Борис Ольшанский. «Волхв Всеславович»

Откуда растут корни современного славянского язычества

Это новодел, который придумали конкретные волхвы конкретной общины, и придумывают его до сих пор.

Что-то вдруг всплыла в памяти карикатура из «Крокодила» сорокапятилетней давности. Волосатый молодой человек бьет поклоны перед шикарным иконостасом, а рядом мать соседке говорит: «А ведь начиналось с того, что просто иконы собирал…»

К чему бы это? А, вспомнил. Решив три-четыре недели назад написать про современное язычество, даже не думал, что так затянет. Нет, до вырезания персонального дубового Перуна дело не дошло – просто интересно стало. И интересно, прежде всего, как же все-таки люди ведутся на все эти псевдославянские штуки. Почему «псевдо», в прошлом номере нашей газеты мы пытались разобраться. Кому интересно, может найти статью или в печатном виде или на сайте «Новости Тамбова».

Напомним здесь только финальный вывод. Сегодняшнее язычество – это не язычество древнее. Это новодел, который придумали конкретные волхвы конкретной общины, и придумывают его до сих пор.

ДЕЛО МОЛОДОЕ?

Следующий вопрос, на самом деле очень важный: на кого в этих «ролевых играх» делают ставку? Ответ не новый, но от этого не менее правильный: естественно, на молодежь. Почему? Чем она привлекает языческие группы, в том числе ультраправые? Цитата: «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе. Она – потенция, готовая к любому начинанию». Гениально! Жалко, не я до этого додумался – английский философ Карл Маннхейм. «К любому» – обратили внимание? Как вы лодку назовете…

Чем же племя молодое привлекает радикальные языческие течения? Тут целый набор качеств: внушаемость, смелость, генная память, отторжение существующего режима, духовная свежесть, революционная убежденность, чувство справедливости, голос совести, идея спасения Родины, жертвенное служение идее, борьба как образ жизни, бескорыстие, духовные искания. Узнаете себя в юности? Нет? Лично я – да. Просто мне повезло – пошел по другому пути. Но не всем так везет.

Язычество цепляет молодежь прежде всего тем, что вы попадаете в большой другой мир. Там вас переодевают, вам устраивают праздник, вашими детьми занимаются. То есть вас сразу втягивают в незнакомое вам, но такое интересное общество. То есть был я себе каким-то служащим, «белым воротничком», и вдруг славянин – собственно, все, что я хотел.

Борис Ольшанский. «Иван – вдовий сын»Борис Ольшанский. «Иван – вдовий сын»

НЕПРАВЫЕ ПРАВЫЕ

Как заметил во время своего недавнего приезда в Тамбов доктор философских наук, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Центра религиоведческих и этнополитических исследований Ленин градского государственного университета имени А.С. Пушки на Роман Шиженский, сегодня в России есть две языческие группы. Одна топит за национализм, за этническое язычество, вторая придерживается язычества космополитического – мол, мы все братья, мир один, не надо делиться на национальности, все мы возрождаем одно – веру в природу, в предков и т.д. и т.п.

Насчет первых сразу оговоримся: любое упоминание в этом материале запрещенных на территории Российской Федерации организаций, их основателей и лидеров не является пропагандой и рекламой и используется исключительно в информационно-просветительских целях. Запомнили? Очень хорошо.

Итак, несколько персонажей: чтоб знать, откуда на самом деле корни.

Владимир Шаян – идеолог украинского родноверия. Еще в 1934 году основал первую организацию. Называлась она «Родная вера». Во Второй мировой войне активно сотрудничал с УПА. В 1944 году бежал из Львова в Германию. Там в 1945 году в Аугсбурге создал «Орден рыцарей Бога Солнца».

Лев Силенко – еще один идеолог украинского неоязычества, основатель украинского неоязыческого движения «Родная украинская народная вера» («РУН-вера»). Служил в Красной армии, летом 1941 года попал в окружение. Потом по непонятным причинам покинул лагерь для военнопленных. Есть версия, доказательств не сохранилось, что активно сотрудничал с гестапо. Понятное дело, затем он оказался в Германии. В 1964 году в США как раз и основал «Родную украинскую народную веру». Для ясности: жена бывшего президента Украины Ющенко вышла из этой организации. Это для тех, кто знает, кто такой Ющенко.

