13 января в России отмечают День печати

Русским по белому

От печатной машинки до искусственного интеллекта: как изменилась журналистика за последние полвека.

Еще каких-то пятьдесят лет назад арсенал любого журналиста выглядел довольно скудно: «лейка» на шее, ручка с блокнотом в руках, да, пожалуй, собственная голова вместо «карты памяти». Современный журналист – словно универсальный солдат. Не просто пишет тексты — записывает подкасты, снимает видеоролики и ведет телеграм-каналы.

Изменилась не только профессия, но и сами редакции газет. И хотя очередей за свежим номером сейчас не встретишь, интерес к журналистике остается прежним. Впрочем, обо всем подробнее. Как изменилась журналистика за последние полвека – в нашем материале.

ВЫБОР НА ВСЮ ЖИЗНЬ

На черно-белом снимке – редакция легендарного «Комсомольского знамени». Тираж газеты, по меркам Тамбова, фантастический: десятки тысяч экземпляров. В главную газету тамбовской
молодежи Валерий Седых пришел в 1965 году, будучи студентом журфака Казанского госуниверситета. До этого, правда, успел поработать на заводе и переболеть мечтой об авиации.

Коллектив редакции "Комсомольское знамя". Фото из архива Валерия СедыхКоллектив редакции «Комсомольское знамя». Фото из архива Валерия Седых 

«Меня в журналистику привела сама судьба, — рассказывает Валерий Борисович. – Писать юмористические заметки я начал еще в школе. Состоял в редколлегии школьной газеты, выпускал сатирический листок… Писал стихи и прозу, посылал свои работы в разные журналы и газеты, но их отовсюду возвращали. Тяга к писательству была, но серьезно о журналистике я не думал. Вместе с моими закадычными школьными друзьями мы мечтали об авиации, занимались в авиакружке, участвовали в соревнованиях и планировали поступать в авиационный институт. В институт мы так и не поступили, однако мысль эту не отметали, решив пойти другим путем. В советское время действовало правило, что, имея рабочий стаж в два года, можно было поступить в любой институт. С мыслью стать авиатором я два года проработал на производстве. Сначала трудился на железной дороге, потом на заводе «Электроприбор».

Товарищи по заводскому цеху и подвигли будущего фельетониста стать студентом. Только выбрал Валерий Седых все-таки не авиационный институт.

«Меня тянуло писать, а этому нужно учиться. Встал вопрос: куда поступать? В литературный институт? Это смешно. Для этого нужно было иметь публикации. На журфак МГУ? Побоялся, что не примут «деревенского» парня. А тут ребята с завода рассказали про Казанский университет, уговорили поступать на заочное отделение.

Учеба на журфаке и приглашение в «Чаян» — татарский сатирический журнал, последователь знаменитого «Крокодила». Потом — возращение в Тамбов, работа в родной молодежке. Позже будет и «Тамбовская правда», ставшая впоследствии «Тамбовской жизнью», и многотиражка «Кибернетик» «Тамбоваппарата», и созданный с нуля «Город на Цне», преподавание на журфаке ТГУ
имени Державина, сотрудничество с десятком изданий России. Фельетоны и юморески Валерия Седых печатали даже за границей.

Фельетон – жанр особый. В советское время тираж сатирических изданий насчитывал миллионы экземпляров. Сегодня за него берутся единицы – то ли время избаловало читателей короткой информацией, то ли журналистика переживает новые «сложные времена» О том, как сильно изменилась профессия, Валерий Седых знает не с чужих слов. Журналистике он посвятил всю свою жизнь, продолжая писать, даже будучи на заслуженном отдыхе.

Ветеран журналистики Валерий СедыхВетеран журналистики Валерий Седых 

«Журналистика стала иной. И я говорю не только о жанрах. В советское время с помощью фельетонов и сатиры удавалось говорить о самых серьезных вещах. Ко мне приходили люди и просили написать о каких-то проблемах. И я писал. Были и угрозы, и попытки дать взятки, лишь бы какие-то темы не освещались на страницах газеты или журнала. Но страха не было. Наоборот – работадоставляла удовольствие, можно было помочь людям. Однажды с помощью фельетона я помог ветерану получить квартиру. Сегодня уровень критики в прессе несоизмерим ни с советским периодом, ни тем более с девяностыми. И я говорю не только о тамбовской прессе — в целом о средствах массовой информации. Есть еще одна тенденция, отличающая современную журналистику — она стала женской. Когда я пришел в молодежку, у нас работала всего одна женщина. Сейчас есть редакции, где мужчин нет вообще. Мне кажется, это влияет на саму журналистику. А мужчины уходят из профессии во многом из-за маленьких зарплат, и это тоже проблема».

