси

Под занавес прошлого года Елена Чистякова (Шматко) была объявлена победителем Первой Всероссийской премии «Сказитель Руси» Союза писателей России в номинации «Проза» и удостоена двух медалей – «Сказитель Руси – Национальная литературная премия» и «Сказитель Руси – За заслуги». Тамбовчанка оказалась в числе восьми русских сказителей-фольклористов, отмеченных на столь высоком уровне.

Елена Чистякова (Шматко) – обладательница редкого литературного таланта. Ей подвластны
такие замысловатые жанры, как басня, притча, сказ. Изюминка ее творчества – тамбовский колорит.
Как открываются сокровища языка, почему басни – индикатор интеллекта, и в чем секрет «вкусных» описаний – об этом и многом другом Елена Викторовна рассказала в эксклюзивном интервью нашему изданию.

Уютные истории

Мастерство Елены Чистяковой (Шматко) признано и читателями, и профессионалами. Под занавес прошлого года она была объявлена победителем Первой Всероссийской премии «Сказитель Руси» Союза писателей России в номинации «Проза» и удостоена двух медалей – «Сказитель Руси – Национальная литературная премия» и «Сказитель Руси – За заслуги».

Прозаик, баснописец, фольклорист­сказитель, член Союза писателей России Елена Чистякова (Шматко)
Прозаик, баснописец, фольклорист-­сказитель, член Союза писателей России Елена Чистякова (Шматко)

Плавно, неторопливо, нараспев – когда Елена Викторовна читает свои сказы, это завораживает. Не менее притягательны они и на книжных страницах: захватывающий сюжет, житейский юмор, ненавязчивая мораль. Истории краткие, но емкие. И как бы сказать – уютные. А главное – образы узнаваемые. Большую популярность снискала серия книг «Сказы деда Савватея». Очень уж обаятелен образ простого, общительного и мудрого деревенского старика, от лица которого ведется повествование. Автору не пришлось выдумывать персонажа: таким и был настоящий Савватей Коншин, проживавший на границе Тамбовской и Воронежской областей. А вот его истории – из
разных источников.

«Все произведения имеют под собой реальную основу, – признается Елена Викторовна. – Люди мне рассказывают разные случаи. Так, например, появилась повесть о военном времени «Вязаные носки»: заведующая бондарской детской библиотекой рассказала мне про свою маму. «Така жисть» – пичаевская история. Прототипом стала бабушка, которая воспитала несколько приемных детей».

Этот рассказ, кстати, изрядно полюбился публике: в Интернете его прочитало более миллиона
человек. Его озвучила известная исполнительница авторских песен Светлана Копылова. А лично знакомый с автором священник советует своим прихожанам учиться у героини милосердию и жертвенности. На творческих встречах с читателями всегда есть отклик. Они слушают сказы и понимают: это про их время, про их быт, про них самих. Часто автору выказывают верх расположения словами: «Можно я вас обниму?», «Спасибо, дорогая наша», «Приедете еще?».

Слово за слово

Так и пришлось Елене Викторовне исколесить всю Тамбовскую область. На добровольных началах по районам ее возит супруг. Потому что люди в глубинке тоже ждут: для них встреча с писателем – как праздник. Но и для писателя каждая поездка – своеобразная экспедиция. Можно понаблюдать, что-то любопытное услышать. Ведь нужно постоянно пополнять свой лексикон.

Елена Викторовна работает с тамбовским фольклором и говором. Речь большинства ее героев
наполнена южнорусскими фонетическими особенностями, сдобрена диалектными словами. Чтобы их смысл был понятен современникам, автор помещает в книгах специальные словарики. Мало кто сегодня вникает в то, что это настоящий кладезь русской самобытности. Это такие редкости, которые непременно надо сохранить.

Любовь писательницы ко всему исконно русскому была заложена в детстве, которое прошло в селе Пичаево Тамбовской области. Девчонкой она впитывала то, что видела и слышала вокруг. Не понаслышке она знает, как топят печку, как ходят за скотиной, как забористо говорят. В семье, правда, придерживались грамотной речи, поскольку бабушка была учителем словесности. Но той же бабушки домработница изрядно обогатила словарный запас будущего сказителя.

«Маруся разговаривала вольно: «Чаво табе надоть-та?» или «Лянуськя, я табе канхветку принясла», – вспоминает Елена Викторовна. – В тамбовском говоре нет звука «ф», есть сочетание «хв»: хворточка, сарахван, хвартук».

Ей самой оценить мощь и красоту народной культуры помог взгляд издалека. Окончив восьмилетку, переехала в Тамбов, а потом четверть века вместе с мужем по долгу его службы провела за границей. Там хоть и было хорошо, но томило одно желание: домой, домой, домой. Вдохновение пришло непостижимо. В 1996 году, по возвращении на Родину, Елена Викторовна взялась за перо. Первая ее автобиографическая повесть носит удивительно красивое название: «Бережком вдоль Громушки, бегущей по камушкам».

«Я как будто все в ящик сложила в голове, а когда вернулась, получилось единое целое. Приехала в родные места, и все ожило в памяти, – делится прозаик. – Стала в пичаевской библиотеке рассказывать про былое, а местные говорят: мы про это и забыли».

Прошлое и настоящее

Русской стариной писательница дорожит искренне. Ее можно назвать хранителем традиций. Она
убеждена в том, что национальная культура зиждется на нравах и обычаях глубинки. Поэтому пристально вглядывается в стариков, в деревню, вчитывается в раритетные дореволюционные издания. А потом воскрешает прошлое на страницах книг, раскрывая перед молодыми поколениями тайны жизни предков – людей неприхотливых, трудолюбивых, стойких. Важны и неожиданные повороты сюжета, и безупречный слог, но превыше всего – достоверность.

«На двух больших чугунных сковородах принялась Мария Ермолаевна выпекать блины с припеком,
– читаем, например, в сказе «В гости на блины». – Они тихонько шипели и на глазах буквально увеличивались, становясь пышными. Как говорила про них сама хозяйка, ноздрястыми. Это все из-за
маленьких дырочек, они получаются от лопающихся пузырьков кислых газов в тесте. А краешки
делались узорчатыми, кружевными». В чем секрет роскошных описаний стола и процесса готовки?
Перед тем как писать о еде, Елена Викторовна сама готовит блюда по рецептам из старинных книг,
дегустирует их и потом самыми удачными угощает друзей.

Не чуждается автор и проблем современности. Многие наблюдения трансформируются в афоризмы, притчи, басни.

«Для меня в последнее время басня служит неким показателем. Если человек понимает подоплеку, значит, это интеллектуал. В басне ведь заложен глубокий смысл, это не стихотворение. Даже если о морали впрямую не написано, она все равно есть», – говорит наша собеседница.

Бескрайнее творчество

К своему юбилею, который отметила в конце прошлого года, Елена Чистякова (Шматко) подошла с солидным портфолио – девять книг басен, восемь книг сказов, множество публикаций в сборниках и периодике: повести, рассказы, эссе. Истории продолжают свою жизнь в аудиокнигах, презентациях, мультфильмах. Но не сказано еще многое. Громадье сюжетов не уляжется даже в крупный роман, над которым сейчас работает прозаик. В планах – новые сборники сказов и басен. Смысл всех трудов Елены Чистяковой (Шматко) – не только в сохранении наследия, но прежде всего – в нравственном посыле читателю.