Николай Мильченко и Роман Иванников работали над учебником в тандеме

Рельеф по дереву

Первый в стране учебник для детей, осваивающих резьбу по дереву, создан при участии тамбовских мастеров.

Резьба по дереву – искусство, требующее от мастера терпения, неторопливости, точности. Из века в век секреты мастерства передавались напрямую от учителя к ученику. Так продолжается до сих пор. Хотя это отнюдь не традиция, а простое стечение обстоятельств. Книг по резьбе на самом деле много, но, ориентированные на взрослых, они не объясняют, с какого края подступиться к деревянной заготовке. Чтобы появилась методическая опора для педагога и наглядное пособие для ребенка, потрудилась группа специалистов, в которую вошли преподаватели Детской художественной школы №2 прикладного и декоративного искусства им. В.Д. Поленова города Тамбова Николай Мильченко и Роман Иванников, а также их коллега из Братска Иркутской области Анастасия Васечкина.

Чем наполнен первый в стране учебник для детей, осваивающих резьбу по дереву, – наш корреспондент узнал из первых уст.

Николай Мильченко и Роман Иванников работали над учебником в тандеме
Николай Мильченко и Роман Иванников работали над учебником в тандеме

Учитель и ученик

Отделение резьбы по дереву во второй художественной школе работает более тридцати лет. У его истоков стоял Николай Леонтьевич, которому в то время приходилось идти по целине, разрабатывая структуру уроков, как и другим педагогам-резчикам по всей стране. Роман Евгеньевич прошел рядом с ним большую часть этого пути, только от уровня ученика. У преподавателей накопился огромный опыт, и они из практики вывели лучшие варианты проведения занятий с детьми.

«Им сложнее преподавать: важно, чтобы они поняли, чтобы заинтересовались. Среди них есть и подготовленные, и неподготовленные. Ставишь завышенный уровень – он непонятен для одной категории детей, заниженный – скучен для тех, кто имеют какое-то собственное развитие, талант. Поэтому надо найти серединку», – рассказывает Николай Леонтьевич.

Задач подготовки профессионалов в детской художественной школе не ставится, важно научить ребят видеть и ценить прекрасное. Но иногда выпускники становятся преемниками, чему свидетельство – пример наших собеседников.

Выполнять простейшие задания по резьбе новичок начинает со второго занятия – после элементарного знакомства с инструментами. Уроки проходят в группе, в это время педагог чередует виды упражнений: показывает приемы резьбы в индивидуальном порядке и дает время на самостоятельное освоение. Режут по липовым доскам. Для мастеров липа отнюдь не синоним подделки или плохого качества. Наоборот – мягкий, светлый, податливый материал. (Этими ее достоинствами как раз и злоупотребляли мошенники прежних времен, изготавливая «левые» копии печатей). Достаточно быстро у ребенка появляется первое собственное произведение, что пробуждает здоровый азарт. Далее идут темы посложнее: постигая премудрости геометрии, дети набивают руку на узорах в цепочку, которые должны быть одинакового размера и глубины, а потом создают более серьезные работы – разделочные доски, панно, статуэтки. На что-то масштабное у ребят уходит до года. Сегодня школа может похвастаться целой коллекцией работ разных классов.

«Со временем мы поняли, что нужно специальное пособие для детей. Это намного облегчило бы процесс обучения. Идея вынашивалась долго», – признается основоположник отделения.

На выставках резьба по дереву получает восторженные отклики
На выставках резьба по дереву получает восторженные отклики

Работа коллектива

Мысль о создании учебника укрепилась окончательно, когда под патронатом второй художественной школы стала проходить Всероссийская выставка-конкурс детского декоративно-прикладного искусства «Традиции и современность».

«Благодаря ему мы получили обзор резьбы в детских художественных школах по стране, – вспоминает Роман Иванников. – В сравнении стало очевидно, насколько ценный и интересный материал есть у нас. Мы увидели и свою самобытность, и высокий уровень».

С этим согласилась член жюри конкурса – советник Федерального Центра художественного образования Ирина Ловцова. Более того, она убедила в том, что тамбовчане могут достойно представить свои наработки в масштабах страны, и порекомендовала подключить коллегу из далекого сибирского города.

Авторы готовили пособие, опираясь на специальную литературу, на суждения педагогического коллектива, высказанные на просмотрах произведений учеников, на собственную практику – в Тамбове и в Братске. В итоге получилась уникальная методическая разработка для художественных школ.

«Это методика для детей и для будущих преподавателей. Мы даем материал, который из года в год повторяем на занятиях: как держать нож, под каким углом, каким должен быть нажим, с чего начинать рисунок», – поясняет Николай Леонтьевич.

Удалось не только доступно изложить технику резьбы по дереву, но и снабдить учебник богатым иллюстративным материалом. Под каждую тему Роман Евгеньевич специально изготавливал образцы геометрической и рельефной резьбы, поэтапно ведя фотофиксацию. А Николай Леонтьевич выполнил объемное изделие, также зафиксировав этапы на фотографиях. Кроме того, в конце учебника помещены репродукции детских работ с разными орнаментами и сюжетами. Профессиональную фотосъемку иллюстративного материала вел еще один специалист – Анатолий Никольский.

 

В комплекте

Учебник «Художественная резьба по дереву» для первого класса вышел в издательстве «Союз художников» в Санкт-Петербурге. Пособие представляет собой комплект из двух книг: иллюстрированный учебник адресован ученикам, а рабочая программа с методическими рекомендациями – преподавателям. Авторская разработка существенно дополняет федеральные стандарты, в русле которых работают учреждения допобразования.

«В подспорье педагогу по каждой теме даются конкретные указания: как подать материал, какие акценты сделать на уроке, где лучше показать ребенку принцип работы, а где – дать возможность для самостоятельного изучения», – уточняет Роман Иванников.

Мастерами разработана серия пособий для полного пятилетнего курса художественных школ. Пока опубликована лишь первая его часть. Остальные ждут своего времени в виде рукописей.

«Художественные школы очень долго жили в ситуации полного отсутствия методических пособий по всем предметам, – отмечает Роман Евгеньевич. – Думаю, их не было просто из-за того, что художники – за редким исключением – не привыкли изъясняться на письме».

Дети вырезают разные узоры
Дети вырезают разные узоры

Тепло и эксклюзив

Казалось бы, резьба по дереву в наше время искусство элитарное. Но это суждение поверхностное. Древесина – исконно русский материал, и стоит только присмотреться, чтобы найти в ближнем окружении резной предмет декора. Это могут быть наличники и декоративные панно, иконостасы в церквях и домашняя мебель, рамы для картин и кухонная утварь, игрушки и шкатулки.

«На выставках резьба по дереву получает не меньше восторженных откликов, чем живопись, – подчеркивает Роман Иванников. – Все уже пресытились тиражностью, пластиком. В обществе есть запрос на теплые уникальные вещи. Резьба находится в мнимом забвении не потому, что она неинтересна людям, а потому, что не сформирована индустрия. Хотелось бы, чтобы дизайнеры видели творческие возможности резчиков, вносили в свои проекты резные элементы, чтобы наши изделия появлялись на полках сувенирных лавок. Но определенно перспективы у этого вида искусства есть, и очень хорошие».