Тамбовскому камерному хору имени С.В. Рахманинова исполнилось тридцать лет. Свой юбилей коллектив отметил, конечно же, на сцене. Было представлено грандиозное музыкальное полотно, одно из вершин русской и мировой музыкальной культуры – симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны». Сочинение передает образ духовной жизни русского народа через судьбу одного человека. Юбилейный концерт прошел на одном дыхании. Слушатели восторженно принимали исполнителей.
О хоровом искусстве и о работе коллектива мы беседуем с заслуженным деятелем искусств России, профессором Владимиром Козляковым.
Владимир Васильевич, на Ваших глазах проходили становление и рост хора. С чего начинали, каковы были ожидания?
«1993 год… Это было время новых возможностей. После распада Советского Союза губернаторы стали говорить о самостоятельности областей и содействовать открытию местных коллективов. Тогда появился и наш хор. Про ожидания говорить трудно. Но мы настраивались на интересную плодотворную работу, на исполнение разнообразной и талантливой музыки».
В репертуаре хора более семисот произведений. В их числе оратории, кантаты, крупные хоровые циклы. Каков критерий отбора?
«В первую очередь высокое качество. Хоровое творчество – это настоящая всемирная музыкальная летопись времен и народов. И все эти пласты есть в нашем хоре: музыка духовная, светская, народная, популярная. В первые годы работы коллектива с репертуаром очень помогла хормейстерская мастерская «Русское хоровое пение». Она собиралась ежегодно в течение двенадцати лет из руководителей хоров, хормейстеров, преподавателей-хоровиков со всей России. Две недели репетировали с лучшими дирижерами-хормейстерами подготовленную для нас концертную программу. Благодаря этому значительно пополнялся, обогащался и наш репертуар.
Кроме того, юбилейные, а также значимые исторические даты – повод для интересных концертных программ».
Отваживались ли на эксперименты?
«Конечно. Исполняли партитуры с необычной нотной записью. Пели палиндромы. Обращались к музыке современных, и не только европейских, но и американских композиторов, с новыми хоровыми приемами. Заинтересовала идея хорового театра. Итогом стали фрагменты из оперы Р. Щедрина «Не только любовь», части из оперы Бизе «Кармен», обработанные в джазовом стиле, и так далее».
Композиторы доверяли вашему хору первое исполнение?
«Да, и не раз. А. Ларин предложил нам свой концерт «Кровь казачья». Мы его выучили, привезли в Москву и спели с большим успехом. После этого к нам стали обращаться и другие композиторы. Часто выступали на престижном Международном фестивале современной музыки «Московская осень». Там хор впервые исполнил сочинения А. Ларина, Ю. Ефграфова, Р. Леденева, И. Арсеева, Д. Дианова, А. Микиты, А. Вискова и многих других.
Специально для коллектива написан ряд произведений. Это «Песни Тамбовского края», кантата-палиндром «И жар и миражи», «Пять стихотворений Е. Боратынского», «Парижская нота», «Три хора на стихи И. Бунина». Было много посвящений и нашему хору, и лично мне, и моей супруге – хормейстеру Александре Павловне».
Как отмечаете год С.В. Рахманинова?
«Спели практически все хоровое наследие Сергея Васильевича. Особое внимание уделили главным хоровым циклам – Всенощной и Литургии, которая, кстати, была написана в Ивановке. Не брались только за поэму «Колокола»: для нее нужен хор вдвое больше нашего».
Концерт – вершина айсберга. Как проходит подготовка к нему?
«Это, конечно, репетиционный процесс. Огромный и сложный совместный творческий труд дирижера и хористов. Длительность репетиций зависит от многих причин: объема сочинения, стилевых, жанровых, технических, национальных, языковых особенностей, эмоционального погружения в сюжет. Кроме того, надо знать творчество и биографию композитора и поэта, искусство эпохи. Есть произведения несложные, а есть грандиозные полотна, такие, как «Перезвоны» В. Гаврилина».
Почему, кстати, выбрали именно это произведение для юбилейного концерта?
«Мы решили представить такое мощное произведение, в котором был бы сконцентрирован весь русский дух и отражено ощущение себя внутри целого народа. Сейчас это чувство необходимо нам всем. Уверен, что, заботясь о патриотическом воспитании, надо поднимать хоровую культуру».
Сорок человек – это сорок индивидуальностей, сорок судеб. Как удается объединить артистов, чтобы они пели, проникаясь одним настроением?
«В этом и состоит задача дирижера. Понятно, что люди разные. Они приходят вечером, после трудового дня, у каждого свои заботы. Но в любом сочинении есть внутренний мир. Каждое из них – это какой-то момент человеческой жизни. Вместе мы доходим до общего понимания. Процесс сложный, тонкий, но познавательный, творческий, увлекательный».
Есть ли у Вас помощники, на которых можно опереться?
«В первую очередь это хормейстеры. Бессменный хормейстер – А. Бушева. Долгие годы работали Г. Панасенко и В. Съедин. Сегодня это мои ученики: главный хормейстер хора и художественный руководитель вокального ансамбля «Stile Sound» Я. Черников, хормейстер хора С. Сафронов, художественный руководитель детского хора «Начало» Т. Шевченко, хормейстеры арт-студии «Пятый океан» И. Ерина и И. Серков, администраторы Л. Донских, М. Астафурова, Е. Суслина. Передают свой опыт вновь прибывшим певцам артисты хора, которые работают в коллективе более десяти лет».
Какая атмосфера сложилась внутри коллектива?
«Творческая. Хор – это наша настоящая семья. Вместе отмечаем дни рождения, праздники, печалимся вместе. Несколько семейных пар нашли друг друга в коллективе. Сын солистов хора Н. и М. Кусовых уже поет с нами».
Есть ли у коллектива мечты?
«Свой концертный зал. К сожалению, в Тамбовской области концертные залы рассчитаны на микрофоны и другие технические ухищрения. Пропадает неповторимое органное, многотембренное, духовное хоровое звучание. По большому счету, акустически пригоден для живого звучания только концертный зал ТГМПИ имени С.В. Рахманинова. Кроме того, у камерного хора нет достойных репетиционных помещений. Две комнаты на три коллектива, у которых свои нотные библиотеки, костюмы, реквизит и так далее, – это крайне мало».
Какую планку ставите перед собой на будущее? Над чем будете работать?
«Обратимся к современному пониманию мира. То все смотрели на Европу, сейчас развернулись на восток и юг. В последнее время мы много пели русской духовной, светской и народной музыки. Теперь делаем крутой поворот и погружаемся в другую звуковую атмосферу. Это произведения, связанные с африканской музыкальной культурой, которая очень сильно повлияла на современную музыку во всем мире.
Словом, планов много. Хоровое творчество – это огромное мировое культурное богатство, ждущее своего звукового воплощения».
Благодарю за беседу!