Тамбовская казначейша – один из узнаваемых символов города

Тамбов: на страницах классики

Каким наш город предстает в русской литературе.

«Тамбов на карте генеральной / Кружком означен не всегда» – эти строки цитируют часто, если речь заходит о городе на Цне. Поэма «Тамбовская казначейша» прославила его на всю страну. Слава, правда, не самая завидная: яркий образ сразу заявляет о незначительности, хотя речь идет о столице огромной хлеборобной губернии. В ней – свои взгляды, устои, предпочтения. Конечно, этого не могли не разглядеть русские писатели, которым доводилось бывать в черноземном крае.

Каким Тамбов представал перед классиками, нам рассказала поэт, литературовед Мария Знобищева.

ШАГИ К ПРОСВЕЩЕНИЮ

Понятие «тамбовский текст русской литературы» предложила доктор филологических наук, профессор Л.В. Полякова. Он складывается из образов-символов, некоторых мотивов и типов характеров персонажей.

Одно из первых громких имен в истории литературной Тамбовщины – Гаврила Романович Дер-
жавин. Почти два года он был главой Тамбовского наместничества. При всей своей занятости на высоком посту Гаврила Романович смог уделить время творчеству: написал драматическое
произведение «Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища», эпиграммы, несколько
стихотворений, а также две оды – «На смерть графини Румянцевой» и «Осень во время осады Очакова». Просвещение в губернии было одной из его забот, и слово в театре стало одним из путей к
достижению этой цели.

Тамбовская глубинка питала творчество многих авторов колоритом провинциальной жизни и
подлинной народной речи. Очень внимателен к нему был баснописец Иван Крылов. Известно, что,
путешествуя по уездной России в девяностые годы восемнадцатого века, он останавливался на тамбовской земле. Посещал кулачные бои, ярмарки, где его привлекал живой выразительный русский
язык. Не в тамбовском ли крае найдены сокровища, украсившие его остроумные произведения?

Первое громкое имя в истории литературной Тамбовщины – Гаврила Романович Державин
Первое громкое имя в истории литературной Тамбовщины – Гаврила Романович Державин

ЖИВАЯ ЖИЗНЬ

Всеохватный Александр Сергеевич Пушкин на Тамбовщине хоть и не бывал, но к молве о ней прислушивался. Сюжет повести «Дубровский» почерпнут из событий, происходивших в Козловском уезде. Сюжет «Барышни-крестьянки», можно говорить с большой долей вероятности, пришел из тамбовского имения графа А.А. Пашкова (ныне с. Гагарино-1). Его дочь, урожденная Дарья Алексеевна Пашкова, была заинтригована приездом молодого соседа и, переодевшись в крестьянку, прогуливалась в лесу, чтобы его встретить. Они познакомились и полюбили друг друга. Кроме того, у Пушкина в романе «Евгений Онегин» упоминается француз Трике: «Приехал и мосье Трике, / Остряк, недавно из Тамбова…» Француз в Тамбове? Ничего удивительного! В 1812 году во время Наполеоновской кампании в губернию стали поступать военнопленные. Помещики их полюбили, стали приглашать гувернерами, да и просто собеседниками, чтобы изучать французский язык, традиции, культуру. Многие из них осели в России по доброй воле.

Самое знаменитое произведение о Тамбове, как говорилось выше, «Тамбовская казначейша» Михаила Лермонтова. Большинство исследователей сходятся в том, что Михаил Юрьевич побывал здесь по пути в пензенское имение бабушки Тарханы в 1836 году. Тамбов в поэме предстает провинциальным городом, где процветает карточная игра. Документально эта версия подтверждается, причем ставки здесь были очень высоки: можно было, действительно, проиграть и дом, и имение, и даже жену. Так с легкой руки Лермонтова в великую реку русской литературы вливается ручеек тонкой иронии в
адрес тамбовских обывателей и их нравов.

