У старинного здания по улице Интернациональной, 31 до слуха прохожих часто доносятся звуки музыки: то звенит скрипка, то журчит пианино, а то льется молодой голос неведомого певца. На все вопросы отвечает табличка при входе: «Детская музыкальная школа имени С.М. Старикова» и другая рядом: «ТГМПИ им. С.В. Рахманинова».
ПОЛТОРА ВЕКА
Детская музыкальная школа им. С.М. Старикова ТГМПИ им. С.В. Рахманинова (ранее – Детская музыкальная школа №1) – одно из старейших учебных заведений Тамбова. Летопись ведется с 1879 года, когда в городе открылись музыкальные классы.
«9 января 1882 года благодаря влиянию губернатора барона Александра Фредерикса тамбовские музыкальные классы были приняты в ведение Русского императорского музыкального общества, то есть обрели статус профессионального учебного заведения, – рассказывает преподаватель по классу фортепиано Елена Павловна Борзова. – Первым директором стал выпускник Лейпцигской консерватории Р.Ф. Гельм. Его преемник с 1894 года – выпускник Московской консерватории, ученик знаменитого пианиста А.И. Зилоти Соломон Моисеевич Стариков. Он побудил общественность к строительству отдельного здания, а до этого музыканты снимали помещения для занятий. Город выделил землю близ Казанского монастыря, видные тамбовские купцы пожертвовали необходимую сумму. Здание в стиле модерн возвели в 1903 году. Здесь долгое время и занимались все курсы».
Соломон Моисеевич сыграл большую роль в развитии образования и культуры в крае, поэтому вполне закономерно, что его имя стало символом и в 1999 году было увековечено в названии детской музыкальной школы.
Выпускники С.М. Старикова поставили работу с начинающими. Как базовая ступень музыкальной подготовки детская школа выделилась в 1922 году, тогда это был трехгодичный курс, а почти через 20 лет стала самостоятельным учреждением с семилетним сроком обучения. Первым пост директора занял Николай Герасимович Пахомов.

«В военное время школа работала. Отопления не было, ученики приносили свои светильники, но все же продолжали заниматься. И даже проходили концерты», – подчеркивает Елена Павловна.
При директоре Юрии Петровиче Попове, в 1957 году, для занятий ребят было предоставлено отдельное вместительное здание, которое и теперь служит домом юных музыкантов.
Еще одним грандиозным делом Юрия Петровича стало создание при школе камерного оркестра, где играли педагоги. Этот коллектив успешно работал четверть века и стал основой Тамбовского симфонического оркестра.
КРУГОВОРОТ ЛЮДЕЙ
В наши дни музыкальная школа им. С.М. Старикова вместе с колледжем им. В.К. Мержанова входит в состав факультета довузовского образования ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. Это позволяет реализовать непрерывное образование в области музыкального искусства и культуры.
«Основная задача Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова как многоуровнего образовательного учреждения – предоставление возможности получения непрерывного образования в области музыкального искусства и культуры. Придя на начальную ступень в школу, ребята могут продолжить затем обучение в колледже и вузе», – поясняет декан факультета довузовского образования ТГМПИ им. С.В. Рахманинова Ирина Владимировна Радченко.
Многие педагоги детской музыкальной школы, а всего их около 70, преподают еще и в колледже, и в институте. Каждое структурное подразделение находится в ведении декана, направления подготовки курируют проректоры, а возглавляет «трехступенчатое» учреждение ректор – заслуженный артист РФ, кандидат педагогических наук, профессор Роман Николаевич Бажилин.

