ОТ ИСТОКОВ
Михаил Викторович – коренной тамбовчанин. Род Никольских – старинный и известный в городе. Генеалогическое древо ведется от протоиерея Николая Серафимовича Никольского. Сохранился документ о возведении его в сан чтеца, датированный 1863 годом.
С Тамбовом вот уже пятьдесят лет связаны и жизнь, и творчество профессора, кандидата педагогических наук, члена Союза художников России Михаила Никольского. Именно здесь лег в основу будущей карьеры первый кирпичик – почти в буквальном смысле.
«Однажды в южном районе города видел, как работал художник, и после него остались масляные краски. Я изрисовал ими кирпич на стене. Показалось очень забавно. Думаю, уже тогда, а было мне лет восемь, почувствовал тайну красок», – вспоминает о первом личном прикосновении к искусству Михаил Викторович.
На малой родине, за исключением времени учебы в Липецком пединституте, проходило его становление как мастера. Здесь же он нашел свою главную стезю в творчестве – иконопись. Икона глубоко поразила его в конце 80-х годов прошлого века. Как раз вскоре при Вознесенском приходе открылся иконописный класс. Возглавил его художник Сергей Логинов, преподавала также Нина Торопцева, которая училась при Троице-Сергиевой лавре у монахини Иулиании (Соколовой) – единственного человека, сохранившего на русской земле традиции иконографии.
«Я понял, что икона – это окно в мир Горний, – подчеркивает художник. – Мир Горний мы не видели. А изобразить его можем – через символы. Феноменальность иконы в том, что она более самое себя. Она вмещает невместимое, изображает неизобразимое».
После серьезного переосмысления жизненным кредо стала идея: не отрицай, а утверждай.
СВОЯ АТМОСФЕРА
Перед каждым человеком в то или иное время вставал вопрос: где приложить свои силы? Михаил Викторович не скрывает: были мысли о переезде в крупный город. По той причине, что в миллионниках больше возможностей для самореализации и общения с коллегами.
«Но всегда была внутренняя привязанность к родному городу, к тамбовской земле. Мне кажется, она не отпускает. Да и все нити, как ни крути, сходились здесь», – признается мастер.
Любой художник решает свои задачи в мастерской. Не так уж принципиально, где она находится, первостепенен процесс создания нового произведения. А представить его на конкурсе или вернисаже – дело наживное.
«Нет у нас никакой провинциальной оторванности, – убежден наш герой. – Мы, художники, обязательно посещаем все крупные выставки в Москве. Близко к нам и богатейшие галереи других городов».
Для того, чтобы творить, очень важна атмосфера. А Тамбов способен вдохновлять. Недаром отсылки к нему часто появляются в работах профессора Никольского, причем иногда совершенно неожиданно. Как на иконе Божией Матери «Прибавление ума»: с благословения священника абстрактный город, соотносящийся с итальянским Лорето, был стилизован автором под Тамбов. Где-то на него вообще указывается впрямую, как на картинах «Тамбов перед Рождеством» и «Ночь перед Рождеством». Где-то о задумке художника нужно догадаться: на картине «Адам несет крест» запечатлены силуэты тамбовских святых. И конечно, золотой фонд мастера – Тамбовская икона Божией Матери, образа святителя Питирима, праведного воина Федора (Ушакова) и других местных угодников Божиих.
СОБОРНОЕ ДЕЛО
Дорого Михаилу Викторовичу то, что вокруг – интересующиеся люди, а художники – не конкуренты, а соратники. Некоторые из них тоже полюбили икону – не только как святыню, но и как произведение искусства. Их поддержка дала возможность пойти дальше: в 2004 году на базе Детской художественной школы декоративного и прикладного искусства №2 имени В.Д. Поленова открылось отделение иконописи.
Становление иконописной школы – очень долгий процесс. Даже одному человеку, чтобы достойно овладеть навыком, требуется десять-пятнадцать лет. Такие опытные мастера на отделении уже есть. Они вошли в объединение «Къ Свету»: их воодушевила идея соборности.
«Мы руководствуемся примером древних иконописных мастерских, где величайшие произведения искусства создавала группа людей», – подчеркивает профессор Никольский.
При всей самобытности каждого конкретного автора есть общий подход к созданию образов, который позволяет говорить уже о тамбовском иконописном направлении. Ему свойственна определенная колористическая гамма: спокойные малахитовые тона, сложные синий и желтый цвета – их получают при смешивании других красок. Иконы пишут яичной темперой, которая изготавливается из стертых в порошок натуральных минералов и яичного желтка.
Профессиональные изографы уже четко понимают, что такое уставная икона, им удается объяснять канон ближнему кругу людей. Их миссия на сегодняшний день – не просто сохранять и развивать, но и доносить до зрителя. А роспись храмов – это, они надеются, еще впереди.
ВЗГЛЯД ИЗДАЛЕКА
Михаил Викторович убежден: жить надо радостно. Сам он при всей своей многополярной деятельности находит время на увлечения: коллекционирование колокольчиков и путешествия. Опыт дальних странствий не только расширил кругозор, он позволил сделать один очень важный вывод:
«Я посетил сорок одну страну мира. Видел основные культурные центры, мировые шедевры. И после этого Тамбов стал мне нравиться еще больше. Во-первых, он очень компактный, уютный, гармоничный. Во-вторых, комфортный для проживания. Здесь хорошо. Просто мы из-за будничной суеты этого не осознаем. Через призму поиска становится видно, что наш город – это очень интересно, красиво и ценно».