Тамбовское УФАС России осуществляет контроль и надзор по различным направлениям. В том числе — за соблюдением антимонопольного законодательства и правил недискриминационного доступа, технологического присоединения в сфере естественных монополий. Также ведомство ведет контроль в сфере государственного и муниципального заказа, обязательных торгов, рекламного законодательства.
Региональное УФАС рассказало нашему изданию о результатах своей деятельности за 1-е полугодие 2025 года.
Антимонопольный контроль
В 1-м полугодии Тамбовское УФАС России рассмотрело 65 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства. Для сравнения: в 1-м полугодии прошлого года таких заявлений было 96.
По результатам рассмотрения заявлений нынешнего года до возбуждения дела устранено 10 нарушений – предупреждения выполнены (в 1-м полугодии 2024 года таких ситуация было 7). Возбуждено 1 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, нарушение не подтвердилось, производство по делу прекращено.
Выявление и пресечение нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке
По статье 10 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассмотрел 40 заявлений (в 1-м полугодии 2024 года – 50), выдал 4 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Заявитель обратился в отделение почтовой связи АО «Почта России», чтобы отправить обычное заказное письмо, однако оператор почтового отделения отправлял письма 1-м классом, что значительно дороже. Как пояснили нам в Тамбовском УФАС, в соответствии с правилами в отделениях связи предоставляется возможность оформить пересылку корреспонденции по тарифам простого, заказного или ценного почтового отправления, а также по тарифам 1 класса или EMS. Тамбовское УФАС России обязало почту издать распорядительный документ о недопустимости ограничения сотрудниками отделения права выбора способа отправки корреспонденции. Предупреждение исполнено.
ООО «РКС-Тамбов» необоснованно уклонялось от заключения дополнительного соглашения к договору холодного водоснабжения и водоотведения с управляющей компанией. Согласно предупреждению ресурсоснабжающая организация была обязана повторно рассмотреть заявление управляющей компании о заключении дополнительного соглашения к договору, не допуская необоснованного отказа. Предупреждение исполнено.
АО «Тамбовская сетевая компания» предоставляла операторам связи во временное пользование опоры воздушных линий электропередач для размещения линий связи по разным ценам — от 85,42 до 257,81 рубля в месяц. Это приводило к созданию неравных условий деятельности операторам связи. Для исполнения предупреждения антимонопольного органа АО «Тамбовская сетевая компания» направило в адрес операторов связи дополнительные соглашения об изменении цены на предоставление одной опоры линии электропередач в размере 116,95 рубля в месяц. Для заявителя цена снизилась практически в 2 раза.
Кроме того, Тамбовская сетевая компания навязывала индивидуальному предпринимателю невыгодные условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части объема передаваемых ТКО. В соответствии с предупреждением компания повторно рассмотрела обращение заявителя об изменении условий договора, не допуская необоснованного отказа в изменений условий.
Пресечение недобросовестной конкуренции
В 1-м полугодии нынешнего года Тамбовское УФАС России выдало 2 предупреждения о прекращении недобросовестной конкуренции (в 2024 году таких случаев было 3). Все они исполнены.
Продавец рулонных штор и жалюзи ООО НПФ «Бинар» при рекламе своей продукции использовал словосочетание «лучшие цены». Это вводило людей в заблуждение, поскольку не содержало никаких уточнений, подтверждающих, что цены этого хозяйствующего субъекта являются лучшими. Подобное создавало ему неконкурентные преимущества и могло причинить убытки конкурентам. В соответствии с предупреждением продавец был обязан привести рекламу в соответствие с законодательством. Предупреждение исполнено.
ООО «ГазТехСервис» позвонило заявителю с предложением услуги поверки прибора учета газа без его согласия. Это противоречит законодательству и могло причинить убытки другим организациям, которые занимаются поверкой приборов учета. ООО обязали прекратить подобную практику. Предупреждение исполнено.
Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении обязательных торгов
В 1-м полугодии 2025 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрено 22 жалобы (за аналогичный период 2024 года – 11). Из них обоснованными признаны 6 (в 2024 году таких было 3).
Контроль соблюдения Правил технологического присоединения
За 1-е полугодие 2025 года Тамбовское УФАС России рассмотрело 16 заявлений о нарушениях, которые допустили хозяйствующие субъекты, владеющие электрическими и газораспределительными сетями. Возбуждено 16 административных дел. Как правило, они возбуждались за нарушение сроков подключения объектов.