Нотную грамоту и азы исполнительского мастерства постигает более 700 мальчишек и девчонок. Конечно, большинство учеников занимается для общего развития, но примерно треть связывает свою жизнь с творческими специальностями. Школа стала настоящей кузницей кадров для музыкальных коллективов города, области, да и всей страны. Выпускники работают даже в ведущих коллективах столицы и за рубежом.
«Образование в школе имени Старикова дало отличную базу для легкого поступления в музучилище и в дальнейшем в Академию хорового искусства имени Свешникова, – делится солистка Большого хора «Мастера хорового пения» Елена Логинова. – При окончании школы было ощущение уверенности в собственных силах. Там я научилась читать с листа на фортепиано, что дало мне преимущество при изучении вокальных произведений – легко могла аккомпанировать себе. Также у нас была прекрасная школа сольфеджио, благодаря которой я научилась читать с листа уже вокальные произведения. В хоре это мне помогало. И самым главным было то, что я полностью доверяла своим преподавателям. На всех уроках царила атмосфера добра, взаимопонимания, желания преподавателей не просто объяснить тему, а добиться ее понимания нами. Внимание детей было всегда захвачено! Было интересно! А это один из главных факторов для плодотворной учебы».
Многие выпускники, наоборот, возвращаются в родные стены. Это – давняя традиция. История школы знает не одну педагогическую династию. К примеру, Ольга Александровна Антюфеева обучает игре на фортепиано, а ее сын Иван Алексеевич – на валторне. Преподаватель фортепиано Анна Александровна Долгушина последовала за мамой Марианеллой Юрьевной. Валерия Леонидовна Власенко пошла по стопам троих предшественников: мамы, бабушки и двоюродного деда – директора Тамбовского музыкального училища в 1953-1962 годах С.М. Глаголева. У заведующего фортепианным отделением Марии Павловны Самородовой и ее мамы Ираиды Михайловны на двоих стаж – 106 лет!
«Как я заинтересовалась музыкой? Какие-то ноты у мамы были, я спрашивала: что это за нотка? Бренчала на пианино, слушала сочетание звуков. Так что, придя в нашу музыкальную школу, кое-что уже знала, – вспоминает Мария Павловна. – Когда окончила Воронежский государственный институт искусств, нужно было распределение. Мама спросила совета у директора Юрия Петровича, и он пригласил меня сюда. Это стало моим единственным местом работы. У меня уже музыкальные внуки учатся. Не представляю, чем еще могла бы заниматься!»
УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ
Преподавание в музыкальных классах в XIX веке начиналось с трех дисциплин: сольное пение, скрипка, фортепиано. У современных детей выбор гораздо больше: фортепиано, струнные, духовые, ударные и народные инструменты, хореография, народное пение. А кроме того, при школе созданы ансамбль народного танца «Ракета», хореографический ансамбль «Грани», оркестр народных инструментов, ансамбль струнных инструментов, академический и народный хоры.
В холле школы обращает на себя внимание большая писаная маслом картина: педагог обучает девочку игре на скрипке. Это работа Т.Н. Емельяновой, а герой сюжета – ее супруг, преподаватель 1-й детской музыкальной школы В.С. Банников. Примерно так из года в год здесь и проходят индивидуальные занятия. Меняются только люди, инструменты и «декорации», характерные для эпохи.

Например, Дарья Дёмина тоже учится играть на скрипке. Рядом – педагог Людмила Анатольевна Демёхина, направляющая действия ученицы. Дарья занимается уже семь лет, причем с неподдельным интересом и завидным упорством.
«Однажды мама поставила мне запись скрипки. По-моему, это был концерт Вивальди «Шторм». Мне так понравилось, что я сказала: хочу играть на скрипке! – делится девочка. – В школе научилась множеству штрихов: стаккато, легато, пиццикато. Могу исполнять концертную мазурку, несколько романсов и этюдов, концерты Вивальди. Мое правило – заниматься каждый день. Чтобы прийти к успеху, нужно много тренироваться, учить свою партию. Важно всегда быть на позитиве, тогда инструмент будет тебя слушаться».

Традиция школы – классическое музыкальное обучение. Педагоги придерживаются системы, проверенной временем. В программе – как исполнительские дисциплины, так и теоретические предметы: сольфеджио, ритмика, музыкальная литература.
«Ребята знакомятся с мировой классикой. Преподаватели иллюстрируют произведения аудиозаписями, рассказывают о композиторах, о структуре, образах, историческом содержании. Кроме того, дети выполняют задания на композицию – пробуют сочинять музыку», – говорит Ирина Владимировна Радченко.
«Детей довольно сложно заинтересовать занятиями: чаще это рутинная работа. Поэтому главное методическое условие – чтобы ученики полюбили своего учителя», – считает Елена Павловна Борзова.
Между тем никто не чуждается инноваций. На уроках педагоги используют современные методики, ориентируясь на своих учеников. И конечно, разнообразие в жизнь юных музыкантов вносят праздники. Это то, ради чего даже профессионалы трудятся днями напролет: выход на сцену. Концерты – неотъемлемая часть школьной жизни.
«Мы стараемся делать концерты не только академическими, но и с современными образами. Прислушиваемся к интересам детей. Например, в конце прошлого учебного года оркестр народных инструментов представил программу, где прозвучали произведения из популярных мультфильмов. Это нашло живой отклик!» – рассказывает Ирина Владимировна Радченко.

Педагоги признаются, что дети часто удивляют врожденным умением слышать музыку, постигать содержание и отражать это в игре. Встречаются настоящие таланты, самые терпеливые и настойчивые из которых становятся гордостью школы. Так, своей звездочкой здесь считают исполнительницу на славянской свирели Елизавету Родионову, победившую в номинации «Национальные инструменты» на Дельфийских играх 2024 года. Из недавних достижений – участие в составе делегации Тамбовской области на Международном детском культурном форуме 21-23 августа 2025 года в Москве; звание лауреата II степени на окружном этапе Всероссийского хорового фестивале хора Детской музыкальной школы им. С.М. Старикова и многое другое.
Образование в музыкальной школе полезно не только тем, что ребенок научится играть на инструменте, – он научится понимать музыку, поистине универсальный язык, достигающий самого сердца. А это – одно из слагаемых воспитания, ведь музыка облагораживает душу, утончает чувства, возвышает мысль.