ЕДИНСТВО ПРОТИВОРЕЧИЙ

Но есть и другие краски в тамбовском тексте русской литературы. Их добавил Максим Горький. Известно, что он побывал на Тамбовщине в 1888 году. По своим впечатлениям писатель создал два рассказа – «Сторож» и «Герой». В первом Горький повествует о том, как он, пробираясь сквозь непролазный быт, обрел здесь, наконец, профессию: работал сторожем и лесовщиком на станции Добринка и Борисоглебск-Грязи Царицынской железной дороги. Горький приходит к выводу, что нигде на Земле творческие силы жизни не оторваны так далеко друг от друга, как на Руси. Он увидел противоречие между народом, талантливым, сильным, желающим жить свободно, творчески, и ограниченностью земной жизни, когда человек должен зарабатывать на свой хлеб, ни о чем больше не
имея времени и возможности подумать. Однако в письме к Сергееву-Ценскому Горький, тоже по
тамбовским впечатлениям, отмечает: «…очень мы, русские, хороший народ: чем больше живу, тем
крепче убеждаюсь в этом. И если б нам удалось почувствовать трагическую прелесть жизни, изумительнейшую красоту деяния, – далеко ушли бы мы!» Наконец, «в тихом городе Тамбове, – городе, похожем на скучный сон», он находит своего героя, о котором поведает в одноименном рассказе. Горький признает, как и во многих рассказах из цикла «По Руси», что русский человек
поставлен практически в невыносимые бытовые условия, и чтобы просто оставаться человеком, ему нужно обладать огромной внутренней дисциплиной. Единственный выход – растить солнце в себе, сопротивляться, действовать, украшать жизнь «лучеиспусканием света души». Именно таков его герой.

В 1917 году, накануне революции, через Тамбовскую губернию в Балашов проезжал к своей возлюбленной поэт Борис Пастернак. После этой поездки родилось стихотворение «Мухи в мучкапской чайной» и еще несколько стихотворений цикла «Сестра моя – жизнь». Провинциальный
быт представляется Пастернаку оживающим, он — неразгаданный, закрытый, колючий, непознанный, сопротивляющийся и в то же время завораживающий. Надвигающаяся гроза соотносится с лирическим настроением поэта, с предощущением русской революции, которая уже чувствовалась в голосах людей, в каком-то особенном повороте времени и пространства.

На станции Усмань (нынешняя Липецкая область) в сентябре 1918 года побывала Марина Цветаева. Она приехала из голодной Москвы, чтобы выменять шелк и мыло на продукты. Это было столкновение с новым для нее миром народной стихии, от которого она была удалена в силу своего дворянского происхождения. Испытание оказалось суровым, пришлось пройти через череду унижений, да и результата поездка почти не дала. Зато появился очерк «Вольный проезд», где описаны эти впечатления. Но все-таки Цветаева получила здесь утешение – от встречи с чутким солдатиком, который в ее дневниках получает имя Стенька Разин. Он слушал ее стихи как завороженный, а затем сказал: «Это какой же человек сочинял? Не из простых, чай? А раскат-то какой! Аккурат как громом перекатило!» Отсюда в творчестве поэта возникает образ Стеньки Разина. И Цветаева начинает переосмысливать стихию русской жизни со всем, что есть в ней страшного и прекрасного.

В образе «Города Градова» Андрея Платонова узнается тот же провинциальный Тамбов, где нравы мало изменились со времен Лермонтова. Андрей Платонович прибыл сюда в 1926 году как инженер. Своей жене он с удивлением писал, что среди жителей «нет ни одного поэта, ни одного беллетриста». Платонов работал на производстве четыре месяца, пытался поставить дело на лад, но не всегда это удавалось. Зато он начал много и хорошо писать. Чем тяжелее, чем мрачнее и беспробуднее быт, в
который он погружается, тем интереснее его языковые находки. Так появились повести «Эфир-
ный тракт», «Епифанские шлюзы», а затем и «Город Градов». В них показана безысходность глубокой
русской тоски, которая отразилась на провинциальной жизни. Сатирическое перо без сожаления выписывает недостатки города и его обитателей.

Тамбовская казначейша – один из узнаваемых символов города
Тамбовская казначейша – один из узнаваемых символов города

ЧАСТЬ РОССИИ

Все эти произведения, с одной стороны, рисуют сатирические типы провинциальных характеров, иногда смешных, иногда неудобных для соседства; с другой, вписывают образы маленького города в картину большой Родины, Руси-России. Тамбовские жители – образы народные, укоренившиеся в русской действительности. В их простоте – абсолютная обнаженность бытия. Для писателей соприкосновение с глубинкой – прорыв в языковую стихию, в философию жизни, в понимание ее смысла. Сложность провинциальной жизни заставляет искать ответы на самые главные вопросы: зачем мы живем, как выживать, как оставаться человеком. И из этой сложности рождается удивительная красота.