Капитальный ремонт плотины проходит в два этапа

Плотину в Пригородном лесу Тамбова введут в работу после капитального ремонта на год раньше намеченного

В данный момент ведутся работы по восстановлению конструкций плотины, обеспечивающих ее нормальное функционирование.

Для начала – небольшой гидротехнический ликбез. Чтобы было понятно, о чем, собственно, речь. Зачем нам вообще нужны шлюзы, дамбы, плотины и прочие ГТС-порождения человеческой мысли? На самом деле, очень даже нужны. Говоря специализированным языком, для поднятия водности. Именно они держат водохранилища и подпор для рек, чтобы те были глубже, чтобы в них накапливалось больше воды. А без нее – ну дальше вы сами знаете.

Например, плотина в Пригородном лесу Тамбова, больше известная всей округе как мост-плотина – ее, кстати, так даже на официальном уровне зачастую именуют, – не только держит водохранилище объемом более семидесяти миллионов кубометров воды. Выше нее «висит» канал Цны плюс вся река до самого Котовска. А еще Котовский пороховой завод. То есть если предположить, что этой плотины нет от слова совсем, то пороховому производству придется несладко – ему просто не будет хватать воды на охлаждение оборудования. Что, к слову говоря, и приключилось в прошлом году из-за понижения водного уровня.

Мост-плотина на Цне
Мост-плотина на Цне

ДРЕНАЖ И ПРОЧАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ

Но началось все годом раньше.

«В октябре 2021 года мы видели, что усилилась фильтрация в нижнем бьефе мост-плотины, – рассказывает директор Цнинской шлюзованной системы Надежда Петрова. – Сама по себе фильтрация – нормальный процесс, который есть на всех таких объектах. Плотина же строится на перепаде высот. А он предусматривает, что вода будет дренировать через ее дно».

Вопрос в том, как дренировать. Понятно, что плотина создает напор воды, в результате возникает ее усиленное давление. А особенность местных грунтов – в том, что они мягкие. Плюс «работают» родники. Все это естественным образом постепенно размывает грунт под плотиной. И понятно, что это процесс неизбежный. Вот только в случае с объектом в Пригородном лесу это был явно не дренаж и не фильтрация в обычном, «нестрашном» понимании – речь шла о конкретной протечке. Специалисты предположили, что под телом плотины образовалась промоина. Вызвали комиссию из Москвы, составили соответствующий акт. Плотина оказалась в неудовлетворительном состоянии. Появилась реальная опасность того, что дренаж будет увеличиваться все больше, как итог – ГТС может просто обрушиться. А это были бы такие водные процедуры, что мало бы не показалось – не забываем про семьдесят миллионов кубов воды.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

«Чтобы не допустить подобного, осенью 2021 года мы понизили воду на метр и начали готовить документы на проведение капитального ремонта плотины, – продолжает Надежда Петрова. – Вообще деньги, как правило, выделяются в течение трех лет. Но учитывая сложную ситуацию, наши просьбы и позицию правительства области, средства на проект нам выделили через четыре месяца, в марте 2022 года».

Таким образом, в прошлом году только готовился проект на проведение капремонтных работ. А как же плотина, которая, как мы поняли, уже никуда не годится? Весной 2022 года ставить ее под напор было невозможно. Вот здесь-то и возникает ставшая уже легендарной история с «народной плотиной» – перемычкой, которую построил местный предприниматель. Человек, который захотел помочь родному городу и по сути спас реку от вымирания. А в ответ получил уголовное дело – на пару с Надеждой Петровой. Причем история не завершилась до сих пор.

«А что было делать? – задается вопросом Надежда Петровна. – Если бы в тот момент эту перемычку не построили, экологический ущерб составил бы три миллиарда рублей – он уже подсчитан».

Похожую точку зрения высказывает и министр экологии и природных ресурсов Тамбовской области Алла Албегова:

«По сути все было сделано правильно. Но как у нас часто бывает, не предусмотрели каких-то формальных вещей. Сбор-разбор перемычки – это работы на водном объекте, которые требуют разрешения на пользование акваторией. На тот момент такого разрешения не было. Выходило так, что работы ведутся хозспособом, самостийно, несогласованно. Но фактически было сделано то, что нужно было сделать. В результате реке не позволили совсем обмелеть».

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

Капитальный ремонт плотины начался в нынешнем году.

Капитальный ремонт мост-­плотины – в самом разгаре
Капитальный ремонт мост-плотины – в самом разгаре

«Там столько работы, что было бы проще построить новую плотину, – говорит Надежда Петрова. – И чем дальше, тем больше я в этом убеждаюсь. Но назад уже не отмотаешь. Капремонт – это определенный статус. Это значит, что можно проводить только его и в тех параметрах, которые определены проектом».

В свое время плотина, как поясняет директор Цнинской шлюзованной системы, строилась в два этапа. Вначале построили то, что мы сейчас и называем мост-плотиной. И ее в первый же год обмыло со стороны дач. Поэтому возникла необходимость «прилепить» к ней вторую часть, которая была введена в строй через восемь лет.

Как теперь выясняется, проблема, которая привела к возникновению под мост-плотиной промоины, оказавшейся слабым звеном, возникла как раз между «двумя составляющими».

ТАК ПРОШЛО ЛЕТО

Тем не менее капитальный ремонт запущен – в хорошем смысле слова – и идет в настоящее время
полным ходом. С одним уточнением – он мог бы начаться месяца на три раньше. Просто вначале аукцион на проведение работ выиграло ООО «Стинэк»:

«Опыта и знаний в этой сфере у компании оказалось недостаточно. За три месяца с момента заключения договора компания это поняла. В результате расторгли контракт по обоюдному
желанию и сейчас заключили его с другим подрядчиком – «Самарастройком».

Капитальный ремонт плотины проходит в два этапа
Капитальный ремонт плотины проходит в два этапа

В ДВА ЭТАПА

Весь капремонт решили разбить на два этапа. Дело в том, что речку, ради которой все и затевалось, на время проведения работ деть некуда. Возможности построить обводной канал, чтобы вырыть котлован и провести ремонтные работы, нет. Поэтому пошли другим путем – вначале провести работы на мост-плотине, отделив ее котлованом, затем ремонтировать вторую половину.

В настоящее время первый этап работ в самом разгаре. Полностью отремонтировали правобережную дамбу, всю ее покрыли монолитным бетоном. Нашли проблемное место, где сейчас меняют конструктив, заново заливают панур, чтобы заполнить промоину.

«Завершена отсыпка котлована. Сейчас идет подготовка к засыпке ямы размыва и устройство панура. Это железобетонная плита перед сооружением, своего рода крыльцо плотины. То есть сейчас идут работы по заливке панурной части плотины, ее бетонирование. Задача – заполнить имеющиеся промоины камнем, затем забить бетоном, заполнить герметиком, – поясняет начальник Тамбовского гидроузла Андрей Агеев. – Затем нужно все разобрать, пропустить паводок, чтобы наши конструкции не залило во время него, а после отремонтировать вторую часть плотины».

В настоящее время рабочие вбивают в грунт на глубину до пятнадцати метров специальные шпунты – металлические конструкции, которые затем заливают бетоном. Такая технология позволит укрепить плотину и исключить ее размыв в будущем. Кроме того, ведутся работы по восстановлению других конструкций плотины, обеспечивающих ее нормальное функционирование.

Согласно плану, работы должны завершить к ноябрю 2025 года.

«Но я практически уверена в том, что к следующей осени мы полностью запустим плотину в эксплуатацию», – говорит Надежда Петрова.

А тогда, глядишь, и водные процедуры будет не страшно принять…