В чем суть? У РУН-веровцев «рулит» Даждьбог, а Силенко считается его пророком. «Мага Вира» («Великая вера»), которую он написал, – по сути, языческая библия, она пользовалась бешеной популярностью на Украине.

«Когда я там был, она продавалась буквально на каждом шагу», – рассказывает Роман Шиженский.

Борис Ольшанский. «Берегиня»Борис Ольшанский. «Берегиня»

О, времена…

Не могу не поделиться тем, что узнал об учении Силенко на просторах Интернета. Украина в нем представлена прародиной индоевропейцев, появление которых относится ко времени лет так тысяч 25 назад. Силенко называл их «ориане», а Украину – «Орианой». Индоевропейцы принадлежали не к «индогерманской», а к «индоукраинской расе». На Украине еще «тогда-тогда» возник первый протоалфавит, а оттуда распространился по всему свету. Здесь был создан древнейший в мире календарь, возникло первое земледелие, была одомашнена лошадь и создан колесный транс порт. Все эти изобретения распространили по всему миру. Выходцами из Украины, по Силенко, были шумеры, гиксосы, этруски, пеласги – те, кто интересуется историей, в курсе, кто это.

«Ориане» по Силенко – великие землепроходцы и колонизаторы. В Индии они покорили «монгольские племена», а на Среднем Востоке – семитские. Завоеватели Египта гиксосы были «русами» из Северного Причерноморья, они основали Иерусалим, изначально называвшийся «Руса салем»…

Стоп-стоп! Хватит! Одного перечисления всех «достижений» украинцев хватит еще как минимум страниц на двадцать, но, в общем, ясно, да? Все то, чем за…полняют головы современным жителям Украины, собственно, Силенко и придумал.

Еще один нюанс – сегодня РУН-веровские храмы действуют в Канаде, США, вполне возможно, что их уже построили на Украине.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Количество лидеров и пророков на один материал уже приближается к критическому. Поэтому на сегодня хватит. Знакомиться с отцами-основателями продолжим в следующий раз. Только напоследок одно замечание: тенденцию уловили? Лично я – да.

ВЕСТИ «С ПОЛЕЙ»

Эксклюзивное интервью ведущего специалиста России в неоязыческой теме нашей газете

Роман Шиженский. Один из немногих ученых, которые занимаются в первую очередь практическими исследованиями жизни славянских языческих общин. «В полях» изучал жизнь и деятельность подавляющего большинства языческих общин России и ближайших к ней стран.

— В каких языческих общинах довелось поработать?

— Это Польша, Украина, Белоруссия, вся Прибалтика, большая часть России. В нашей стране это те регионы, где язычество распространено больше всего, – Центральный федеральный округ и Сибирь. Там сегодня происходят очень интересные процессы, которые надо исследовать в комплексе. Нужно сравнивать развитие язычества в Сибири и в ЦФО.

— И насколько сильны различия между язычеством Центральной России и Сибири?

— Если мы берем нетрадиционные верования коренных народов, то современное родноверие со всеми вытекающими последствиями характерно для молодого поколения Сибири. Что удивительно, там сложилась необычная практика. Например, лидер – шаман, а община у него – славянская.
Лидеры современного русского язычества живут в Центральной России. Здесь интересно то, как молодежь, перенимая опыт, интерпретирует его под себя.

— Насколько часто неоязыческие общины выступают под видом Центров славянской культуры, клубов по интересам и тому подобных организаций?

— Это очень характерная тенденция. Сейчас это подается под видом различных групп и объединений, которые пытаются восстановить некую утерянную славянскую традицию. Но на деле это продвижение неоязыческих идей.

— Насколько велик процент радикальных неоязыческих течений в общей массе современного русского язычества?

— В настоящее время такие течения не очень велики по составу. Возможно, это связано с тем, что активная языческая молодежь ушла на фронт.

— Самая радикальная языческая организация, с которой вам пришлось поработать в полевых условиях?

— Это польская организация, в ее основе – футбольные фанаты.

— Насколько сегодня актуальна тема воздействия языческого контента на аудиторию, в том числе на молодежь, с использованием современных технологий?

— Крайне актуальна. В настоящее время работает несколько даже не сайтов, а платформ в Интернете, которые принадлежат лидерам языческого движения. Это удобное средство агитации, которое пришло на смену лекциям, брошюрам и публикациям в газетах.