Старший воспитатель детского сада «Колосок» Светлана Сковородникова вспоминает о том, как в детстве играла в учителя и педагога по музыке. Когда встал вопрос о будущей профессии, она, не задумываясь, выбрала специальность, связанную с обучением детей.
«Почти сразу после окончания Педагогического колледжа №1 имени К.Д. Ушинского пришла работать в детский сад. Училась я на педагога начальных классов, поэтому пришлось немного перестраиваться. Но работа была в радость, находилось много сил и энергии для творчества, занятий с детьми. В 2013 году я в первый раз приняла участие в конкурсе «Воспитатель года», – рассказывает Светлана Сковородникова.
В том конкурсе воспитатель использовала свою новую разработку, назвав ее «Манная фантазия». На поддон, роль которого играла обычная рамка для фотографий, насыпали манную крупу. Помимо того, что ее можно было использовать для своего рода современной песочной арт-терапии и доски для письма, воспитатель вместе с детьми устраивала на крупе забег с заводными жучками.
«Сейчас есть много готовых развивающих игр для детей. Когда я только пришла работать, все было скромнее. Воспитателю приходилось проявлять фантазию, искать нестандартные решения для развития ребят», – вспоминает старший воспитатель.
Но работа в современном детском саду тоже требует хорошо развитого воображения. Например, в детском саду «Колосок» в 2023 году открыли студию конструкторского бюро. Главными ее посетителями являются дети старшей и подготовительной групп. Несмотря на уже готовые конструкторские сборки, ребята любят делать и переделывать все на свой лад, а воспитатели им в этом помогают.
«В этой же студии ребята познают азы программирования. То есть сейчас уже в детском саду дети могут понимать, как работают те или иные программы и коды. Также одним из любимых наборов у детей старшей группы являются STEM-наборы «Юный физик» и «Юный изобретатель», – рассказывает о новинках старший воспитатель.
В САДУ И ДОМА
Детский сад – место, где ребенок не только учится общению с другими, но и начинает изучать мир, задавая вопросы всем вокруг. Процесс взаимодействия малыша с воспитателем превращается в некий двигатель, обеспечивающий движение вперед как ребенка, так и педагога.
«Дети, которые ходят в младшие группы, открыты для этого мира, они радуются всему. Те, кто ходит в старшие и подготовительные группы, – это ребята любознательные. Они задают уточняющие вопросы, делятся своими наблюдениями, иногда просят что-то разъяснить или доказывают свою точку зрения, – рассказывает Светлана Сковородникова. – Мне как воспитателю всегда очень приятно видеть, как дети адаптируются в саду. Как они все вместе играют, вместе трудятся. За ребят постарше радуюсь, когда вижу их успехи».
Воспитатель отмечает, что развитие ребенка должно быть гармоничным. Только работники детского сада, как бы ни старались, не смогут научить мальчишек и девчонок всему, так же как не могут закрепить в них те или иные принципы поведения. Но это возможно при сотрудничестве воспитателей и родителей.
«У нас образуется треугольник: родители-дети-воспитатель. Мы все в этом треугольнике должны взаимодействовать друг с другом, чтобы гармонично развиваться и, самое главное, помогать развиваться ребенку. Приведу небольшой пример. В детском саду на определенном этапе ребятам дают работать с ножницами и бумагой. Не у всех может получиться с первого раза правильно сделать разрез и вырезать какую-то форму. Поэтому мы просим родителей позаниматься вместе с детьми вырезанием каких-то фигур или снежинок. Это нужно для формирования и закрепления определенного навыка – работы с ножницами и развития мелкой моторики. Если в развитии ребенка будут участвовать только родители или только воспитатели, то процесс обучения немного затянется», – объясняет старший воспитатель.
Свою деятельность Светлана Сковородникова сравнивает с работой садовника, который выращивает разные растения. Каждому из них требуется что-то свое. Так и каждому ребенку нужен особый, только ему подходящий уход, иначе он не достигнет совершенства в своем развитии.
КОНКУРС ВОСПИТАТЕЛЕЙ
В нынешнем году Светлана Серафимовна решила еще раз попробовать свои силы в конкурсе «Воспитатель года». Как отмечает наша героиня, это отличная возможность поделиться своими наработками с коллегами и узнать что-то новое.
«Первоначально идет заочный этап, когда жюри просматривает видеовизитки участников конкурса. Затем начинаются очные встречи – это могут быть и совместные мастер-классы, и педагогические мероприятия с детьми. В третьем этапе идут встречи с жюри и ответы на их вопросы о профессиональной деятельности, – объясняет воспитатель. – Точно так же, как и при моем первом участии в конкурсе, от участников просят представить свою новую разработку, новую игру, новый метод работы. И если тогда я представляла «Манную фантазию», то сегодня мы использовали современные технологии».