Валерий Седых признается, что не раз задавал себе вопрос: ту ли профессию он выбрал? И ответ всегда подсказывала сама жизнь.

«Я ни разу не пожалел о своем выборе. Работа приносила удовольствие. И я не раз думал о том, как хорошо, что не стал авиатором».

НОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Известный в Тамбове журналист Виталий Полозов, который пришел в профессию в те самые девяностые, называет эти годы временем настоящих профессионалов:

«Наше поколение пришло как раз в девяностые годы с горящими глазами на волне свободы и в ожидании ее. С распадом Советского Союза, с началом демократии мы были полны надежд. В нашей профессии это называлось «новой журналистикой», и это было целое направление».

Тамбовский журналист Виталий ПолозовТамбовский журналист Виталий Полозов 

Виталий – выпускник журфака МГУ. Признается, что, с одной стороны, учиться в эпоху перемен было трудно. С другой, учеба отличалась тем, что можно было писать все. Конечно, полной свободы в принципе не бывает, но относительная – была. Появился даже своеобразный «новый стиль»:

«Считалось верхом профессионализма, когда ты пишешь о любых серьезных вещах, включая совещания и коллегии, непринужденно и даже слегка с иронией. Так модно было. Когда все положительно, все хорошо, народ этого не любит. А если пишешь положительно, но с иронией – другое дело. Кто так круче сделает, тот и настоящий профессионал.

Свобода для журналистов, считает Полозов, была во всем: можно было критиковать и центральную, и местную власть. В то время он работал в городской газете «Город на Цне». Но «доставалось» и областной власти.

«Тамбов считался «красным поясом»: у нас на фоне общей демократии губернатором был коммунист. Ему, конечно, не нравилось, когда журналисты его критиковали и «наезжали» на него. Но он это принимал как должное. Потому что раз объявили свободу – деваться некуда, принимай», – рассказывает Полозов.

По поводу самих девяностых журналист не соглашается с распространенным мнением, что это время самое тяжелое:

«Сейчас его ругают и в хвост, и в гриву. Я жил в это время и прекрасно видел, что происходило с 1992 по 2000 годы. В 92-м году страна была в таком ужасе! И это был не результат реформ, а как раз их отсутствие. И мы пришли к чему? Все было по талонам: от мыла до крупы. За восемь лет страна прошла путь от полной нищеты. И как бы Ельцина ни ругали, как бы Гайдара ни ругали, я считаю, что Егору Тимуровичу нужно памятник поставить за то, что он начал построение рыночной экономики с того, что отпустил цены. И к 2000 году, я считаю, мы подошли вполне готовыми: с супермаркетами, с огромным количеством товаров на прилавках. Но когда говорят, что Россия была на коленях, – врут откровенно. А что касается журналистики, то для нее это было золотое время».

Во-первых, говорит журналист, появилось множество самых разных газет. И эта тенденция была по всей стране. И конечно, появилась независимая от государства пресса. Да, признает Полозов, были и желтые газеты. Но были и «нормальные». Существовали и старые газеты, консервативные, в которые писали журналисты советской закалки.

Виталий Полозов в программе "Акулы пера" Виталий Полозов в программе «Акулы пера» 

«Журналистам было хорошо еще вот в чем. Я работал одновременно в «Городе на Цне» и в «Тамбовском времени». Так многие делали. Были и хорошие гонорары. Например, хоть цены тогда и были другими, полоса в «Тамбовском времени» стоила тысячу рублей, – вспоминает журналист.

С ностальгией говорит он и о дизайне газет девяностых. Сейчас почему-то вернулись к консервативной верстке. Заголовки – одним и тем же шрифтом. А тогда считалось, что газета должна бросаться в глаза: заголовками, большим количеством воздуха, иллюстраций. И хотя компьютерная графика тогда была еще не на том уровне, как сейчас, хорошие дизайнеры в Тамбове
были:

«Сейчас просто ставится материал, фотографии, текст. Это практически ничем не отличается от высокой печати, которая существовала прежде. А тут, когда пошла технически другая система, изгалялись как могли. Было много коллажей – сейчас их вообще почти не делают. Старались привлечь внимание. Это была рыночная экономика, которая вошла в журналистику. И каждый соревновался, чтобы привлечь читателей. Тогда народ читал газеты. Их тиражи в девяностые годы и сейчас просто несравнимы. У тамбовских еженедельников они доходили до 30-50 тысяч».

Появилось в девяностые и много телекомпаний: «Полис», «Олимп», «ВДВ», ряд других независимых. Все они делали новости по-своему. Журналист искал возможности подработать, где только можно.