В результате вынесено 5 постановлений о наложении штрафа и 4 предупреждения.
Общая сумма наложенных штрафов за нарушение Правил технологического присоединения составила 1 млн 910 тыс. рублей (в 1-м полугодии 2024 года – 2 млн 800 тыс. рублей).
Контроль рекламной деятельности
Возбуждено 16 дел (в 1-м полугодии 2024 года – 19) по признакам нарушения законодательства о рекламе. Принято 16 решений о признании рекламы ненадлежащей, возбуждено 17 дел об административном правонарушении (в 1-м полугодии 2024 года их было 19), вынесено 12 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на сумму более 1 млн рублей, выдано 5 предупреждений.
Наиболее распространенными нарушениями стали спам по сетям электросвязи, отсутствие существенной информации в рекламе, которая может искажать смысл информации и вводить потребителей в заблуждение, реклама на одной опоре со знаками дорожного движения. Кроме того, были случаи, когда в рекламе медицинских услуг или изделий отсутствовали предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Как уточняют в Тамбовском УФАС, основаниями для возбуждения ведомством дел являются обращения граждан, а также наблюдения за соблюдением обязательных требований в сфере рекламы.
В ведомстве обращают внимание: по-прежнему актуальной остается проблема незаконного распространения рекламы с помощью телефонных звонков и СМС-сообщений. Добавим, что с апреля 2024 года ужесточилась ответственность за распространение ненадлежащей рекламы по сетям электросвязи. Это штрафы: на граждан — от 10 до 20 тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 до 100 тысяч рублей, на юридических лиц — от 300 тысяч до 1 миллиона.
Кроме того, по поручению ФАС России в регионе усилился контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций. При активном взаимодействии с органами местного самоуправления устранено более 10 нарушений.
Контроль бюджетных закупок по Федеральному закону о контрактной системе
Тамбовское УФАС России контролирует соблюдение Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по нескольким направлениям. Это рассмотрение жалоб участников закупок, а также обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении сведений в отношении исполнителей контрактов в реестр недобросовестных поставщиков, плановые и внеплановые проверки, привлечение к административной ответственности виновных должностных и юридических лиц за нарушения законодательства о контрактной системе.
Как уточняют в ведомстве, в 1-м полугодии нынешнего года в Тамбовское УФАС поступила 71 жалоба от участников закупок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество жалоб увеличилось на 12,7%. Признаны обоснованными 12 жалоб (за аналогичный период 2024 года — 14), выдано 16 предписаний об устранении допущенных нарушений требований законодательства о контрактной системе. Предписания исполнены в установленный срок в полном объеме.
Как отмечают в Тамбовском УФАС, после вмешательства антимонопольного органа и восстановления законных прав и интересов участников закупки у заказчика образуется дополнительная экономия бюджетных денег.
В 1-м полугодии ведомство рассмотрело жалобу ООО «Моноблок СПб» на действия Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг при проведении электронного аукциона на закупку сервера. В результате исполнения предписания экономия бюджетных средств составила 1,8 млн рублей. Это дало заказчику возможность дополнительно закупить нужные ему товары и услуги.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков
Для защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Закон о контрактной системе предусматривает ряд защитных механизмов, в числе которых — включение сведений о таких лицах в реестр недобросовестных поставщиков.
За 1-е полугодие Тамбовское УФАС рассмотрело 84 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, что на 14 обращений больше, чем за 1-е полугодие 2024 года. Из них в 51 случае принято решение о включении представленных заказчиками сведений в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года. По 33 обращениям было отказано в связи с отсутствием в действиях хозяйствующих субъектов недобросовестного поведения как при заключении контракта, так и при его исполнении.
По состоянию на 1 июля 2025 года, в реестре недобросовестных поставщиков от Тамбовской области содержится 169 записей.
Административная ответственность в сфере законодательства о контрактной системе
За нарушения законодательства о контрактной системе в 1-м полугодии 2025 года было возбуждено 122 дела об административных правонарушениях, что на 2 дела больше, чем в 1-м полугодии 2024 года.
Вынесено 30 постановлений о наложении штрафа, выдано 70 предупреждений. Общая сумма наложенных штрафных санкций за нарушения законодательства о контрактной системе составила 634,6 тыс. рублей, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 234,9 тыс. рублей меньше.
Как отмечают в ведомстве, особое внимание здесь уделяют ведомственному контролю за осуществлением закупок в рамках реализации национальных проектов.