«Здравствуйте, старший инспектор Шуваев. Ваши документы». Вот уже пять лет именно так старший лейтенант полиции Максим Шуваев обращается к тамбовчанам за рулем: мужчинам и женщинам, начинающим и с опытом, дисциплинированным и не очень. Он – старший инспектор отдельного взвода ДПС Госавтоинспекции УМВД России по городу Тамбову. Как ведут себя водители, встречая на пути сотрудника ГИБДД, часто ли приходится инспекторам за ними бегать, штрафовать за нарушения – в нашем сегодняшнем материале.

Маршрут №2
Маршрут патрулирования экипажа старшего инспектора Шуваева — №2. Это улицы Мичуринская и Карла Маркса областного центра. Пока едем на перекресток со статусом «очаг аварийности», Максим Александрович рассказывает, как сделал выбор в пользу службы в ГАИ:
В 2018 году после армии три месяца стажировался в полиции, в роте охраны. В ДПС перешел в 2020 году. У меня никогда не было сомнений с выбором профессии. Может, оттого, что отец и дядя были полицейскими. Я готовил себя к службе.
Впереди по Мичуринской – стоящий прямо в полосе движения джип. Старший инспектор берет микрофон внешнего громкоговорителя и просит водителя освободить проезжую часть.
«Одна из задач во время патрулирования – выявлять подобные ситуации, когда машины явно затрудняют движение для остальных участников. Пока едем, оцениваем состояние улично-дорожной сети: где-то знак упал, провода оборвались, ямы образовались. Если поступает информация о ДТП, где требуется наше присутствие, – выезжаем на место. Буквально час назад были в этом районе, помогали участникам ДТП осуществить фотофиксацию», – продолжает Максим Шуваев.
Пару минут – и голос старшего инспектора вновь в громкоговорителе:
«Мужчина, здесь нет пешеходного перехода. Вы нарушаете правила».
Пожилой дяденька решил пересечь Мичуринскую в неустановленном месте. И хотя движение на выбранном участке было не столь интенсивным, правила никто не отменял.
«Реагируем на каждое нарушение. Но это не значит, что на всех – протокол и штраф. Хотя мера эта самая эффективная. В отношении регулярных и дерзких нарушителей мы ее применяем. Что касается адекватных и водителей, и пешеходов, то с ними для начала проводим профилактические беседы, напоминаем правила дорожного движения и ответственность за их несоблюдение».
О нетрезвых нарушителях
Перекресток Карла Маркса и Пролетарская – в списке городских «очагов аварийности». Одна из причин ДТП – управление автомобилем в нетрезвом виде. Инспектор Шуваев констатирует: несмотря на ужесточение санкций в отношении таких нарушителей, которые за свои действия теперь платят 45 тысяч рублей и лишаются прав на срок до двух лет, инспекторы регулярно выявляют их на дороге. А за некоторыми приходится еще и бегать.
«Периодически, как минимум раз в неделю, останавливаем автомобили с водителями, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения. Бывают случаи, когда не подчиняются требованиям выйти из машины, предъявить документы, пытаются скрыться. Мы отправляемся в погоню. Применяем спецсредства, доставляем в полицию».
Кстати, в первой половине дня экипажу Максима Шуваева пришлось поработать с таким «клиентом». Задержали его коллеги из ночной смены. Паренек пять дней как вернулся из армии. Настроение поднял спиртным и решил на мотоцикле покататься по городу. Зацепил машину, с места происшествия скрылся. Но сотрудники полиции вычислили нарушителя и доставили в дежурную часть. Выяснилось, что за парнем числится такое же нарушение двухлетней давности. Это значит, его, возможно, ждет уголовная ответственность. Под охраной парня отправили в зал суда.

Есть такая служба
Тем временем Максим Шуваев на посту. Полицейский жезл в его руках указывает автомобилистам на необходимость остановиться. Требования инспектора беспрекословно исполняются. Водители предъявляют документы, Максим Александрович не фиксирует никаких нарушений и желает хорошего пути.
«Люди по-разному реагируют на требование остановиться. У некоторых все документы в порядке, но они начинают вести себя вызывающе: разговаривать через узкую щелку открытого окна, проверять твою юридическую грамотность, выясняя, на каком основании остановил инспектор. Когда же человек вообще отказывается предъявлять документы и тем более выходить из машины, это в 95 процентах либо нетрезвый водитель, либо без прав», – рассказывает старший инспектор.
По понятным причинам в зоне повышенного внимания сотрудников ГАИ – грузовики, фуры. Часто возникают вопросы к владельцам автомобилей с тонированными стеклами. Попадаются и безответственные родители, которые не используют специальные автокресла для перевозки детей. За время дежурства Максима Шуваева на перекрестке водители встретились вполне себе адекватные и соблюдающие правила дорожного движения. Один даже вспомнил и поздравил с приближающимся профессиональным праздником.
«Конечно, приятно, когда от людей идет взаимный позитив и понимание того, зачем нужна наша работа. Встретишь такого водителя с утра, обменяешься пожеланиями хорошего дня, и служба уже складывается иначе», – говорит старший инспектор.
По словам Максима Шуваева, работа в полиции требует от каждого и физической, и моральной выдержки:
«Сложно, но интересно. Каждый новый день не похож на предыдущий. А еще из плюсов – коллектив у нас хороший».