«На «Олимпе» мы делали творческие вставки между музыкальными клипами. За это платили мизерные деньги, но важно было само творчество. И за эти деньги хотелось делать что-то необычное», – рассказывает Виталий Полозов.

На телеканале «ТВ-6» в девяностые шла программа «Акулы пера» – еженедельное музыкальное ток-шоу. Идея заключалась в следующем: в студию приглашались деятели российского шоу-бизнеса, поп и рок-исполнители, которым предстояло отвечать на острые и каверзные вопросы со стороны начинающих и уже известных журналистов из разных изданий, включая региональные. Тамбов представлял
Виталий Полозов.

«Я писал про все. Но моя личная «фишка» – рок-музыка. Этой теме в «Тамбовском времени» в каждом номере отводили несколько полос. А еще считалось, что в местных газетах обязательно должны были быть федеральные новости.

Виталий Полозов не согласен с тем, что Интернет скоро заменит бумажные газеты. Причина резко упавших тиражей, по мнению журналиста, в другом:

«Сейчас пропал интерес к газетам, потому что читатели примерно знают, что в них будет напечатано».

ОТ НОВОСТЕЙ ДО ЛОНГРИДОВ

Журналистский путь заместителя главного редактора газеты «Притамбовье», члена Союза журналистов России Елены Гридчиной начался чуть более пятнадцати лет назад в редакции районки — «Кирсановской газеты». Небольшое издание преимущественно освещало жизнь Кирсановского района и сельской глубинки. В разные годы газета имела разную полосность и тираж.

Заместитель главного редактора газеты «Притамбовье», член Союза журналистов России Елена ГридчинаЗаместитель главного редактора газеты «Притамбовье»,
член Союза журналистов России Елена Гридчина 

«Я пришла в издание в девятнадцать лет, и многие газетные процессы, поскольку по образованию я филолог, были для меня большой загадкой, — признается Елена. — Это сейчас можно зайти в Интернет и узнать всю самую актуальную повестку Тамбовской области буквально в два клика на телефоне. В 2008 году так оперативно и масштабно социальные сети и сетевые издания не
работали. А потому мне было очень интересно найти ответы на многие вопросы: как наполняется газета, откуда корреспондент узнает о событиях в городе и районе, а главное — как, не имея экономического, педагогического или медицинского образования, удается писать серьезные статьи на эти темы?»

Ответ на этот вопрос к Елене пришел спустя некоторое время, когда она поняла: чтобы быть по-настоящему хорошим журналистом, не обязательно иметь профильное образование. Для себя она определила три важных условия: опыт, огромнейшую начитанность, а именно желание учиться у настоящих мастеров слова, в том числе из федеральных изданий, и большую любовь к своей профессии и людям.

За прошедшие пятнадцать лет, по мнению Елены, а она поработала за это время в двух изданиях, газеты очень сильно трансформировались. По словам журналиста, в печатные СМИ пришел очень правильный и нужный тематический формат. К примеру, в каждом выпуске ее газеты есть новости, отражающие события в сферах экономики и АПК, образования и здравоохранения, культуры, благоустройства и ЖКХ, местного самоуправления. И если у подписчика нет времени мониторить жизнь округа, то, усевшись в среду вечером в любимое кресло, он может прочитать все главные
новости Притамбовья за пару часов.

«На страницах нашей газеты также выходят большие авторские тексты и спецпроекты. Социальная журналистика, и, думаю, отвечу сейчас не только за себя, но и за всех своих коллег, — интереснейшая часть работы. В фокусе внимания корреспондента оказываются самые сложные темы — истории о приемных семьях или родителях, воспитывающих в одиночку детей, на страницах делимся опытом воспитания малышей с ограниченными возможностями здоровья, рассказываем о духовном и физическом преодолении. И вот здесь, чтобы собеседник доверил тебе свою историю, очень важна любовь к людям», — считает Елена Гридчина.

Сегодня медиа не могут оставаться в стороне от происходящего в информационном поле, убеждена член Союза журналистов России:

Рабочие моменты Елены Гридчиной Рабочие моменты Елены Гридчиной 

«Меняется подход к подаче текстов. Сейчас на страницах печатных изданий уже практически не встретишь единый текст на две-три полосы. Иным становится формат авторских статей. Больше внимания стало уделяться иллюстрированию материалов: теперь сильный авторский текст нуждается в сопровождении несколькими фотографиями, а еще лучше, если они будут выполнены профессиональными фотографами. Плюс многие наши тексты содержат QR-код, перейдя по которому в рамках проекта, можно дополнительно увидеть фото или видео. Отмечу, что у нашей газеты «Притамбовье» несколько лет назад появился полноценный сайт. Все наши новости, репортажи и спецпроекты публикуются и в Интернете, что позволяет оставаться на связи с читателями в
онлайн-формате.

А еще Елена Гридчина уверена: цифровизация заставляет меняться как медиа, так и самих журналистов. Время диктует новые правила, а потому авторы становятся гораздо мобильнее и оперативнее.

«Произошло какое-то важное событие в регионе — через час-два оно должно выйти на сайт. Оправданна ли такая гонка? Вполне! Никому из тех, кто следит за информационной повесткой, не будет интересно читать новости через пару дней или неделю. Но такая оперативность не относится к проектной работе и лонгридам, которые требуют серьезной проработанности, внимательности и детальности. Я искренне верю в то, что печатные издания еще просуществуют, но чтобы быть конкурентными с сетевыми изданиями и телевидением, блогами в соцсетях, придется очень много работать и много меняться, — резюмирует журналист.

ЖУРНАЛИСТИКА БУДУЩЕГО

Анастасия Баженова – представитель современного поколения журналистов. Еще немного, и Настя станет дипломированным специалистом. Пока она студентка четвертого курса факультета филологии и журналистики Державинского университета. С выбором будущей профессии девушка определилась в старших классах:

«Нравилось писать тексты, а главное — получалось это делать. Мое изначальное представление о журналистике и видение себя в ней, конечно, поменялось в процессе учебы. Я думала, что моя будущая профессия – это про тексты. Но чем глубже я погружалась в нее, тем отчетливее понимала, что сфера эта — многогранная. Можно пробовать себя в фото-, теле-, радиожурналистике, блогинге, наконец. В какой-то момент у меня было желание поработать корреспондентом на ТВ или телеведущей. Но на протяжении всей учебы моя любовь и тяга к написанию текстов преобладают».

Студентка факультета филологии и журналистики Державинского университета Анастасия БаженоваСтудентка факультета филологии и журналистики
Державинского университета Анастасия Баженова 

Чему же учат сейчас будущих акул пера, репортеров, мастеров подкастов и блогов на профильном факультете тамбовского вуза? По словам студентки, вместе с современными видами медиакоммуникаций на журфаке не забывают о классических дисциплинах.

«Главное — мы должны овладеть современными медиаинструментами, уметь встраиваться в новые направления журналистского поля. Ведь даже классическая печатная газета сегодня доступна онлайн, у нее есть свои группы в социальных сетях, сайт. А это совершенно другая подача информации. Нас учат ее правилам, которые помогают завоевать внимание аудитории, привлекать ее на свою площадку. Но помимо этого, мы также изучаем базовые дисциплины: жанры журналистики, верстку газеты, фото- и тележурналистику и так далее», — рассказывает Анастасия Баженова.

Размышляя о журналистике ближайшего будущего, где Настя планирует занять свою нишу, студентка верит в то, что наряду с новыми направлениями по-прежнему своего читателя, зрителя, слушателя найдут бумажные газеты, телеканалы, радио:

«Просто будет больше площадок, различных каналов транслирования информации. А какие из них выбрать, каждый будет решать для себя сам».

Интересно – о спорте

«До определенного момента, я считала, что моих знаний и образования вполне достаточно для жизни, – признается студентка факультет филологии и журналистики ТГУ им.Державина Ирина Шиняева. – Но в 2020 году нас завалило потоком информации, достоверной и не очень. Тогда появилось первое желание внести в свою жизнь дополнительные знания».

«Ковидный период» как раз дал возможность пойти много семинаров, вебинаров, курсов. И те, кто хотел, активно этим пользовались.

«В 2022 году новый поток информации просто сбил нас с ног. Тогда поняла, что на обычном чутье и интуиции отличить достоверную информацию от авторского вымысла стало еще сложнее».

Так к Ирине и пришло понимание не просто желания, а необходимость получить профильное журналистское образование. Кстати, в ее «образовательной копилке» – уже несколько дипломов.

студентка факультет филологии и журналистики ТГУ им.Державина Ирина ШиняеваСтудентка факультета филологии и журналистики ТГУ им. Державина Ирина Шиняева 

«Даже, если в дальнейшем работать по специальности не буду, то полученные знания помогут в коммуникации с людьми», – добавляет студентка.

Тема дипломной работы на журфаке – «Популяризация восточных единоборств в социальных медиа». Причина банальна – сын и дочь Ирины профессионально занимаются тхэквондо. В нашей областной федерации проводится отличная работа не только со спортсменами, но и со зрителями и поклонниками этого вида спорта, отмечает будущий журналист:

«На примере нашей федерации тхэквондо я хочу показать, насколько важно рассказывать о каждом клубе и федерации в целом, в том числе и через социальные сети поддерживать интерес зрителей», рассказывать о событиях и спортивных мероприятиях.